Решение по делу № 12-83/2020 от 27.01.2020

Дело УИД № 42RS0040-01-2019-001728-38

Номер производства по материалу № 12-83/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                              10 марта 2020 года

Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Глебов Д.В., с участием представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области Манелюка И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области (ФГБУ "Управление "Кемеровомелиоводхоз") Белогура С.Н. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от 22.07.2019 (текст изготовлен 25.07.2019) № РСН 42-323/2019-ЗН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области № РСН42-323/2019-ЗН от 22.07.2019 (текст изготовлен 25.07.2019) ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6, ч.2 ст. 8.7 КРФоАП и подвергнуто наказанию с учетом ч.3.2, ч3.3 ст. 4.1, ч.2 ст.4.4 КРФоАП по в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Считая постановление необоснованным, ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» обратилось в суд с жалобой и просит постановление по делу об административном правонарушении отменить по следующим основаниям.

28 августа 2018 г. Приказом Управления Россельхознадзора № 805-в было предписано провести плановую, выездную проверку в отношении заявителя. Согласно пункту 8 Приказа № 805-в срок проведения проверки - 20 рабочих дней с 05 сентября 2018 г. по 02 октября 2018 г. Приказ № 805-в получен Учреждением 04 сентября 2018 г. и с 10 по 12 сентября 2018 г. в Управление Россельхознадзора были представлены затребование документы. Приказом № 805-в были определены мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки (п. 11). Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Согласно Приказу Заместителя Руководителя Мальцевой Т.А. Управления Россельхознадзора от 01.10.2018 г. № 920-в о продлении проверки с 03.10.2018 по 30.10.2018 на 20 рабочих дней, поводом продления указана служебная записка государственного инспектора Ивановского В.М. и на то что на землях сельскохозяйственного назначения отобраны и направлены для исследования пробы почв, на дату 01.10.2018 экспертные заключения по результатам исследований не получены, исследования. При этом указаний на какие-либо исключительные обстоятельства, послужившие основание для продления проверки в данном приказе либо служебной записке не имеется. Кроме того, срок проведения проверки продлен не руководителем органа Машуковым С.В., приказ о продлении проверки подписан Заместителем руководителя Управления Т.А. Мальцевой, следовательно, продления проверки не произведено в надлежащем порядке и все проводимые действия Управлением Россельхознадзора являются незаконными.

Учреждение считает, что Управление Россельхознадзора не компетентно привлекать к административной ответственности заявителя, поскольку нарушения выявлены на земельном участке занятом объектом недвижимости магистральным трубопроводом, оборот которого не регулируется Законом № 101-ФЗ.

Из Постановления следует, что при строительстве магистрального трубопровода в результате земляных работ, часть земельного участка и смежные земли нарушены, плодородный слой почвы предварительно не снимался, перемешан с нижележащим грунтом (глиной), земляные работы осуществлялись в отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель.

Тем самым со стороны Учреждения имеет место невыполнение ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, положений Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель».

Согласно Постановлению свидетельством невыполнения обязанностей по рекультивации земель, является осмотр территории строительных работ, согласно которому местами траншея не полностью засыпана, имеются проседания грунта, на глаз определил мощность плодородного слоя, зафиксировал смеси плодородного слоя почвы по длине части земельного участка, следы работы тяжелой техники.

С целью определения негативного влияния земляных работ на почву с нарушенных земель взяты пробы.

Также при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности не было учтено следующее:

Земляные работы на нарушенных землях проводились в рамках строительных работ на объекте Учреждения магистральный трубопровод МТ-1 согласно проекту «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (3 очередь), Кемеровский район, Кемеровская область».

На нарушенном земельном участке с кадастровым номером расположен магистральный трубопровод МТ-1, разрешенное использование участка - для реконструкции магистрального трубопровода МТ-1 по объекту «Реконструкция Кемеровской оросительной системы, 3 очередь, Кемеровский район, Кемеровская область». Земельный участок не пригоден для производства сельскохозяйственной продукции и не использовался для ведения сельского хозяйства.

Согласно разработанной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, изготовление проекта рекультивации нарушенных земель в качестве отдельного документа не предусмотрено. При этом мероприятия по рекультивации нарушенных земель при реконструкции оросительной системы вошли в перечень мероприятий по охране окружающей среды (том 8 проектной документации).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правила проведения рекультивации и консервации земель).

При разработке проекта реконструкции объекта проектной организацией было учтено, что строительно-монтажные работы на магистральном трубопроводе не приведут к нарушению земель, что земли, утратят свою хозяйственную ценность (никогда не использовались для выращивания продукции) или станут источником отрицательного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, было выбрано указанное направление рекультивации.

Томом 8 проектной документации (стр. 40) и томом 4 технического отчета по инженерноэкологическим изысканиям (стр. 37) предусмотрено, что в соответствии с ГОСТ 17.5.3.06-85 почвенный покров подлежит снятию на участках проектируемого нарушения земли и складируется во временный отвал. По завершению строительно-монтажных работ и засыпки котлована, нарушенная почва рекультивируется: а именно поверхность планируется, надвигается плодородный слой почвы, производится посев многолетних трав. Выписки из проектной документации были направлены Управлению Россельхознадзора.

По государственному контракту подрядная организация земляные работы и рекультивацию нарушенных земель осуществляла в соответствии с проектной документацией.

27 сентября 2018 г. когда Управление Россельхознадзора производило осмотр территории и забор проб, на участке велись строительные работы, в том числе мероприятия по рекультивации. Уже были произведены работы по засыпке траншеи, действительно имелись проседания, которые вызваны другими факторами, такими как: грунтовые воды, насыпные грунты. Снятый плодородный слой почвы лишь частично был уложен, лежал по краям траншеи, привозился с отвала с другого земельного участка, работала техника, велась подготовка к планированию (разравниваю) поверхности, что и было зафиксировано Управлением Россельхознадзора.

Предусмотренные проектом работы по разработке грунтов группы 1 и 2, предусматривающие перемещение грунта, плодородного слоя почвы и рекультивационные мероприятия, были выполнены подрядчиком при производстве строительных работ, кроме посева многолетних трав, что зафиксировано в акт о приемке выполненных работ. Посев многолетних трав производиться в июне следующего года. Государственный контракт с подрядчиком и акт о приемке выполненных работ был представлен Управлению Россельхознадзора.

Помимо изложенного, том 4 Технического отчета по инженерно-экологическим изысканиям также содержит протокол проб земель магистрального трубопровода.

Если взять показатели проб почвы в период подготовки проекта реконструкции и показатели проб полученных Управлением Россельхознадзора, то их результаты практически идентичны друг другу, при этом указанный отчет данные показатели относит к благоприятным показателям состояния почвы. Содержание тяжелых металлов даже уменьшилось по сравнению с 2014 годом.

Учреждение считает, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства отсутствовало. Подрядная организация производила рекультивацию земель согласно проектной документации.

Представленные Управлением Россельхознадзора заключения не подтверждают вину Учреждения в уничтожении плодородного слоя почвы, в том числе мощностью не менее 40,0 см и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровых, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что данные земли являются нарушенными, утратившими свою ценность согласно разрешенному использованию, фактически выбыли из сельскохозяйственного оборота.

Законный представитель юридического лица, извещенный надлежащем образом о дате, времени и месте, в судебное заседание не явился. Считаю возможным материалы дела рассмотреть с отсутствие не явившегося представителя юридического лица.

Выслушав представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным в силу следующего.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Судом установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора от 28.08.2018 № 805-в в отношении ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» проведена плановая выездная проверка за соблюдением требований законодательства РФ. 27.09.2018 в ходе проведения проверки проводился осмотр части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, Береговое сельское поселение, северо-восточнее д.Береговая, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2016, повторное, взамен свидетельства от 30.01.2015), собственник - Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права от 05.10.2015). Разрешённое использования данного участка - для реконструкции магистрального трубопровода МТ-1 по объекту «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область». Площадь участка 9670 кв.м. При проведении осмотра установлено, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым проводились земляные работы, в результате которых земли участка нарушены, плодородный слой почвы предварительно не снимался и перемешивался с нижележащим грунтом (глиной). О том, что плодородный слой почвы перед проведением работ не снимался свидетельствует то, что местами траншея не полностью засыпана, по длине траншеи около 50 метров имеются проседания грунта от 0,5 метра до 1,0 метра в северо-восточной стороне траншеи, по краю траншеи (с её восточной стороны) наблюдается отвал плодородного слоя почвы в результате воздействия рабочего органа землеройной машины (ковш экскаватора). По краю траншеи можно определить мощность плодородного слоя почвы, которая составляет не менее 40 см. По всей длине части ЗУ с на расстоянии около 3 метров друг от друга наблюдаются кучи смеси плодородного слоя почвы с мусором (большей частью растительного происхождения в т.ч.: стволы, ветви, корни деревьев, местами целые деревья с зелёной листвой, зелёная сорная трава). В некоторых кучах наблюдается присутствие угольного шлака. В северо-западной части ЗУ с в месте ранее складируемого грунта, наблюдаются следы работы тяжёлой техники по засыпке траншеи. Рельеф нарушенной части участка в этом месте изрезан колеями от колёс техники, глубиной до 50 см. Плодородный слой почвы в этой части ЗУ с продолжает быть перекрытым смесью грунта с ПСП на площади не менее 200 кв.м.

С целью определения негативного влияния вышеуказанных земельных работ ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» на почву ЗУ с , специалистами ФГБУ “Кемеровская МВЛ”, с нарушенных земель - с куч смеси ПСП с мусором (пробная площадка № 1), смеси глины с ПСП по всей длине нарушенных земель (пробная площадка № 2), а для сравнения - на расстоянии около 100 метров к востоку от нарушенных земель проба сравнения (фон) (пробная площадка № 3), в ходе осмотра были отобраны и направлены на исследования в ФГБУ «Кемеровская МВЛ» пробы почв.

По выявленному факту нарушения земельного законодательства РФ в отношении юридического лица - ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» составлен протокол об административном правонарушении № РСН42-322/2019-ЗН от 02.07.2019 года по ч.2 ст. 8.6 КРФоАП, протокол об административном правонарушении № РСН42-323/2019-ЗН от 02.07.2019 года по ч.2 ст. 8.7 КРФоАП. Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области № РСН42-323/2019-ЗН от 22.07.2019 (текст изготовлен 25.07.2019) ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6, ч.2 ст. 8.7 КРФоАП.

Согласно постановления, юридическим лицом ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» (землепользователем), в результате проведения земляных работ по реконструкции магистрального трубопровода МТ-1 по объекту «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 4734 кв.м в том числе: на землях сельскохозяйственного назначения площадью 712 кв.м., смежных с частью земельного участка с кадастровым на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым площадью 4001 кв.м.; на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым площадью 21 кв.м, смежной с частью земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по охране и защите земель от захламления, загрязнения отходами производства, истощения и иного негативного воздействия на землю (плодородный слой почвы захламлен, загрязнен мусором, большей частью растительного происхождения в т.ч.: стволы, ветви, корни деревьев, местами целые деревья с зелёной листвой, зелёная сорная трава, древесными остатками, угольного шлака, нарушения рельефа нарушенной части участка колеи от колёс техники, глубиной до 50 см), допущено уничтожение земель и почв, вследствие смешения его с нижележащими горизонтами (суглинком), ухудшение качественного состояния земель, что привело к выведению земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственного оборота и не возможности использования для производства сельскохозяйственной продукции без проведения мероприятий по восстановлению нарушенных земель.

Диспозиция ст. 8.6 ч. 2 КРФоАП предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы.

Статьей 8.7 ч. 2 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Пункт 31 части 4 статьи 1 Закона 294-ФЗ предусматривает, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

В соответствии с Земельным кодексом РФ изданы нормативно правовые акты: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре", Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2017 N 46052).

Согласно п. 24 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 591, общий срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки продлевается руководителем (заместителем руководителя) Россельхознадзора (территориального органа), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий, граждан не более чем на пятнадцать часов.

В связи с необходимостью проведения длительных исследований заместителю Руководителя Управления от государственного инспектора отдела государственного земельного надзора поступила служебная записка, с просьбой продлить срок проведения проверки. Приказом заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора от 01.10.2018 № 920-в, срок проведения проверки продлен на 20 рабочих дней с 03.10.2018 по 30.10.2018, приказ о продлении проверки подписан уполномоченным лицом. С учетом объема проверки, проводимых мероприятий, исследований, решение о продлении срока проверки является обоснованным и соответствует положениям Закона 294-ФЗ. Издание приказа мотивировано.

Ссылка в жалобе на то, что само проведение проверки в период, превышающий 20- дневный срок, установленный ст. 13 Закона РФ от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля" является незаконным, судьей отклоняется, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 названного Закона, его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением, в том числе, административного расследования, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В рассматриваемом случае проверка проведена в рамках административного законодательства, в связи с чем, положения указанного Закона к рассматриваемым правоотношениям неприменимы. Таким образом, доводы представителя ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» о нарушении положений Закона 294-ФЗ при проведении проверки не состоятельны.

В соответствии с положениями статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (ч. 6 ст. 79 ЗК РФ).

Термин «земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества» в абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на практике понимается во взаимосвязи с термином "земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции" (пункт 2 статьи 77 ЗК). Исходя из него Закон не распространяется на участки, занятые только сельскохозяйственной наземной недвижимостью (животноводческими комплексами, птичниками, коровниками и т.п.).

Нарушенные в результате проведения работ земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Таким образом постановление о назначении административного наказания от 25.07.2019    № РСН 42-323/2019-ЗН вынесено заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления в пределах его компетенции и компетенции административного органа.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Часть 1 статьи 13 ЗК РФ устанавливает, что охрана земель представляет собой деятельность.. . юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 3 ст. 13 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 ЗК РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Пунктами 1.1, 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 установлено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. Снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, почвы являются компонентами природной среды и природным ресурсом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «О защите окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из содержания пунктов 1, 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Недопустимость перемешивания слоев почвы прямо закреплено в пунктах 1.1, 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85, в соответствии с которыми при производстве земляных работ необходимо производить снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы. Плодородный слой и минеральный грунт должны сниматься селективно, отдельно друг от друга, не допуская их перемешивания.

При производстве работ обществу надлежало обеспечить соблюдение установленных требований по снятию слоев почвы селективно, в определенной последовательности, перемещению во временный отвал и прочих действий, исключающих перемешивание разных слоев почвы.

Согласно экспертных заключений №№ 168/660, 168/661, 168/662 от 25.10.2018 имеет место захламление и загрязнение почв и земель сельскохозяйственного назначения, их деградация, порча и уничтожение плодородного слоя почвы.

Указанное свидетельствует о нарушении юридическим лицом ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» требований ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «О защите окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", что образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП.

В жалобе представитель ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» выражает несогласие с привлечением учреждения по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, согласно которой объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный: не выполняет или несвоевременно выполняет обязанности по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Вместе с тем, постановлением от 25.07.2019 № РСН 42-323/2019-ЗН юридическое лицо привлечено по ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП, объективная сторона предусмотренного в ней административного правонарушения состоит в том, что виновный не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Таким образом, доводы приведенные в жалобе представителем ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» не обоснованы.

Обстоятельство, что учреждение осуществляло соответствующие работы с привлечением иного лица (подрядчика), не ставят под сомнение виновность привлекаемого лица и не влекут освобождение учреждения от административной ответственности.

Учреждение является пользователем нарушенных земельных участков, обязано соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв. Объект: магистральный трубопровод принадлежит ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» на праве оперативного управления. Именно ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» предоставлено право пользования земельным участком.

ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» надлежало контролировать ход проведения работ, в том числе в части соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Это следует и из смысла государственного контракта по выполнению подрядных работ от 11.05.2018, согласно которому заказчик в любое время проверяет ход, соответствие и качество выполняемых Подрядчиком работ, установленных настоящим контрактом и другими обязательными для подрядчика требованиями, участвовать в освидетельствовании работ, осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, а так же качеством оборудования, используемого подрядчиком при выполнении работ (п. 5.2.3).

Таким образом, приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что у ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» имелась реальная возможность выполнить требования действующего законодательства РФ, однако исчерпывающих мер учреждением предпринято не было для недопущения выявленных нарушений, что подтверждает наличие вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколами об административном правонарушении от 02.07.2019 № РСН 42-322/2019-ЗН, 02.07.2019 № РСН 42-323/2019-ЗН, протоколом осмотра территории от 27.09.2018, актом № 23 обследования земель и отбора проб от 27.10.2018, фототаблицей от 27.10.2018, схемой места осмотра территории от 27.09.2018,, Схемой осмотра территории от 27.09.2018 (приложение к протоколу осмотра территории от 27.09.2018, к акту обследования от 27.09.2018), составленной начальником ОГ И Т МУП АТИЗ Кемеровского района Еремеевым А.В., экспертным заключениями №№ 168/660, 168/661, 168/662 от 25.10.2018 свидетельством о государственной регистрации права от 20.02.2016, повторное, взамен свидетельства от 30.01.2015, свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2014, письмом исх. № 623 от 17.10.2018, и др. материалами проверки.

Административное наказание назначено ФГБУ "Управление "Кемеровомелиоводхоз" с соблюдением требований ст. 4.1 и ст. 4.4 КРФоАП, меньше минимального размера, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КРФоАП.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области от 22.07.2019 (текст изготовлен 25.07.2019) № РСН 42-323/2019-ЗН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст. 8.7 КРФоАП, в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области (ФГБУ "Управление "Кемеровомелиоводхоз"), оставить без изменения, жалобу директора ФГБУ "Управление "Кемеровомелиоводхоз" Белогура С.Н. без удовлетворения.

На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья.

12-83/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КО"
Другие
Южанина Анастасия Сергеевна
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Глебов Дмитрий Владимирович
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
kemerovsky.kmr.sudrf.ru
27.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее