Дело №12-42/2014 г. Мариинский Посад
РЕШЕНИЕ
(по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении)
30 июля 2014 года федеральный судья Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики Д.Ф. Макашкин,
с участием: представителя администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района - Алексеева В.Н.,
рассмотрев жалобу главы Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района - Алексеева В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Мариинско-Посадского района от 09 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Мариинско-Посадского района от 09 июля 2014 года - администрация Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района привлечена к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, глава Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Алексеев В.Н. обратился в районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 Мариинско-Посадского района от 09 июля 2014 года.
В судебном заседании глава Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района - Алексеев В.Н. поддержал жалобу и просил отменить постановление, и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях администрации Шоршелского сельского поселения состава административного правонарушения, мотивировав тем, что администрацией Шоршелского сельского поселения предприняло возможные действия, направленные на добровольное исполнение предписания, а именно 01 апреля 2014 года заключила с ООО «Сундырь» договор на вывоз твердых бытовых отходов с территории администрации Шоршелского сельского поселения.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике с 15 по 18 октября 2013 года, была проведена внеплановая проверка в отношении администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района.
В ходе данной проверки было установлено, что жителей сельского поселения самовольно организоваливывоз и складирование твердых бытовых отходов, мусора, и в 60 метрах от автодороги Ельниково-Кочино Мариинско-Посадского района создали неконтролируемую свалку. По результатам проверки старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Красновой И.Е. вынесено предписание №05/317 от 25 ноября 2013 года, согласно которому администрации Шоршелского сельского поселения необходимо устранить выявленные нарушения в срок до112 мая 2014 года.
28 мая 2014 года в ходе проведения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике проверки в отношении администрации Шоршелского сельского поселения установлен факт неисполнения вышеуказанного предписания.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Шоршелского сельского поселения.
Признавая администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из законности вышеназванного предписания.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно части 1 статьи 2.10 Кодекса субъектами административной ответственности являются юридические лица, которые подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация Шоршельского сельского поселения является органом местного самоуправления в Шоршелском сельском поселении, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, обладает правами юридического лица.
В силу ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, администрация Шоршелского сельского поселения при решении вопросов местного значения, в том числе в области обращения с отходами, действует не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления - орган публичной власти, через который население района осуществляет свою власть и решает вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность. В связи с этим привлечение органа публичной власти к административной ответственности в качестве юридического лица возможно только в том случае, когда данный орган нарушает соответствующие правила, требования, положения и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, какие-либо доказательства, подтверждающие, что организация утилизации и переработки отходов, а также рекультивация нарушенных земель, расположенных в границах Шоршелского сельского поселения, входят во внутренние финансово-хозяйственные функции юридического лица - администрации Шоршелского сельского поселения, отсутствуют.
При таких обстоятельствах администрация Шоршелского сельского поселения не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося по существу в непринятии ею как органом публичной власти мер к решению вопроса, входящего в его компетенцию как органа местного самоуправления, а не как юридического лица.
Следовательно, состав указанного правонарушения в действиях (бездействии) администрации Шоршелского сельского поселения отсутствует, в связи с чем обжалуемое судебное постановление не может быть признаны законными и подлежат отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Мариинско-Посадского района от 09 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Федеральный судья: Д. Ф. Макашкин