Решение по делу № 2а-636/2017 от 12.09.2017

Дело № 2а-636/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2017 года                         г. Емва

    Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе:

Председательствующего судьи Мишиной О.Н.

При секретаре Обухович Е.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голышевой Екатерины Рафиковны, действующей в интересах Некрасовой Екатерины Александровны к администрации ГП «Емва» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Голышева Екатерина Рафиковна, действующая в интересах Некрасовой Екатерины Александровны, обратилась в суд с иском к администрации ГП «Емва» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в котором просила: признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Емва», выразившееся в невыполнении процедуры изъятия жилых помещений у собственников; обязать администрацию городского поселения «Емва» осуществить предварительную процедуру, предусмотренную ст. 32 ЖК РФ для принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 16 по ул. Волгоградская в г. Емва Республики Коми и изъятии путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в указанном доме.

В обосновании указано, что Некрасова (Сергиенко) Е.А. является собственником двухкомнатной квартиры № 2, расположенной в жилом доме № 16 по ул. Волгоградская в г. Емве. 07.12.2008 года произошел пожар в доме, принадлежащая ей Некрасовой Е.А. квартира стала непригодна для проживания. В 2012 году данный дом был признан непригодным для проживания. Согласно ответу АГП «Емва» от 06.07.2009 года, принято решение о сносе спорного дома после предоставления жилья всем проживающим гражданам. До настоящего времени Некрасовой (Сергиенко) Е.А. жилое помещение не предоставлено, какой – либо информации об исполнении требований ст. 32 ЖК РФ. Бездействие администрации городского поселения «Емва» по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома и муниципальных нужд нарушает права собственников квартир в доме, поскольку использовать их по прямому назначению и продать нельзя, а также не удается получить от администрации компенсацию за квартиру.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайство об отложении судебного заседания в суд не поступило.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.

При таких обстоятельствах, настоящее дело подлежит рассмотрению в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.

Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.

Однако в пункте 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьей 279 - 282 и 284 - 286 данного Кодекса.

Приведенная норма связывает возможность компенсации стоимости недвижимого имущества его собственникам с прекращением права собственности на недвижимое имущество при изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно находится.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 63 Земельного кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после, в частности, возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках.

Следовательно, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. При этом изъятие осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По смыслу норм действующего законодательства, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, действующим законодательством установлен алгоритм действий органа местного самоуправления, направленных на реализацию прав и законных интересов собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Некрасова Екатерина Александровна, <ДД.ММ.ГГГГ> рождения (добрачная фамилия Сергиенко) является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Волгоградская д. 16 кв. 2.

Согласно Акту обследования здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Волгоградская д. 16 от 09 июня 2009 года установлено, что правая сторона комнат подъезда № 2 сгорела, в некоторых комнатах первого этажа провалился потолок, покрытие кровли нарушено, оконные и дверные блоки отсутствуют, наружные стены разбирают. Комиссия в составе председателя межведомственной комиссии - заместителя руководителя администрации городского поселения «Емва» пришла к выводу, что проводить восстановительные работы не целесообразно, рекомендовано произвести разборку здания.

В ответе от 06.07.2009 года № 02-16/920, подписанного руководителем администрации ГП «Емва», направленного в адрес представителя Сергиенко Е.А., указано, что снос многоквартирного жилого дома № 16 по ул. Волгоградская в Емве на основании акта межведомственной комиссии от 09.06.2009 года должен быть проведен после соблюдения следующих условий:

-выселение всех зарегистрированных граждан из жилого дома;

-рассмотрение на очередной сессии Совета городского поселения «Емва» рекомендации межведомственной комиссии согласно акту обследования дома от 09.06.2009 года о сносе многоквартирного дома, принятия Советом городского поселения «Емва» решения об исключении многоквартирного жилого дома из реестра муниципальной собственности, утвержденного решением Совета ГП «Емва» от 02.12.2008 года № II-2/14;

-изыскания средств в бюджете городского поселения Емва» для оплаты подрядчику на основании договора на выполнение работ по сносу многоквартирного жилого дома.

Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 10 апреля 2013 года № 2013 утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Княжпогостский» на 2013- 2017 годы».

Судом установлено, что дом, в котором расположена дом и квартира, принадлежащая административному истцу, в мероприятия действующей адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Княжпогостский» на 2013 – 2017 годы» не включен.

Административным ответчиком не представлены доказательства о совершении администрацией действий по изъятию земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со ст. 32 ЖК РФ либо предоставления административному истцу жилого помещения.

При установленных обстоятельствах административный ответчик не представил суду доказательства о совершении им действий, предусмотренных законом, в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Волгоградская д. 16, признанного аварийным и подлежащим сносу, бездействие органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что администрация городского поселения «Емва» с 2009 года не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на нее обязанности предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, следовательно требования Голышевой Екатерины Рафиковны, действующей в интересах Некрасовой Екатерины Александровны о признании незаконным бездействия администрации ГП «Емва» является обоснованным, необходимо возложить на администрацию ГП «Емва» обязанности устранить выявленные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Голышевой Екатерины Рафиковны, действующей в интересах Некрасовой Екатерины Александровны к администрации ГП «Емва» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Емва» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ выразившееся в неисполнении обязанностей по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 16 по ул. Волгоградская в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми и изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме № 16 по ул. Волгоградская в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми.

Обязать администрацию городского поселения «Емва» осуществить предварительную процедуру, предусмотренную ст. 32 Жилищного кодекса РФ по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 16 по ул. Волгоградская в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми и изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме № 16 по ул. Волгоградская в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми.

Взыскать с администрации городского поселения «Емва» в пользу Некрасовой Екатерины Александровны уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения 16 октября 2017 года в 17 час. 00 мин., путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд.

Судья                                О.Н. Мишина

2а-636/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Некрасова Е.А.
Ответчики
Администрация ГП "Емва"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
12.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
16.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее