Дело №2-200\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Солонешное 03 октября 2019 год
Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Стрельченя Л.В.,
при секретаре Зубове Г.В.,
с участием помощника прокурора Солонешенского района Алтайского края Крутько В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах Бондаренко Юлии Андреевны, Бондаренко Веры Алексеевны, Бондаренко Андрея Николаевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Администрации Солонешенского района Алтайского края о признании права на получение единовременной и финансовой материальной помощи по потере имущества в связи с чрезвычайной ситуацией,
У С Т А Н О В И Л:
В Солонешенский районный суд обратился прокурор Солонешенского района Алтайского края в интересах истцов к ответчикам о признании права на получение единовременной и финансовой материальной помощи в связи чрезвычайной ситуацией.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства. В связи с ухудшением паводковой обстановки на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 № 103 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края» введен режим чрезвычайной ситуации.
На территории Солонешенского района режим чрезвычайной ситуации введен распоряжением главы Администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018. Основание для ввода режима чрезвычайной ситуации на территории Солонешенского района, явилось подтопления 7 населённых пунктов, в которых подтоплены 485 приусадебных участков, 150 жилых помещений, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического, в результате порывов ветра прогнозируется перебои подачи электроэнергии, прервано транспортное сообщение по направлениям с.Сибирячиха, Берёзовка, Топольное, Туманово, Карпова, повреждены дороги и мосты регионального и местного значения, причинён материальный ущерб гражданам и юридическим лицам.
Решением Солонешенского районного суда от 14.05.2018, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания истцов в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании вышеназванного решения администрация Солонешенского района Алтайского края включила истцов в Список пострадавших на выплату единовременной помощи и материальной помощи, в том числе в связи с частичной утратой имущества в соответствии с требованиями Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за счет средств федерального бюджета.
Однако до настоящего времени единовременная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека и материальная помощь в размере 50000рублей на каждого члена семьи в связи с частичной утратой имущества истцам не произведена.
Основанием не выплаты истцам указанных денежных средств явилось направленное в адрес Правительства Алтайского края уведомление № 43-721-5 от 18.02.2019 за подписью временно исполняющего обязанности заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) Яцуценко В.Н., согласно которого в решении суда вынесенного в отношении истцов не указано «необходимость, включения граждан в списки нуждающихся в оказании помощи, вид и размер оказываемой помощи, а также отсутствует информация об источнике финансирования».
Вместе с тем, выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Абзацем шестым ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба при наличии ущерба причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечения мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденными постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 (далее - Правил ).
Подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил, закреплено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пп. «г» п. 11 Правил, для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, по форме утвержденному в приложении N 11, в соответствии с которым сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости, согласовываются с заместителем Министра МЧС России.
Аналогичные требования по согласованию с Министром МЧС России сводных данных о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат гражданам, нуждающимся в финансовой помощи, закреплены в действовавшем 2018 году Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.7 - начальник РЦ МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам в суточный срок) и вступившим в силу с 24.05.2019 Приказом МЧС России от 21.03.2019 N 155 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.8 - заместитель Министра МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам).
В силу требований п. 1.2 Постановления Правительства Алтайского края от 25.05.2018 N 179 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края", единовременные денежные выплаты и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии пп. 2.10 и 2.12 Постановления Правительства Алтайского края от 25.05.2018 N 179, Управления социальной защиты населения принимают от граждан заявления о предоставлении им денежных выплат, а предоставление денежных выплат осуществляется Министерством труда и социальной защиты Алтайского края путем перечисления денежных средств на счет, открытый заявителем в кредитной организации в пределах, поступивших на лицевой счет этого Министерства объемов финансирования на указанные цели в течение 15 рабочих дней.
Для получения единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, необходимо наличие следующих фактов:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- местом жительства гражданина должен быть жилой дом или квартира, находящаяся в многоквартирном доме, признанные попавшими в зону ЧС, что должно подтверждаться предоставлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, либо в каждом конкретном случае фактическое место жительства гражданина подлежит установлению судом с учетом заслуживающих внимание доказательств;
-наличие факта утраты имущества первой необходимости, исчерпывающий Перечень которого определен в «Методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных приказом МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7;
- наличие повреждения жилого дома (квартиры), расположенной на первом этаже жилого дома;
- наличие факта утраты;
- наличие факта включения в соответствующий список.
Согласно постановления главы администрации Солонешенского района № 149 от 04.04.2018 жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в котором постоянно проживают истцы включено в зону затопления.
В силу главы 2 « Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных МЧС России 03.10.2014 №2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
С целью оценки причиненного ущерба гражданам в результате подтопления в Солонешенском районе постановлением Администрации района от 03.04.2018 №148 создана комиссия.
По результатам обследования вышеназванной комиссией домовладения истцов, расположенного по указанному адресу был составлен акт, согласно которого был подтоплен дом. Таким образом истцы частично утратили имущество первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 50000рублей в связи с частичной утратой имущества в результате ЧС.
Вместе с тем, Министерство МЧС России в соответствии с ч.2 п.13 Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, рассмотрело представленные Правительством Алтайского края документы, по выделению этому органу исполнительной власти субъекта РФ бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, в целях исполнения судебного решения, вынесенного, в том числе и в отношении истцов, и не обосновано, при наличие у истцов всех факторов, дающих им право получить социальные выплаты, как пострадавшим, не согласовало с Правительством Алтайского края сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости и не подготовило предложения в Правительство РФ о выделении этих бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Просит признать истцов пострадавшими от чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.
Признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000рублей на человека и право на получение финансовой помощи в размере 50000рублей на человека, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с подпунктом «г,д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Солонешенского района включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать МЧС РФ согласовать сводные данные, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации с целью выплат истцам единовременной материальной помощи в размере 10000рублей, финансовой помощи в размере 50000 рублей на человека в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в соответствии с подпунктом «г,д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В судебном заседании помощник прокурора Солонешенского района Алтайского края Крутько В.А. на исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Бондаренко В.А. просит требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что их дом стоит на берегу слияния двух рек. В конце марта 2018 года из-за обильных дождей вода ночью поднялась и вышла из берегов. Под утро она услышала шум и обнаружила в подполе много воды, вышла на улицу и увидела, что территория ограды дома затоплена водой. Воды было очень много. Она с супругом успели вывести хозяйство на территорию, которая находилась по выше дома и с семьей покинули дом. Два дня они не жили дома, так как к дому не возможно было проехать, в доме была вода. Электричество было отключено. Вода в дом зашла на 50 см. Уничтожены от воздействия воды холодильник, газовая плита, шкаф для посуды, кровать, диван. На диване пытались спать, стелить на него клеенку, но он промок, пахло сыростью и плесенью, кровать рассохлась выбросили. Дрова унесло.
После того как вода сошла, пришли члены комиссии, которые составили акт и указали все, что было уничтожено паводком. Денежные средства на сегодняшний день не получили.
Истцы Бондаренко Ю.А. и Бондаренко А.Н. поддержали требования, просят их удовлетворить, подтверждают пояснения истца Бондаренко В.А..
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Алтайскому краю в судебное заседание не прибыл, предоставил отзыв на исковое заявление. В отзыве указывает, что при принятии решения о согласовании сводных данных МЧС России руководствуется Приказом от 29.08.2014 №470 « Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Считает требования об обязании согласовать сводные данные, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации не правомерными. Исковые требования рассмотреть без их участия.
Представитель ответчика –Администрация Солонешенского района о дне и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, не прибыла по неизвестной причине.
Представители третьих лиц- Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, Министерство социальной защиты Алтайского края, Управление социальной защиты населения по г.Белокуриха и Солонешенскому району о дне и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли по неизвестной причине. Министерство социальной защиты Алтайского края просит направит в их адрес копию решения суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело без не явившихся сторон.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворения требований в части.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истцы проживали на момент чрезвычайной ситуации по адресу <адрес>, что подтверждается решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 14.05.2018 года( л.д.13).
Распоряжением главы администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим « Чрезвычайной ситуации» с 10.00 часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического( л.д.14).
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
В силу ст.18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
В соответствии п.1 ст.24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п.»ж» ст.10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу подп.»г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110( в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно подпункта "г" пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
-нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.
Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями:
- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50 000 руб.на человека, за полностью утраченное имущество-100 000 руб. ( п.1.1.)
Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте- апреле 2018 года в Солонешенском районе необходимо наличие одновременно несколько условий:
-постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Солонешенского района Алтайского края №149 от 04.04.2018 года в зону подтопления включен дом, расположенный по адресу <адрес>( л.д.17). Решением Солонешенского районного суда Алтайского края установлен факт постоянного проживания по указанному адресу( л.д.13).
Истцы обратились с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи, так как дом( жилое помещение), в котором они проживают оказался в зоне чрезвычайной ситуации(паводка)(л.д.11 обратная сторона).
Актом оценки причиненного ущерба от паводковой ситуации от 31.03.2018 года установлено, что вода затопила приусадебный участок, полностью зашла в дом-40см, затоплена мебель, диван, 2 кресла, шифоньер, кухонный уголок, холодильник, стиральная машинка. Затоплена в подполе водная станция, картофель 10 мешков, Сломало и унесло 20 метров забора. Затопило надворные и хозяйственные постройки( л.д.11).
Правительством Алтайского края подана заявка на выделение в целях исполнения судебных решений, вступивших в законную силу из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствия стихийных бедствий денежных средств. Письмом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.02.2019 №43-721-5 комплект документов возвращен на доработку, так как в резолютивной части решения судебных решений не указана необходимость включения граждан в списки нуждающихся в оказании помощи, вид и размер оказываемой помощи, а так же отсутствует информация об источнике формирования( л.д.13).
Постановление администрации Солонешенского района Алтайского края о включении жилой дом в зону подтопления имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у истцов имелись нарушения условий нормальной жизнедеятельности, что явилось последствием природного явления-наводнения и они имеют право на получение единовременной материальной помощи.
Истцы так же просят признать за ними право финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимостью.
В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
-утрата гражданином частично или полностью имущество первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В п 1(1) Правил определены понятия, используемы в настоящих Правилах:
имущество первой необходимости- минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
-предметы для хранения и приготовления пищи-холодильник, газовая плита(электроплита) и шкаф для посуды;
-предметы мебели для приема пищи- стол и стул( табуретка);
- предметы мебели для сна- кровать( диван);
- предметы средства информирования граждан- телевизор(радио);
-предметы средств водоснабжения и отопления( в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления)-насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный ( переносная печь).
Пунктом 2(2) Постановления критериями утраты имущества первой необходимостью являются:
Частичная утрата имущества первой необходимости- приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости( не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние не пригодное для дальнейшего использования.
Истца Бондаренко В.А. пояснила в судебном заседании, что частично утрачено имущество первой необходимости. Испорчены и вывезены из дома холодильник, газовая плита, шкафы для посуды, одежды, кровати, диваны.
Пояснения истицы подтверждаются вышеуказанным актом оценки ущерба, причиненного паводковой ситуацией( л.д.11), в котором указано, что практически все имущество уничтожено.
Заявление о включении истцов в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества( имущества первой необходимости) имеется.( л.д.11 обратная сторона).
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года№110( в ред. от 30.05.2018 года) « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
В части требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий суд полагает необходимым отказать.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.7 - начальник РЦ МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам в суточный срок) и вступившим в силу с 24.05.2019 Приказом МЧС России от 21.03.2019 N 155 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.8 - заместитель Министра МЧС России согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам), а так же пп. «г» п. 11 Правил №110, для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, по форме утвержденному в приложении N 11, в соответствии с которым сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости, согласовываются с заместителем Министра МЧС России.
Таким образом, списки еще не сформированы, поэтому требования к МЧС России заявлены преждевременно.
На основании изложенного и ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Бондаренко Юлию Андреевну, Бондаренко Веру Алексеевну, Бондаренко Андрея Николаевича пострадавшими от чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.
Признать за Бондаренко Юлией Андреевной, Бондаренко Верой Алексеевной, Бондаренко Андреем Николаевичем право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10000рублей на каждого человека в соответствии с подпунктом «г» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Признать за Бондаренко Юлией Андреевной, Бондаренко Верой Алексеевной, Бондаренко Андреем Николаевичем право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 50000рублей на каждого человека в соответствии с подпунктом «д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Солонешенского района включить Бондаренко Юлию Андреевну, Бондаренко Веру Алексеевну, Бондаренко Андрея Николаевича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Солонешенского района включить Бондаренко Юлию Андреевну, Бондаренко Веру Алексеевну, Бондаренко Андрея Николаевича в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Солонешенский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2019 года.
Судья Л.В.Стрельченя