Дело № 12-1- 84/2019
РЕШЕНИЕ
16 августа 2019 года г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области жалобу защитника ООО «Альфа Рязань» Горбачева М.М. на постановление главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области от 4 июня 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Альфа Рязань»,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по г.Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесова П.Н. от 4 июня 2019 года № Общество с ограниченной ответственностью ООО «Альфа Рязань» (далее ООО «Альфа Рязань», Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что ООО «Альфа Рязань» по адресу: <адрес> при эксплуатации помещения магазина "<...>", расположенного в жилом многоквартирном доме, не обеспечило соблюдение и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений (зданий), а именно: шахта (магистраль) вытяжной вентиляции помещений магазина выходит на наружную стену со двора у подъезда № жилого дома <адрес> на высоту примерно 2,5 м., что не соответствует требованиям пункта 4.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее - СП 2.3.6 1066-01).
В связи с выявленным нарушением должностным лицом административного органа в отношении Общества в тот же день вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в суд, защитник ООО «Альфа Рязань» Горбачев М.М. просит отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения как незаконные и прекратить производство по делу.
По мнению защитника в действиях Общества, отсутствуют нарушения требований пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6 1066-01, выразившиеся в невыведении шахты вытяжной вентиляции на высоту 1 м. над коньком крыши или поверхностью плоской кровли жилого дома.
Указывает на то, что система вентиляции в магазине действует в соответствии с предписаниями пункта 4.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые допускают присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов, а также в соответствии с пунктом 4.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», согласно которому забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м. от поверхности земли.
Кроме того, защитник Общества указывает на неполное выяснение должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Мценске, имеющих значение обстоятельств. А именно, экспертиза для подтверждения, что является приточной, а что вытяжной системой по делу не проводилась, специалистов не привлекало, проектная документация запрошена не была. Между тем по утверждению защитника Общества, выявленный должностным лицом территориального отдела Управления выход шахты вентиляционной системы является системой притока воздуха.
В судебное заседание законный представитель ООО «Альфа Рязань», извещенный надлежащим образом о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. На основании части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося законного представителя Общества.
Защитник ООО «Альфа Рязань» по доверенности Мухаметкалиева О.А. доводы жалобы, изложенные защитником Горбачевым М.М., поддержала в полном объеме.
Главный государственный санитарный врач по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесов П.Н., доводы жалобы не признал, полагает, что постановление по делу об административном правонарушении является законным, доводы жалобы необоснованными.
Потерпевший Н. И.В., его представитель Тимохин Ф.И. указали на законность вынесенного постановления.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Альфа Рязань» Мухаметкалиеву О.А., поддержавшего жалобу, главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесова П.Н., указавшего на необоснованность жалобы, потерпевшего Н. И.В. и его представителя Тимохина Ф.И., полагавшие постановление законным, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулируются отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
В силу статьи 11 приведенного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (статья 24 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно статьи 18 поименованного Федерального закона следует, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается (в том числе) охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха.
В соответствии с положениями статьями 2, 8, 11, 39 Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу подпункта 4.4 пункта 4 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными.
Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах.
Как следует из материалов дела, в адрес территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по орловской области в г. Мценске поступило обращение от жителей дома с жалобой на деятельность магазина.
12 февраля 2019 года должностным лицом данного территориального отдела Управления было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Альфа Рязань".
При проведении проверки на основании письменного обращения Н. И.В. от 7 февраля 2019 года № в 10 часов 30 минут 5 марта 2019 года произведен осмотр магазина «<...>», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, шахта (магистраль) вытяжной системы вентиляции помещений магазина выходит на наружную стену со двора у подъезда № жилого дома № <адрес> на высоту примерно 2,5 м.
Указанное нарушение явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Альфа Рязань" по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По окончании административного расследования главным государственным санитарным врачом по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесовым П.Н. вынесено постановление о привлечении ООО "Альфа Рязань" к административной ответственности за нарушение пункта 4.4. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", выразившимся в том, что шахта (магистраль) вытяжной вентиляции складского помещения магазина «<...>» выходит на наружную стену со двора у подъезда № жилого дома <адрес> на высоту примерно 2,5 м., то есть не выступает над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 метра.
Невыполнение ООО "Альфа Рязань" требований пункта 4.4 СП 2.3.6.1066-01, считаю доказанной.
Вина ООО "Альфа Рязань" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективно подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 9 апреля 2019 года с описанием времени, места и события административного правонарушения, выразившимся в нарушении пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6 1066-01 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесова П.Н. от 4 июня 2019 года № в отношении ООО "Альфа Рязань", которым указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за то же нарушение и ему назначено наказание в виде административного штрафа;
протоколом осмотра магазина «<...>», расположенного по адресу: <адрес> от 5 марта 2019 года, в ходе которого в присутствии представителя ООО "Альфа Рязань" Дину О.О. и двух понятых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе: шахта (магистраль) вытяжной системы вентиляции помещений магазина выходит на наружную стену со двора у подъезда № жилого дома <адрес> на высоту примерно 2,5 м.;
объяснениями защитника ООО "Альфа Рязань" Горбачева М.М., данными при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении должностным лицом административного органа дела об административном правонарушении, в которых он указал, что в магазине при его вводе в эксплуатацию предусмотрены все меры по снижению шума и вибрации; рассматривается вопрос о переоборудовании системы вентиляции, планируется перевести вентиляцию магазина на свободные каналы системы вентиляции жилого дома;
пояснениями, допрошенного в качестве специалиста председателя Мценского отделения ВДПО М. А.В., который указал, что от ООО «Альфа Рязань» была заявка на обследование и очистку вентиляционного канала; к осмотренному вытяжному каналу с естественной тягой никакой иной системы вентиляции присоединено не было, и на момент его обследования он был в нерабочем состоянии, иными материалами дела.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного наказания.
Расположение выхода шахты системы вытяжной вентиляции магазина «<...>», в котором ООО "Альфа Рязань" осуществляет розничную торговлю продуктами питания, под окнами жилых помещений квартир многоэтажного дома, безусловно, свидетельствует о нарушении статей 11, 24 Федерального закона от № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4.4 СП 2.3.6.1066-01, указывающих на единственно возможный конструктивный способ выхода шахты вытяжной вентиляции (над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м).
Наличие представленных в материалы дела при рассмотрении жалобы защитниками ООО "Альфа Рязань" санитарно-эпидемиологического заключения на предмет соответствия ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», согласно которому концентрация вредных веществ (максимально разовая концентрация аммиака, углерода оксид, взвешенных веществ) в торговом зале магазина «Красное и Белое», расположенного по адресу: <адрес> не превышает ПДК, а также видеозапись, которая отражает работу четырех вентиляционных каналов в магазине на приток воздуха, не опровергает вывод о допущенном нарушении пункта 4.4 СП 2.3.6.1066-01 на дату осмотра помещений магазина – 5 марта 2019 года, поскольку не исключается изменение вентиляционной системы с приточной на вытяжную и наоборот, кроме того защитником ООО "Альфа Рязань" в материалы дела не представлена проектная документация приточной вентиляционной системы в помещениях магазина в соответствии с требованиями пункта 2.1 СП 2.3.6.1066-01.
Необходимость соблюдения данного требования СП 2.3.6.1066-01 обусловлена прежде всего тем, что наличие указанной конструкции (выход шахты вытяжной вентиляции) на наружной стене со двора у подъезда № жилого дома <адрес> на высоту примерно 2,5 м. ухудшает условия проживания граждан в доме, поскольку не исключается попадание выбросов из вентиляционной шахты, расположенной ниже крыши жилого дома непосредственно в жилые помещения, а также способствует повышению уровня шума и вибрации в жилых помещения многоквартирного жилого дома, что существенно ухудшает условия проживания граждан.
Доводы жалобы защитника ООО "Альфа Рязань" Горбачева М.М., а также защитника Мухаметкалиевой О.А. о том, что в действиях Общества отсутствуют нарушения требований пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6 1066-01, фактически сводятся к несогласию с установленными нарушениями требований к шахте вытяжной вентиляции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по г.Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесова П.Н. от 4 июня 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Альфа Рязань" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Альфа Рязань" Горбачева М.М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.А. Волкова