Решение по делу № 2-795/2020 от 12.02.2020

Дело № 2-795/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года                            город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи                Манжиковой Т.П.,

при секретаре                        Манжеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приютненского прокурора района Республики Калмыкия в интересах Чубова Сергея Николаевича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Прокурор Приютненского района РК в интересах Чубова С.Н. обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения РК, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки установлено, что Чубов С.Н. с 17 августа 1988 года по настоящее время работает в БУ РК «Приютненская РБ» в должности врача-стоматолога. На основании Распоряжения министерства земельных ресурсов РК от 7 февраля 2013 года № и Распоряжения Правительства РК от 20 февраля 2013 года № Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Приютненская центральная районная больница» безвозмездно передана в государственную собственность Республики Калмыкия по передаточному акту от 28 февраля 2013 года и ему присвоено наименование Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Приютненская районная больница». Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к БУ РК «Приютненская РБ» является Министерство здравоохранения РК. Указывает, что Чубов Н.С., как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности до 1 января 2005 года, приобрел право на получение льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Меры социальной поддержки на коммунальные услуги ему не предоставлялись. За период с 01 января 2017 года по 31 января 2019 года Чубов С.Н. понес расходы по оплате коммунальных услуг за отопление в размере 29 213 руб. 69 коп., за электроэнергию – 31 402 руб., всего на общую сумму 60 616 руб. 34 коп.

Просит взыскать с Министерства здравоохранения РК в пользу Чубовова Н.С. в возмещение понесенных расходов по оплате за отопление и электроэнергию в размере 60 616 руб. 34 коп.

Истец Чубов Н.С., надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Старший помощник прокурора Приютненского района РК Тоглиева Э.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит исковые требования, заявленные в интересах Чубова С.Н. удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РК, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин не явки в суд не представил, возражения по иску в суд не направил.

Выслушав пояснения и доводы прокурора, поддержавшие исковые требования, заявленные в интересах Чубова С.Н., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ ограничения по предъявлению прокурором заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социального обеспечения.

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Медицинские работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005г.), имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Данная норма утратила силу на основании Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, согласно его преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 признана утратившей силу.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1, дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 965-О-П изложена правовая позиция, согласно которой установленное пунктом 2 статьи 42 и частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в ранее вынесенных им решениях, - не может рассматриваться как не допускающее реализацию возникшего у работников библиотек образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

В соответствии с п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.

П.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», действующего с 01 января 2012 г., Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из нормы федерального закона следует, что на органы, устанавливающие соответствующие меры, возложено право выбора установления правового механизма, предоставляющего гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам.

Исходя из положений п. 3 ст. 158 БК РФ, такая обязанность возлагается на главных распорядителей бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия.

Как установлено судом, Чубов С.Н. обратился с заявлением к прокурору Приютненского района РК о проведении проверки по факту невыплаты денежных средств, затраченных на коммунальные услуги по отоплению и освещению, как медицинскому работнику. Чубов С.Н. 17 августа 1988 года работает врачом-стоматологом в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Приютненская районная больница».

Из справки Администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 13 января 2020 года № следует, что Чубов С.Н. проживает по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги № (лицевой счет № 63), основным квартиросъемщиком жилого дома по адресу: <адрес>, является Чубова Л.В., истец Чубов С.Н. является супругом Чубовой Л.В.

Согласно справке КУ РК «Центр социальной защиты населения Приютненского района» № от 14 января 202 года, Чубов С.Н., зарегистрированный по адресу: <адрес>, на учете в КУ РК «Центр социальной защиты населения Приютненского района», как получатель ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилищно-коммунальные услуги не состоит. Также по вышеуказанному адресу зарегистрирована Чубова Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая на учете в КУ РК «Центр социальной защиты населения Приютненского района» как получатель ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилищно-коммунальные услуги не состоит. Чубова Л.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в КУ РК «Центр социальной защиты населения Приютненского района» с 01 сентября 2014 года как ветеран труда и пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Законом РК «О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла». За период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года Чубовой Л.В назначено и выплачено 4 785 руб. 78 коп.

Таким образом, за Чубовым С.Н., как медицинским работником, проживающим в сельской местности, работающим в государственном учреждении здравоохранения и до 01 января 2005 года приобретшим право на льготы по оплате коммунальных услуг, указанная льгота сохраняется.

Согласно расчету истца по оплате коммунальных платежей, за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года и за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года истец Чубов С.Н., с учетом назначенных и выплаченных 4 785 руб. 78 коп., понес расходы по оплате коммунальных услуг за отопление в размере 29 213 руб. 69 коп., за электроэнергию в размере 31 402 руб. 65 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района РК взысканы с Министерства здравоохранения РК в пользу Чубова С.Н. в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг: за освещение в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, за отопление в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, всего на общую сумму 31 294 руб.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании в пользу Чубова С.Н. с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия компенсации расходов по оплате за потребленную электроэнергию и за отопление за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года и с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года за отопление 29 213 руб. 69 коп., за электроэнергию 31 402 руб. 65 коп., всего в размере 55 830 руб. 56 коп.

Таким образом, исковые требования прокурора Приютненского района Республики Калмыкия в интересах Чубова С.Н. подлежат удовлетворению.

Суд считает возможным не взыскивать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, поскольку Министерство здравоохранения РК является государственным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-19 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Приютненского района Республики Калмыкия в интересах Чубова Сергея Николаевича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Чубова Сергея Николаевича в счет компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, и за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года за отопление 29 213 рублей 69 копеек, за электроэнергию 31 402 рублей 65 копеек.

Всего в размере 55 830 рублей 56 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Манжикова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года.

2-795/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чубов Сергей Николаевич
Прокурор Приютненского района Республики Калмыкия в интересах Чубова С.Н.
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Манжикова Татьяна Павловна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
13.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее