Решение по делу № 2-457/2020 от 22.01.2020

УИД № 57RS0022-01-2020-000146-44              Производство № 2-457/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2020 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Шляхто Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туевой Ольги Георгиевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии,

установил:

Туева О.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

В обоснование требований указала, что 09.12.2019 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Однако решением пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.

При этом в страховой стаж истицы не были включены периоды работы на территории Республики Кыргызстан с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек по тем основаниям, что право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждения образования в Кыргызской Республике не предусмотрено.

Также не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.

Полагая отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, истец просила суд зачесть период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017, обязать ответчика назначить пенсию и производить ее выплату с момента обращения за ее назначением с 09.12.2019.

В судебном заседании истец Туева О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отказе истцу в назначении пенсии.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец Туева (до брака ФИО5) О.Г. была принята на работу учителем музыки Нижне-Аларчинской школы с 15.08.1990, с 26.08.1991 уволена. С 02.09.1991 принята воспитателем Детского сада № 30 г. Бишкек, с 19.10.1992 переведена воспитателем Детского сада № 124 г. Бишкек, с 08.06.1993 уволена. С 03.01.1994 по 14.04.1997 истец работала в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек. Указанные периоды работы осуществлялись истицей на территории Кыргызской Республики.

С 05.02.1998 по настоящее время истица работает воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.

09.12.2019 Туева О.Г. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 19.12.2019 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения, который вместо требуемых 25 лет на основании представленных документов составил 22 года 2 месяца 2 дня.

При этом из специального стажа истицы были исключены периоды работы в Нижне-Аларчинской школе с 01.01.1991 по 26.08.1991, в Детском саде № 30 и № 124 с 02.09.1991 по 08.06.1993, в Ясли-саде № 124 с 03.01.1994 по 14.04.1997, в Ясли-саде № 162 с 14.04.1997 по 07.05.1997. Также исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 во время работы в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичное положение содержалось в статье 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.02.1992.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в указанное Соглашение от 13.03.1992 не вносилось.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что компетентным учреждением Кыргызской Республики на соответствующий запрос пенсионного органа представлены сведения о том, что Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21.07.1997 № 57 не предусмотрено досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ранее действовавший Закон Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении граждан в Кыргызской Республике» от 13.04.1994 № 1470-XII также не предусматривал назначение досрочных пенсий данной категории лиц.

Из пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что гарантией в области пенсионного обеспечения граждан является учет того вида стажа, который был приобретен во время работы на территории государств-участников Соглашения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что периоды работы истицы до 13.03.1992 подлежат включению в специальный стаж, а после этой даты периоды работы могут быть включены в специальный стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истец осуществляла трудовую деятельность в должностях и в учреждениях, работа в которых дает право досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу об удовлетворении требований Туевой О.Г. о включении в специальный стаж периодов работы истицы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя Детского сада № 30 на территории Кыргызской Республики.

При этом руководствуясь соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд не находит оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 13.03.1992 по 08.06.1993 в Нижне-Аларчинской школе, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в Ясли-саде № 124, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в Ясли-саде № 162, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не уплачивались.

Доказательств уплаты страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации по периодам работы с 13.03.1992 по 07.05.1997 не представлено.

Разрешая требования о включении в страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд находит их подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.

Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках, служебных командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Усматривается, что спорные периоды, незачтенные пенсионным органом в специальный страховой стаж в силу нахождения истца на курсах повышения квалификации, Туева О.Г. работала в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Судом установлено, что согласно приказам МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла от 06.11.2014 № 41, от 17.02.2017 № 13 истица находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.

Пенсионным органом в рамках производства по настоящему делу не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие уплаты работодателем заработка истцу, а также страховых взносов из заработка в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, суд считает, что спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом включения названных периодов в специальный стаж, последний на дату обращения истца к ответчику составит менее 25 лет.

С учетом изложенного, и принимая во внимание, что на момент обращения к ответчику у истицы право на досрочное назначение страховой пенсии не возникло, исковые требования о признании за Туевой О.Г. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» начиная с 09.12.2019 удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Поскольку исковые требования частично признаны правомерными, то с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Туевой Ольги Георгиевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж Туевой Ольги Георгиевны, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя Детского сада № 30 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Туевой Ольги Георгиевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2020 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-457/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Туева Ольга Георгиевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.01.2020Предварительное судебное заседание
13.02.2020Предварительное судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее