Дело № 2-99/16 03 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Т.А.Полиновой,
с участием прокурора В.В.Балашова,
при секретаре Н.Д.Старовойтовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к жилищно-строительному кооперативу №1059 об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ЖСК №1059, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.117), просил обязать жилищно-строительный кооператив № 1059 в срок до 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. привести в соответствие, с требованиями пожарной безопасности, в объеме лестничных клеток перегородки с дверным проемом у квартир <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей.
В обоснование своего иска указал, что ЖСК №1059, при осуществлении деятельности допускает нарушение пожарной безопасности. В нарушение «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ - в объеме лестничных клеток встроены помещения иного назначения, путем установки перегородок с дополнительной дверью у вышеуказанных квартир.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ЖСК №1059 – Быков С. А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал письменные возражения (л.д.170), пояснив, что ЖСК №1059 не устанавливала самостоятельно данные перегородки. Указанные в исковом заявлении перегородки были возведены непосредственно собственниками жилых помещений. Со стороны ЖСК №1059 никаких действий по согласованию установленных перегородок не предпринималось. ЖСК №1059 неоднократно на общих собраниях доводило до собственников жилых помещений о привлечении ЖСК №1059 к административной ответственности за самовольно установленные перегородки.
Представитель Отдела надзорной деятельности Красносельского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.124), представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором исковые требования поддерживают (л.д.165).
Третьи лица Бахорина А.В., Миронова Н.В., Гиричева Л.Э., Пономарева Л.А., Хренова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не поддержали. Указали, что перегородка у их квартир имеется. Никаких действий по согласованию данной перегородки они не предпринимали.
Третьи лица Волковицкий Д.Е., Егорова В.В., Селезнев Д.И., Селезнев Р.Д., Хрусталева Л.В., Лапкина Н.А., Исаева С.М., Храмов А.Б., Чистяков Г.В., Чистякова В.А., Забурко И.В., Гурбатов Е.А., Малахова Н.И., Горшков В.И., Соловьева Т.С. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д.125-126,129-132,137-138,141-142,145-164). Третье лицо Соловьева Т.С. представила возражение на исковое заявление. Остальные третьи лица возражений по заявленным требованиям не представили, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.90-100) Ранее, в судебном заседании от 12.01.2016 года указали, что перегородка имеется. Никаких действий по согласованию перегородки они не предпринимали (л.д.83-86).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Согласно ст. 38 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан.
В пункте 1.1 части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу положений ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
В соответствии с Уставом юридического лица ЖСК №1059 осуществляет управление, содержание, ремонт и эксплуатацию указанного жилого дома.
Жилищно-строительный кооператив №1059, по смыслу части 2 статьи 161 ЖК РФ, является одним из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Актом проверки отдела надзорной деятельности Красносельского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу № 2-15-1023 от 31.10.2014 г. установлено нарушение требований правил пожарной безопасности ЖСК №1059, по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д.3-6). Предписание органа пожарного надзора не исполнено.
Установлено, что ЖСК №1059, при осуществлении деятельности допускает нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы». Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
Отделом надзорной деятельности Красносельского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ЖСК №1029 27.09.2014 г., выдано Предписание № 2-15-597/1/1, позднее Предписание № 2-15-1023/1/1 от 31.10.2014 года, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, согласно акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 2-15-1023 от 31.10.2014 г. выявлены факты невыполнения Вышеуказанного предписания органов ОНД, а именно:
В нарушение п. 1 ч.2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст. 6 ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» п. 4.4.4 (СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений, п. 6.32») - в объеме лестничных клеток устроены помещения, путем устройства перегородок с дверным проемом у квартир <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>.
Факт установления перегородок на участке лестничного коридора, примыкающего к вышеуказанным квартирам, в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Доводы ответчика о том, что перегородки установлены собственниками помещений и у ответчика отсутствуют правовые основания для сноса перегородок, суд находит заслуживающими внимание.
Однако, требования прокурора заявлены не о сносе перегородок, а об устранении требований нарушений пожарной безопасности.
Таким образом, ответчик, осуществляя управление домом, должен предпринять все зависящие от него меры, предусмотренные законом, в том числе по решению вопроса по узакониванию перегородок собственниками. Однако, ответчиком никаких мер не предпринималось.
Суд приходит к выводу, что ответчиком не проведены мероприятия по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда по <адрес>. Так, при несогласии собственников устранить выявленные недостатки, узаконить перегородки и привести их в соответствие с требованиями пожарной безопасности, ответчик, не лишен права принимать дополнительные меры. Ответчик, являясь управляющей организацией дома, должен, в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, обеспечить соблюдение в доме требований пожарной безопасности, обеспечить доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечить соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Исполняя свои обязанности управляющей организации, ответчик был вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в адрес собственников указанных квартир, о приведении указанных перегородок в соответствии с требованиями законодательства.
Разрешая спор, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, суд пришел к выводу, что перегородки <адрес> являются самовольными, установлены с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании ЖСК №1059 совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать ЖСК №1059 в течение 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению требований пожарной безопасности перегородок с дверными проемами у квартир <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> по адресу: <адрес>.
Взыскать с ЖСК №1059 в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение
составлено 03.03.2016 года.