УИД 35RS0021-01-2020-000090-39
дело № 12-14/2020
Р Е Ш Е Н И Е
с. Тарногский Городок 14 мая 2020 года
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Н.Н. Еина,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кривошлыкова А.В. на постановление № № от 02 апреля 2020 года государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П. по делу об административном правонарушении о привлечении Кривошлыкова А.В., 06 <данные изъяты>, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № № от 02 апреля 2020 года государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П.. по делу об административном правонарушении индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Кривошлыков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кривошлыков А.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указав в обоснование, что данное постановление является незаконным, вынесенным с нарушениями законодательства Российской Федерации. Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 02.04.2020 г., явиться для участия в рассмотрении дела он не имел возможности, т.к. в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-2019» на территории Вологодской области введен режим карантинной самоизоляции, который предписывает гражданам в целях предотвращения коронавирусной инфекции COVID-2019 оставаться дома, вследствие чего на рассмотрение дела об административном правонарушении он явиться не смог, но хотел участвовать в рассмотрении данного дела, представлять свои доводы. Считает, что его участие в рассмотрении дела повлияло бы на решение о привлечении его к административной ответственности, в частности, в ходе рассмотрения дела им был бы представлен контракт № 165 на предоставление услуг от 01.04.2020 г., свидетельствующий о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении часть нарушений была уже устранена. Никаких ходатайств и заявлений о рассмотрении дела без его участия он не представлял. Если бы подобное дело об административном правонарушении рассматривалось в суде, то в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 № 808 оно было бы отложено. Также считает, что дело об административном правонарушении подлежало прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ. Отмечает, что он впервые привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушения правил противопожарной безопасности, допущенные им, незначительные, их наличие не препятствует продолжению работы магазина. Срок для устранения данных правонарушений представлением от 02.04.2020 г. установлен до 02.08.2020 г.. Часть нарушений на момент вынесения обжалуемого постановления им была уже устранена. Постановление № № от 02.04.2020 он получил 06.04.2020 г.. Полагает, что постановление вынесено с существенными нарушениями действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене.
Просит постановление № № от 02 апреля 2020 года государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П.. отменить и прекратить производство по делу в связи с нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Кривошлыков А.В. в судебное заседание не явился, имеется ходатайство от 27.04.2020 о рассмотрении дела в его отсутствие, где указывает, что жалобу полностью поддерживает, просит вынести решение, которым отменить постановление № № от 02 апреля 2020 года государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С,Д.П. и прекратить производство по делу в связи с нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленных возражениях по жалобе просил оставить жалобу без удовлетворения, а постановление без изменения по тем основаниям, что от Кривошлыкова А.В. ходатайств об отложении либо рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие не поступало. Привлекая Кривошлыкова А.В. к административной ответственности, он исходил из того, что Кривошлыков А.В. имел возможность для соблюдения установленных требований пожарной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры. Доказательств, принятия всех зависящих от него мер для выполнения возложенных на него, как на собственника объектов, обязанностей по обеспечению пожарной безопасности Кривошлыков А.В. в ходе проверки не представил. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности, угрозы охраняемым государством интересам в сфере пожарной безопасности, фактические обстоятельства и статус Кривошлыкова А.В., обусловливающий его повышенную позитивную ответственность, не позволили сделать вывод о малозначительности совершенных административных правонарушений. Также Кривошлыков А.В. привлекался и ранее по данной статье к административной ответственности в 2010 году.
Представитель отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области П.А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В обоснование возражений привел аналогичные доводы.
Изучив материалы дела по жалобе, судья приходит к следующему.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушение, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в числе прочего, должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Как следует из ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Кривошлыкова А.В. 02 апреля 2020 года государственным инспектором <данные изъяты> районов – инспектором отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П. возбуждено дело об административном правонарушении и составлены протоколы № №, № № и № № от 20.03.2020 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В протоколах об административных правонарушениях №№ от 20.03.2020 Кривошлыков А.В. своих объяснений не представил, отношение не выразил.
Данные протоколы в соответствии с п.16 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ оформлены полномочным должностным лицом.
Согласно протоколам об административном правонарушении №№ от 20.03.2020 Кривошлыков А.В. уведомлен о том, что дело об административном правонарушении в отношении него будет рассмотрено в ОНД и ПО по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <данные изъяты> области от 02.04.2020 в 11 часов 00 минут, о чем имеется его подпись. В протоколе об административном правонарушении №№ от 20.03.2020 указано, что дело в отношении Кривошлыков А.В. будет рассмотрено 04.04.2020 в 11 часов 00 минут, подпись имеется.
Как усматривается из обжалуемого постановления при рассмотрении административных дел 02.04.2020 должностным лицом принято решение об объединении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в одно производство по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения административного дела 02.04.2020 государственным инспектором <данные изъяты> районов – инспектором отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П. вынесено обжалуемое постановление.
Постановление в силу ч.1 ст.12.34 КоАП РФ вынесено полномочным должностным лицом.
Не согласившись с указанным постановлением Кривошлыков А.В. обратился с жалобой в суд на указанное постановление, к жалобе приложен контракт № № от 01 апреля 2020 года на предоставление услуг, заключенный им с ИП З.В.И.., согласно которому исполнитель (ИП З.В.И..) принимает на себя выполнение работ по обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании магазина <данные изъяты>», расположенного по адресу: ......, в период с 01 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года. В обслуживание вышеперечисленных систем входят следующие работы: наблюдение за правильной работой оборудования; периодический осмотр и контроль за техническим состоянием оборудования; устранение обнаруженных дефектов; регулировка; настройка; опробирование и проверка; ведение служебной документации по обслуживанию систем.
К указанному контракту№ № от 01 апреля 2020 года прилагается годовой план-график по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту АПС и СОУЭ.
Объяснений Кривошлыкова А.В. в представленных материалах дела не имеется, его позиция при рассмотрении дела в постановлении не отражена.
Оценивая приведенные Кривошлыковым А.В. в жалобе доводы, прихожу к выводу, что они заслуживают внимания.
Согласно ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений» установлено, что если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.Таким образом, если протоколы об административном правонарушениях, совершенные одним и тем же лицом однородные по составу, то применяется ч. 1 ст.4.4 КоАП РФ.
Также определение об объединении материалов в одно производство материалы объединенного дела об административном правонарушении не содержат.
Кроме того при рассмотрении дела об административном правонарушении после объединения протоколов об административном правонарушении в одно производство должностным лицом было не учтено, что по двум протоколам об административном правонарушении №№ от 20.03.2020 Кривошлыков А.В. был уведомлен о дате рассмотрения на 02.04.2020 в 11 часов 00 минут, а по протоколу № № от 20.03.2020 на 04.04.2020 в 11 часов 00 минут, в связи с чем суд не может признать надлежащим извещение Кривошлыкова А.В. о дате и времени судебного заседания по рассматриваемому 02.04.2020 после объединения протоколов об административном правонарушении в одно производство делу.
Кроме того, суд соглашается с доводами жалобы Кривошлыкова А.В. о том, что явиться для участия в рассмотрении дела 02.04.2020 г, он не имел возможности в связи со следующим.
В силу статьи 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей данного Федерального закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», законом области от 25 марта 2008 года N 1773-ОЗ «О защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства области от 31 января 2011 года N 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вологодской области» в целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), постановлением Правительства Вологодской области от 16 марта 2020 года № 229 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Вологодской области» (в от действующей на момент рассмотрения дела от 30.03.2020) введен режим функционирования «Повышенная готовность» с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года до 23 часов 59 минут 17 апреля 2020 года.
В силу пункта 3(1) постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» (в редакции от 30.03.2020, действующей на момент рассмотрения дела ) граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории области, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
При таких обстоятельствах и объективной невозможности участия Кривошлыкова А.В. в рассмотрении дела суд полагает, что он как лицо, привлекаемое к административной ответственности не мог в полной мере реализовать, предусмотренные законом процессуальные права, в том числе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
С учетом изложенного суд полагает, что при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении имели место существенные нарушением установленных КоАП РФ процессуальных требований.
Восполнить недостатки и принять соответствующее закону решение в данном судебном заседании не имеется возможности.
Указанные процессуальные нарушения являются основанием для отмены обжалуемого постановления и направления дела на новое рассмотрение в тот же орган для устранения недостатков.
При этом учитываю, что годичный срок давности вынесения постановления в силу ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Также суд полагает несостоятельными доводы должностного лица о том, что Кривошлыков А.В. ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение в связи со следующим.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, Кривошлыков А.В. не является лицом, привлеченным к административной ответственности за аналогичное правонарушение, совершенное в 2010 году, что следует учесть должностному лицу при вынесении указанного постановления.
При указанных обстоятельствах оснований для оставления постановления без изменения не усматривается.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, проверить все обстоятельства дела, дать оценку представленным доказательствам и вынести постановление.
При таких условиях полагаю постановление государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П.. № № от 02.04.2020 необоснованным, в силу существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также подлежащим отмене в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Кривошлыкова А.В. удовлетворить частично:
Постановление №№ от 02.04.2020 по делу об административном правонарушении государственного инспектора <данные изъяты> районов – инспектора отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П.., которым Кривошлыков А.В. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, отменить, а дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение государственному инспектору <данные изъяты> районов – инспектору отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <данные изъяты> районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <данные изъяты> области С.Д.П.. в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, допущенных при его рассмотрении.
В удовлетворении остальных требований Кривошлыкову А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Еина