Решение по делу № 2-161/2019 от 03.06.2019

Дело № 2-161/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 08 июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Бушмакиной О.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» об оспаривании решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Бушмакина О.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 2017 г. проживает в <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания. Жилым помещением пользуется на основании договора коммерческого найма, заключенного с администрацией ГП «Междуреченск». До 01 февраля 2018 года она получала субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решениями ЦСЗН по Удорскому району от 19.03.2018 № 851 и от 20.02.2019 № 515 ей отказано в предоставлении указанной субсидии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении субсидии, просила суд отменить указанные решения органа социальной зашиты, и признать за ней право на предоставление указанной субсидии с 01.02.2018.

Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала, доводы в их обоснование подтвердила, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» по доверенности Тимакова Т.П. иск не признала, считая оспариваемые решения об отказе истице в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законными и обоснованными. Пояснила, что единственным основанием для отказа в предоставлении субсидии является наличие у истицы временной регистрации по месту пребывания, и отсутствие регистрации по месту жительства. Других оснований для отказа в предоставлении субсидии не имеется, истица входит в категорию граждан, которые могут получать данную субсидию. Просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, материалы личного дела получателя субсидии, суд приходит к следующему мнению.

Из материалов дела следует, что Бушмакина О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 12.09.2013 по 12.07.2017 проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, где имела регистрацию по месту жительства.

С 12.07.2017 на основании договора коммерческого найма № 78 администрацией МО ГП «Междуреченск» Бушмакину М.И. была предоставлена <адрес>, в которой они проживают по настоящее время и имеют временную регистрацию по месту пребывания с 12.07.2017 по 12.07.2022, что подтверждено соответствующими документами.

С 15.12.2017 Бушмакина О.В. состоит на учете в ЦСЗН по Удорскому району по категории «одинокие неработающие граждане». По условиям предоставления субсидии истица через каждые полгода обязана проходить перерегистрацию с предоставлением полного пакета документов для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С заявлением в числе других документов она каждый раз предоставляла сведения о регистрации по месту жительства.

При очередном обращении 13.03.2018, решением ЦСЗН Удорского района от 19.03.2018 № 851 Бушмакиной О.В. в предоставлении указанной субсидии было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие у нее регистрации по месту жительства, при наличии только временной регистрации по месту пребывания.

Обратившись повторно 14.02.2019, решением ЦСЗН Удорского района от 20.02.2019 № 515 Бушмакина О.В. повторно получила отказ в предоставлении указанной субсидии по тем же самым основаниям, то есть по причине отсутствия у нее регистрации по месту жительства, при наличии только временной регистрации по месту пребывания.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Общие положения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены статьей 159 Жилищного кодекса РФ, согласно части 1 которой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (статья 40 часть 2 Конституции Российской Федерации). Поскольку Конституция Российской Федерации не определяет конкретные условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, федеральный законодатель, регулируя отношения в данной сфере, обладает необходимыми дискреционными полномочиями, позволяющими ему решать собственные правотворческие задачи с учетом конкретных социально-экономических и иных факторов. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения целей правовые средства соразмерны им.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Согласно пункта 3 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В силу положений пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов, в том числе, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Из пункта 11 Правил следует, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 60 данных Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии.

Пунктом 6.3 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, утвержденных приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016, субсидию рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям, в том числе, наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией.

Таким образом, по общему правилу органами социальной защиты населения возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания не применяется.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1)

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Под местом временного пребывания подразумевается, кроме прочего, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, либо пребывает помимо постоянного места жительства.

При этом регистрация по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер, является административным актом и не свидетельствует сама по себе о наличии либо отсутствии права пользования жилым помещением.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно выраженным в части рассматриваемого вопроса, в том числе в Постановлении от 4 апреля 1996 года, регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, не порождающим жилищных и гражданских правоотношений, отражающим, по смыслу названного Закона, факт проживания в жилом помещении.

Судом установлено, что истица Бушмакина О.В. с супругом до 12.07.2017 проживали в <адрес>, где имели регистрацию по месту жительства. По указанной квартире истице предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С регистрационного учета по месту жительства истица снята 12.07.2017.

12.07.2017 администрацией ГП «Междуреченск» семье Бушмакиных по договору коммерческого найма № 78 сроком на пять лет предоставлено в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>.

По информации МП ОМВД России по Удорскому району и администрации ГП «Междуреченск» истица с супругом зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту пребывания сроком по 12.07.2022.

По смыслу приведенных выше нормативных положений не предоставление гражданам субсидий по месту пребывания обусловлено тем, что граждане обязаны в силу закона регистрироваться по месту жительства, и по общему правилу, могут получать субсидии и иные меры социальной поддержки только по этому месту регистрационного учета. Место пребывания в этом смысле понимается как место другого (альтернативного) проживания при одновременном наличии места основного жительства.

В рассматриваемом же деле судом установлены иные обстоятельства. Как следует из материалов дела, истица с супругом в указанной квартире проживают постоянно и другого жилого помещения на каком-либо праве не имеют. Соответственно истица не имеет такого жилья, в котором она могла бы быть зарегистрирована по месту жительства. Сам переезд истицы из <адрес>, где она имела регистрацию по месту жительства, в <адрес> был вызван необходимостью из-за расселения жильцов из поселка, отключения домов от систем тепло- и энергоснабжения, невозможности постоянного проживания. Истица не имеет иного места жительства, кроме того, в котором фактически проживает в настоящее время, и пользуется им по договору коммерческого найма, то есть на основаниях, прямо предусмотренных жилищным законодательством. Наличие ограниченной определенным сроком жилого помещения по договору коммерческого найма муниципального жилья, и соответственно регистрация истицы в этом жилом помещении на определенный срок, само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания, и не препятствует истице получать социальные субсидии. Иное противоречило бы конституционным принципам правовой определенности и равенства граждан перед законом, не допускающим объективно неоправданных, несоразмерных и необоснованных различий в жилищных правах граждан.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, но имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица, как наниматель жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, не относится к категориям граждан, которым субсидии предоставляться не должны, а жилое помещение, которым она пользуется на основании договора коммерческого найма муниципального жилищного фонда, фактически является постоянным местом жительства истицы.

При таких обстоятельствах, суд считает решения ответчика об отказе в представлении истице субсидии на оплату коммунальных услуг не основанными на законе и подлежащими отмене со дня их принятия. Иных оснований для отказа в назначении Бушмакиной О.В. субсидии в решениях органа социальной защиты не указано, сторонами не названо и судом не установлено. Истица относится к категории граждан, которые могут получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что стороной ответчика в судебном заседании подтверждено и ими не оспаривается, что освобождает другую сторону от доказывания этих обстоятельств.

Принимая во внимание первоначальную дату обращения истицы к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии, с учетом требований пункта 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд считает, что субсидия должна быть ей предоставлена с 01 февраля 2018 года.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы. Положениями статьи 333.36. Налогового кодекса РФ государственные органы (а по рассматриваемому делу ЦСЗН Удорского района наделен полномочиями государственного органа по исполнению публичных обязательств), выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены только от уплаты государственной пошлины. Однако они не освобождены от понесенных по делу судебных расходов. Поэтому с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Бушмакиной О.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» об оспаривании решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить.

Признать решения (уведомления) ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» от 19.03.2018 № 851 и от 20.02.2019 № 515 об отказе Бушмакиной О.В. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными и необоснованными, отменив их со дня вынесения.

Признать право Бушмакиной О.В. на получение государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, начиная с 01 февраля 2018 года.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» в пользу Бушмакиной Ольги Васильевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 10 июля 2019 года в Удорском районном суде.

2-161/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бушмакина Ольга Васильевна
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН Удорского района"
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее