№
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г.Игарка Красноярского края
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Зеньковой Е.А.
При секретаре судебных заседаний Токмашевой М.А.
С участием:
прокурора г.Игарки Кононова Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Норильского транспортного Прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Игарка о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию муниципального имущества, не принятию мер по исполнению требований законодательства, обязании обеспечить безопасность эксплуатации речных причалов, причала низкой воды,
Установил:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Игарка о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию муниципального имущества, не принятию мер по исполнению требований законодательства, обязании обеспечить безопасность эксплуатации речных причалов, причала низкой воды. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорных полномочий в сфере законодательства, регламентирующего вопросы функционирования внутреннего водного и морского транспорта в деятельности Администрации г.Игарки выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения причалы речные № 1, № 2, № 3, общей площадью 10020 кв.м инвентаризационный №, кадастровый №, причал низкой воды № 4, общей площадью 5796 кв.м., инвентаризационный №, кадастровый № расположенные принадлежат на праве собственности по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Игарка. В соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Собственник в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Администрация г.Игарки бездействует в принятии мер направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, регламентированы Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего транспорта утверж. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г.. В нарушение п.п. 447, 448 Технического регламента, нормы эксплуатационных нагрузок для причальных сооружений, а также значение предельных смещений и параметров деформаций Администраций г.Игарки и испытательным лабораторией (центром) не устанавливались. В нарушении п. 449 границы Причалов №-№1.2.3 и причала низкой воды не обозначены, в нарушение п.451 справочники допускаемых нагрузок, в отношении указанных причалов не разработаны, в нарушение п.453 проведение технического надзора за причалами №-№ 1.2.3 и причалом низкой воды в виде периодических осмотров сооружений, очередных и внеочередных обследований с привлечением аккредитованной в установленном порядке лабораторией (центром) Администрацией г.Игарка не осуществляется, в нарушение п.477 администрация г.Игарки не имеет разрешительной, технической и иной документации на причалы. Распоряжением администрации г.Игарки от 17.10.2018г. № 81-р-од эксплуатация причалов №-№ 1,2,3, а также причала низкой воды запрещена, но администрация не выполняет требования п.497 Технического регламента. Данные нарушения носят длящийся характер, свидетельствуют о формальном отношении ответчика к исполнению обязанности по содержанию и сохранности муниципальной собственности. Прокуратурой зафиксированы факты швартовки к причальным сооружениям судов, что подтверждается фототаблицей. В период с 2016 по 2019г.г Енисейским УГМРН Ространснадзора в ходе проведения плановых и внеплановых проверок выявлялись аналогичные нарушения закона. По результатам проверок надзорным органом выдавались предписания об их устранении, которые органом местного самоуправления игнорированы. С учетом изложенного прокурор считает, что права неопределенного круга лиц на устойчивое и безопасное функционирование объектов внутреннего водного транспорта является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Игарки Красноярского края (ИНН 2449000747, КПП 244901001, ОГРН 1022401068690) выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию требований муниципального имущества, а также не принятии мер по исполнению требований законодательства, предусмотренных Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.
Возложить на Администрацию города Игарки Красноярского края обязанность в течении 2 года с даты вступления в силу решения суда обеспечить безопасность эксплуатации причалов речных № 1, № 2, № 3, общей площадью 10020 кв.м инвентаризационный № №, кадастровый № №, причала низкой воды № 4, общей площадью 5796 кв.м., инвентаризационный № №, кадастровый № № расположенных по адресу: <адрес> путем выполнения следующих требований:
- разработать разрешительную и техническую документацию, предусмотренную подпунктами «а», «в», «г» пункта 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623;
- привести причалы в соответствие с требованиями подпунктов «б», «в» пункта 443, пунктами 445, 447, 448, 449, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. № 623.
- на период вывода причалов из эксплуатации обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктами 496, 497, 498 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.
В судебном заседании прокурор г.Игарки Кононов Н.Н., действующий на основании доверенности от 11.11.2019г. № 08/7-03-2018 административный иск поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации г.Игарки Шуляк Ю.В., действующая на основании доверенности от 22.11.2019г. № 2594 заявленные требования признала, пояснила, что 02.12.2019г. администрация г.Игарки направила в Игарский дополнительный офис Межрегионального Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» письмо с просьбой подготовить акт технического обследования для снятия объектов с кадастрового учета и прекращении права собственности на речные причалы № № 1.2.3, причал низкой воды.
Представитель заинтересованного лица Енисейское УГМРН Ростехнадзор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно, надлежащим образом (л.д.98,99), причину неявки суду не сообщил, ходатайств не представил.
Руководствуясь ч.2 ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Енисейского УГМРН Ростехнадзора.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1, ч.4 ст.39 и ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст.51 ФЗ № 131 Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления..
Находящееся в муниципальной собственности имущество составляет экономическую основу местного самоуправления – ч.1 ст.49 ФЗ № 131.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Согласно п.2 ст.215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что администрация г.Игарки является собственником причалов №-№ 1,2,3 и причала низкой воды, расположенных по адресу <адрес> на основании Свидетельств о регистрации права (л.д.30,31).
В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, организовывать эксплуатацию организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, регламентированы Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего транспорта утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г.
В соответствии с п. 385 Технического регламента Объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта должны отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности, строительства зданий и сооружений, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности, а также требованиям водного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 5 п.п.»в» п.5 Технического регламента, объектом регулирования технического регламента являются объекты внутреннего водного транспорта, включающие причалы.
В силу п.п 444, 445 Технического регламента техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет его арендатор. Техническую эксплуатацию объекта регулирования при отсутствии арендатора или структурных частей объекта, не закрепленных за арендатором, осуществляет организация-балансодержатель или организация, которой сооружения переданы в оперативное управление, хозяйственное ведение или на ином основании, а при отсутствии таковых - собственник объекта регулирования.
Техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Согласно п.443 Технического регламента Обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований:
а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования;
б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений);
в) ведение технического контроля за объектом регулирования;
г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;
д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования;
е) обеспечение ненарушения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта поточности технологических процессов, принятых архитектурно-планировочных решений в отношении помещений и зданий, а также организации воздухообмена в них.
В силу п.446 Технического регламента Причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.
Из представленных материалов следует, что администрация г.Игарки не имеет соответствующих паспортов (технических паспортов) причалов №№1,2,3, а также причала низкой воды.
В силу п. 447 Технического регламента причалы должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте). Увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования.
В силу п.448 Технического регламента причалыне должны иметь износа, который бы препятствовал их безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объектов регулирования в период их эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектной документацией на объект регулирования. При отсутствии данных значений в указанной проектной документации значения предельных смещений и параметров деформаций устанавливаются аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) и помещаются в технический паспорт сооружения.
В судебном заседании установлено, что в нарушении указанных пункт ов нормы эксплуатационных нагрузок для причалов, а также значения предельных смещений и параметров деформаций Администрацией г.Игарки и испытательной лабораторией (центром) не устанавливались.
А в нарушении п.449 Технического регламента границы причалов №№ 1.2.3 и причала низкой воды не обозначены.
В соответствии с п.451. Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта регулирования эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок.
Выполнение данного пункта Администрацией в отношении причальных сооружений также отсутствует.
Согласно п. 453 Технического регламента Технический надзор за объектом регулирования осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром).
Периодические технические осмотры объекта регулирования производятся с целью контроля режима эксплуатации, фиксации изменения технического состояния, как правило, по внешним признакам, выявления необходимости выполнения и объема ремонтных работ, разработки других мероприятий технической эксплуатации.(п.454 Технического регламента)
Очередное обследование объекта регулирования производится для выявления фактического технического состояния, выявления его дефектов, определения расчетного физического износа отдельных элементов и объекта регулирования в целом, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия. (п.455).
Однако, Администрацией г.Игарки проведение технического надзора за причалами №№ 1.»,3 и причалом низкой воды в виде периодических осмотров, очередных и внеочередных обследований с привлечением аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром).
В соответствии с п.477 Технического регламента эксплуатант гидротехнических причальных сооружений должен иметь:
а) разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений);
б) квалифицированный персонал, обслуживающий гидротехнические сооружения;
в) утвержденные руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений документы, устанавливающие требования безопасного ведения работ;
г) план оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденный руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений.
В соответствии с п.496. Технического регламента Обеспечение безопасности объекта регулирования, который выведен из эксплуатации или подлежит ликвидации, должно осуществляться его собственником или эксплуатирующей организацией. В этот период необходимо осуществлять постоянный контроль безопасного состояния выведенного из эксплуатации объекта регулирования.
Согласно положениям п.497 Технического регламента При временном выводе объекта регулирования из эксплуатации должны быть предусмотрены меры, необходимые для исключения или сведения к минимуму риска его аварии. Необходимо предусмотреть и обеспечить выполнение следующих требований, обеспечивающих недопущение причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу:
а) запрещается швартовка судов у временно выводимого из эксплуатации сооружения, выполнение на нем погрузо-разгрузочных работ, проезд автотранспорта и крановой техники, проход людей;
б) аварийный участок или сооружение в целом на полосе определенной ширины должны быть ограждены забором с вывешиванием информационных табличек;
в) должны быть организованы и обеспечены систематические инструментальные наблюдения за деформациями объекта регулирования;
г) должны быть разработаны проект реконструкции объекта регулирования, календарный график выполнения ремонтных работ, а также выполнения работ по реконструкции.
Администрация г.Игарки не имеет разрешительной, технической и иной документации относительно причалов №№ 1,2,3 и причала низкой воды. Распоряжением администрации г.Игарки от 17.10.2018г. № 81-р-од (л.д.46) эксплуатация всех причалов запрещена, но выполнение требований п.497 Технического регламента не обеспечено.
Доводы административного истца о том, что нарушения носят длящийся характер нашли свое подтверждение в судебном заседании, поскольку из представленных материалов следует, что период с 2016 по 2019г.г Енисейским УГМРН Ространснадзора в ходе проведения плановых и внеплановых проверок выявлялись аналогичные нарушения закона. По результатам проверок надзорным органом выдавались предписания об их устранении, в частности в ходе плановой выездной проверки с 25.08.2016-26.08.2016г. (л.д.62-73), плановой проверки в период с 16.07.2018г. по 17.07.2018г. (л.д.74-82), однако, данные предписания органом местного самоуправления игнорированы. 19.09.2018г. Норильской транспортной прокуратурой вносилось Представление об устранении нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности (л.д.53-55), данное представление ответчиком также не выполнено.
По инициативе прокурора, постановлением Енисейского УГМРН Ространснадзора от 11.10.2018г. № 5-118 Администрация г.Игарки привлечена к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ (л.д.57-60) Постановлениями мирового судьи судебного участка № 32 г.Игарки от 28.09.2018г. и от 23.09.2019г. администрация г.Игарки признавалась виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначалось наказание в виде штрафа.(л.д.8386, 87-91).
Исследованные доказательства позволяют суду прийти к выводу, что администрация не выполняет обязанности по содержанию и сохранению муниципальной собственности. Уклонение администрации от принятия необходимых и достаточных мер по содержанию муниципального имущества противоречит назначению основных принципов местного самоуправления. Не соблюдение требований законодательства, в том числе по надлежащему содержанию причалов №№ 1,2,3 и причала низкой воды, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих флот либо находящихся на причальных сооружениях, может явиться следствием их обрушения, что также может негативно повлиять на окружающую среду, в том числе на биологические ресурсы.
На основании изложенного, принимая во внимание признание иска ответчиком и отсутствие доказательств, свидетельствующих о выполнении административным ответчиком требований законодательства о безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, суд считает, что требования, заявленные прокурором подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Норильского транспортного Прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Игарка о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию муниципального имущества, не принятию мер по исполнению требований законодательства, обязании обеспечить безопасность эксплуатации речных причалов, причала низкой воды, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Игарки Красноярского края (ИНН 2449000747, КПП 244901001, ОГРН 1022401068690) выразившееся в ненадлежащем ис-полнении обязанности по содержанию требований муниципального имущества, а также не принятии мер по исполнению требований законодательства, предусмотренных Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного поста-новлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.
Возложить на Администрацию города Игарки Красноярского края обязанность в течении 2 года с даты вступления в силу решения суда обеспечить безопасность эксплуатации причалов речных № 1, № 2, № 3, общей площадью 10020 кв.м инвентаризационный №, кадастровый №, причала низкой воды № 4, общей площадью 5 796 кв.м., инвентаризационный №, кадастровый № расположенных по адресу: <адрес> путем выполнения следующих требований:
- разработать разрешительную и техническую документацию, предусмотренную подпунктами «а», «в», «г» пункта 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623;
- привести причалы в соответствие с требованиями подпунктов «б», «в» пункта 443, пунктами 445, 447, 448, 449, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. № 623.
- на период вывода причалов из эксплуатации обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктами 496, 497, 498 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Игарский город-ской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в оконча-тельной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 06.12.2019г.
Председательствующий: Е.А. Зенькова