№ 2а-1651/19
УИД: 26RS0008-01-2019-003477-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Буденновск 10 января 2020 года
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Котлярова Е.А., при секретаре Кривцовой О.А., рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению администрации Будённовского муниципального района Ставропольского края к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным отказа в исключении из государственного лесного реестра городских лесов, обязании внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на территории Будённовского муниципального района, в том числе города Будённовска,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Будённовского муниципального района Ставропольского края обратилась в Буденновский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что согласно п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области лесных отношений по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что в государственном лесном реестре содержится информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно ч. 2.1 указанной статьи, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, на территории г. Буденновска имеется 0,002 тыс. га лесов.
Однако, земельный участок площадью 0,002 тыс. га, на котором расположен лес, фактически отсутствовал и отсутствует в настоящее время в границах населенных пунктов Буденновского муниципального района, документами территориального планирования, градостроительного зонирования Буденновского района размещение городских лесов не предусмотрено, так как в границах населенных пунктов такие леса отсутствуют.
Земельные участки, на которых расположены многолетние древесно-кустарниковые насаждения, расположенные на землях населенного пункта г. Буденновска на площади 12,5 га, поставлены на государственный кадастровый учет и сведения о них внесены в ЕГРН как парки и отнесены Генеральным планом к функциональной зоне парков, скверов, бульваров, набережных. Указанные земельные участки не относятся к городским лесам.
Также отсутствуют сведения о местоположении городских лесов и в государственном лесном реестре.
В связи с чем истец считает, что при формировании государственного лесного реестра при указании на наличие городских лесов в г. Буденновске площадью 0,002 тыс. га допущена техническая ошибка.
В результате натурного обследования и сопоставления данных о лесах, внесенных в государственный лесной реестр, проведенного администрацией Буденновского муниципального района, сделаны выводы об отсутствии городских лесов на территории как г. Буденновска, так и других населенных пунктов Буденновского муниципального района, и необходимости исправления технической ошибки в сведениях государственного лесного реестра.
Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 г. № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 (далее - приказ Минприроды).
В соответствии с разделом IV Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 января 2019 г. № 10, изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
1. выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
2. обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
В соответствии с Генеральным планом г. Буденновска, утвержденным решением Думы г. Будённовска от 30.05.2008 г. № 114, а также Генеральным планом г. Будённовска, утвержденным решением Думы города Будённовска от 28 сентября 2018 г. № 44, Схемой территориального планирования Буденновского муниципального района, утвержденной решением Совета Буденновского муниципального района от 22.12.2014 г. № 42/370-111, земли, занятые городскими лесами на территории г. Буденновска и других населенных пунктов Буденновского района отсутствуют.
21.11.2019 г. администрацией Буденновского муниципального района в адрес министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края направлено заявление исх. 6592 о внесении изменений в государственный лесной реестр в связи с обнаруженной технической ошибкой и исключении из государственного лесного реестра данных о наличии городских лесов на территории Буденновского муниципального района общей площадью 0,002 тыс. га.
Согласно письма № 06/07-11258 от 10.12.2019 г. министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) администрации Буденновского муниципального района отказано в исключении из государственного лесного реестра городских лесов общей площадью 0,002 тыс. га.
В качестве основания для отказа в исправлении технической ошибки министерством указано на то, что в соответствии с п. 3 № ст. 116 Лесного кодекса РФ изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
При этом министерством не учтено, что фактически городские леса на территории Буденновского муниципального района отсутствуют, границы земель, на которых они могли бы располагаться, не определены, в связи с чем, уменьшение площади того, чего фактически не имеется на территории г. Буденновска, не может произойти.
Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
При этом, как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истец считает, что отказ комитета нарушает права административного истца при формировании государственного лесного реестра с учетом достоверной информации.
На основании вышеизложенного истец просил суд признать отказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 10.12.2019 в исключении из государственного лесного реестра городских лесов общей площадью 0,002 тыс. га незаконным. Обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на территории Буденновского муниципального района, в том числе г. Буденновска, общей площадью 0,002 тыс. га.
Представитель истца – администрации Будённовского муниципального района Ставропольского края – Воробьев Р.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился, сведений о причине неявки суду не представил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно возражению ответчика в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 г. № 221-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации министерство осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении всех лесов, расположенных в границах территории Ставропольского края.
По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01 января 2019 года площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов (городские леса) в границах территории Буденовского муниципального района Ставропольского края, составляет 0,002 тыс. га.
Согласно части 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.07.2007 г. № 189 «Об утверждении Порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр», в указанный реестр были внесены данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1997 г. № 611 «О ведении государственного учета лесного фонда».
По данным государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 г. площадь городских лесов на землях населенных пунктов в границах территории Буденовского муниципального района Ставропольского края составляла 0,002 тыс.га. Указанные данные и были внесены в государственный лесной реестр.
На основании изложенного внесение соответствующих изменений в государственный лесной реестр в части исключения площадь городских лесов на землях населенных пунктов в границах территории Буденовского муниципального района Ставропольского края не представляется возможным.
Суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителя истца – администрации Будённовского муниципального района Ставропольского края и представителя ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области лесных отношений по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что в государственном лесном реестре содержится информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно ч. 2.1 указанной статьи, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, на территории г. Буденновска имеется 0,002 тыс. га лесов.
Однако, земельный участок площадью 0,002 тыс. га, на котором расположен лес, фактически отсутствовал и отсутствует в настоящее время в границах населенных пунктов Буденновского муниципального района, документами территориального планирования, градостроительного зонирования Буденновского района размещение городских лесов не предусмотрено, так как в границах населенных пунктов такие леса отсутствуют.
Земельные участки, на которых расположены многолетние древесно-кустарниковые насаждения, расположенные на землях населенного пункта г. Буденновска на площади 12,5 га, поставлены на государственный кадастровый учет и сведения о них внесены в ЕГРН как парки и отнесены Генеральным планом к функциональной зоне парков, скверов, бульваров, набережных. Указанные земельные участки не относятся к городским лесам.
Также отсутствуют сведения о местоположении городских лесов и в государственном лесном реестре.
В результате натурного обследования и сопоставления данных о лесах, внесенных в государственный лесной реестр, проведенного администрацией Буденновского муниципального района, установлено отсутствие городских лесов на территории как г. Буденновска, так и других населенных пунктов Буденновского муниципального района.
В соответствии с Генеральным планом г. Буденновска, утвержденным решением Думы г. Будённовска от 30.05.2008 г. № 114, а также Генеральным планом г. Будённовска, утвержденным решением Думы города Будённовска от 28 сентября 2018 г. № 44, Схемой территориального планирования Буденновского муниципального района, утвержденной решением Совета Буденновского муниципального района от 22.12.2014 г. № 42/370-111, земли, занятые городскими лесами на территории г. Буденновска и других населенных пунктов Буденновского района отсутствуют.
В связи с изложенным, суд считает, что при формировании государственного лесного реестра при указании на наличие городских лесов в г. Буденновске площадью 0,002 тыс. га допущена техническая ошибка.
В связи с изложенным имеется необходимость исправления технической ошибки в сведениях государственного лесного реестра.
Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 г. № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 (далее - приказ Минприроды).
В соответствии с разделом IV Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 января 2019 г. № 10, изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях: выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию; обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
21.11.2019 г. администрацией Буденновского муниципального района в адрес министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края направлено заявление исх. 6592 о внесении изменений в государственный лесной реестр в связи с обнаруженной технической ошибкой и исключении из государственного лесного реестра данных о наличии городских лесов на территории Буденновского муниципального района общей площадью 0,002 тыс. га.
Согласно письма № 06/07-11258 от 10.12.2019 г. министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) администрации Буденновского муниципального района отказано в исключении из государственного лесного реестра городских лесов общей площадью 0,002 тыс. га.
В качестве основания для отказа в исправлении технической ошибки министерством указано на то, что в соответствии с п. 3 № ст. 116 Лесного кодекса РФ изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
При этом министерством не учтено, что фактически городские леса на территории Буденновского муниципального района отсутствуют, границы земель, на которых они могли бы располагаться, не определены, в связи с чем, уменьшение площади того, чего фактически не имеется на территории г. Буденновска, не может произойти.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании изложенного, суд полагает, что при отсутствии каких-либо доказательства со стороны ответчика о законности оспариваемого решения и наличии доказательств отсутствия лесных зон на территории Будённовского района исковые требования администрации Будённовского муниципального района являются законным и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Будённовского муниципального района Ставропольского края к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – удовлетворить.
Признать отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 10.12.2019 в исключении из государственного лесного реестра городских лесов общей площадью 0,002 тыс. га незаконным.
Обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из государственного лесного реестра данные о наличии городских лесов на территории Буденновского муниципального района, в том числе г. Буденновска, общей площадью 0,002 тыс. га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 13 января 2020 года.
Судья Е.А. Котляров