Решение по делу № 33-5117/2019 от 25.04.2019

Судья Колосова Л.В.

Докладчик Хабарова Т.А. Дело № 33-5117/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Быковой И.В.

судей Хабаровой Т.А., Александровой Л.А.

при секретаре Башкирцевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 30 мая 2019г. дело по апелляционной жалобе Васильевой Натальи Александровны к администрации Татарского района Новосибирской области на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 27 февраля 2019г., которым постановлено:

«Исковые требования Васильевой Натальи Александровны удовлетворить. Обязать администрацию Татарского района Новосибирской области предоставить Васильевой Наталье Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным, техническим требованиям и общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств бюджета Новосибирской области».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Хабаровой Т.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Васильева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Татарского района Новосибирской области об     обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма, указывая, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна администрация Татарского района Новосибирской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что предоставление жилого помещения истцу возможно только за счет средств бюджета субъекта РФ, субвенции из бюджета Новосибирской области для приобретения жилья истцу не предоставлялись. По мнению апеллянта, требование истца о предоставлении жилого помещения на момент рассмотрения искового заявления (т.е. вне очереди) противоречит требованиям закона. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы других лиц.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении спора, суд первой инстанции верно установил все юридически значимые обстоятельства по делу, при применении ном права, подлежащих применению.

Суд первой инстанции установил, что Васильева Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении, родителями Васильевой Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются ФИО и ФИО.

Мать истицы, согласно копии свидетельства о смерти , ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Чановского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО был лишен родительских прав в отношении Васильевой Натальи Александровны, а ДД.ММ.ГГГГ – умер.

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между органами опеки и попечительства администрации Чановского района Новосибирской области и ФИО установлено, что Васильева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была передана на воспитание в приёмную семью.

Из копии диплома о среднем профессиональном образовании <данные изъяты>), Васильева Наталья Александровна 30.06.2018г. закончила обучение в ГАПОУ Новосибирской области «Татарский педагогический колледж».

Конституцией РФ в ст. 40 гарантирует каждому право на жилище, при этом согласно специальной норме (ст. 109.1 ч. 1 ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по заявлению в письменной форме.

Аналогичные положения содержит Закон Новосибирской области N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", гарантирующий в ст. 1 предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из постановления главы Старокарачинского сельсовета Чановского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Васильева Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящаяся в приёмной семье, была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди.

Постановлением главы администрации Чановского района Новосибирской области -па от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; в данном списке под номером 42 значится Васильева Наталья Александровна.

Согласно справке администрации Татарского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, Васильева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Татарском районе с ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.А. в списке под .

Сообщением главы Татарского района от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой Н.А. было отказано в предоставлении в 2018 г. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, т.к. в 2018 г. обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение будет производиться тем, кто был включен в список до 2008 г. включительно.

Материалами дела подтверждается отсутствие прав у истицы на жилое помещение.

Из копии паспорта Васильевой Н.А. установлено, что она зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Из выписки из домовой книги установлено, что в доме по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Васильева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Изложенное, позволило суду прийти к убеждению, что право Васильевой Н.А. на предоставление ей однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры на территории Татарского района Новосибирской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 30 кв.м., не реализовано и подлежит защите.

При этом оснований, освобождающих ответчика от исполнения возложенных законом обязательств по соблюдению права истца, судом не установлено, как и не установлено коллегией оснований для согласия с доводами апелляционной жалобы.

Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание, что согласно п.5 ст.1 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 № 490-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с ФЗ РФ № 159-ФЗ переданы органам местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 490-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истицы на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязанность по предоставлению ей жилого помещения возлагается на администрацию Татарского района.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Татарского районного суда Новосибирской области от 27 февраля 2019г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Татарского района Новосибирской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5117/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Наталья Александровна
Ответчики
администрация Татарского района Новосибирской области
Другие
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Отдел опеки и попечительства Администрации Татарского района Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее