Дело № 2-861/2020
66RS0006-01-2020-000280-71
мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года г.Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Шамсутдиновой Н.А.,
при секретаре Рудаковой Ю.Р.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Меньшиковой В.В.,
представителя ответчика Департамента образования Администрации г.Екатеринбурга Стахеевой Н.А., действующей на основании доверенности от 22.10.2019 < № > сроком действия один год,
представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» Ивановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «Детство», Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «Детство», Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанностей.
В обоснование иска, указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства об образовании, по результатам которых установлено, что в филиале МБДОУ детский сад «Детство» - детском саду № 306 по ул. Машиностроителей, 53, в г. Екатеринбурге в нарушение п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
МБДОУ детский сад «Детство» с ООО ЧОП Центр безопасности «Арго» заключен договор об охране указанного выше объекта посредством использования тревожной сигнализации которое, однако, к системе войск национальной гвардии России не относится, что свидетельствует о том, что в детском саду № 306 по ул. Машиностроителей, 5 в г. Екатеринбурге канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» не оборудован.
Более того, обязанность дошкольного образовательного учреждения принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности закреплена Законом. Ненадлежащее соблюдение требований по антитеррористической защищенности образовательных учреждений ущемляет права воспитанников и работников, как находящихся в настоящее время в учреждении, так и тех, кто будет находиться в будущем, на получение дошкольного образования и осуществление ухода в безопасных условиях.
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просит обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112»; обязать МБДОУ детский сад «Детство» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в филиале - детском саду № 306 по ул.Машиностроителей в г. Екатеринбурге.
Старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Меньшикова В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить с учетом уточнений, а именно просила обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 306 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 53. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» в течение трех месяцев со дня поступления финансирования оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 306 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 53.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г.Екатеринбурга Стахеева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам настоящего дела.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Детство» Иванова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам настоящего дела. Поддержала представителя Департамента образования Администрации г.Екатеринбурга.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 26 января 1990 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с пп. «б», «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечении безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 635/10и введенного в действие с 01 января 2013 года с изменениями, внесенными и утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2014 года N 438/при введенными в действие с 1 сентября 2014 года, а также изменениями, утвержденными и введенными в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 3 декабря 2016 года N 876/пр c 04 июня 2017 года; приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 сентября 2019 года N 546/пр, введенными в действие c 26 ноября 2019 года, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 2 ч. 3. ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 7.1 ст. 14, п.7.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в границах поселения отнесено к вопросам местного значения.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что между ООО ЧОП «Центр безопасности «АРГО» и МБДОУ - детский сад «Детство» заключен договор < № > об оказании услуг по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации для МБДОУ - детский сад «Детство» в 2020 году от 30.12.2019, по условиям которого в целях обеспечения нужд заказчика исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора обязуется по заданию заказчика оказать услуги по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации для МБДОУ - детского сада «Детство» в 2020 году и передать полученные при оказании услуг результаты.
Вместе с тем, в ходе проведенных прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга надзорных мероприятий установлено и ответчиками в судебном заседании не оспаривалось, что филиал МБДОУ детский сад «Детство» - детский сад №306, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 53, не оборудован системой охранной сигнализации и каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что оборудование в дошкольном образовательном учреждении канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств и учредителем подведомственных учреждений и выделяет из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» денежные средства на установку и функционирование канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в соответствии с Положением о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.12.2015 < № >, распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 18.09.2016 < № > «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, в отношении муниципальных организаций, учредителем которых является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания» в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, что следует из письменного отзыва на исковое заявление.
План финансово-хозяйственной деятельности и корректировки в него формируются в соответствии с Положением о порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.06.2011 < № >, по заявкам образовательных учреждений.
В силу пп. 8 п. 11 «Положения о Департаменте образования Администрации города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 < № >, в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования Администрации города Екатеринбурга выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда.
Согласно пп. 26 п. 11 названного Положения Департамент образования Администрации города Екатеринбурга осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», а в соответствии с пп. 1 этого же пункта от имени Администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
Собственником имущества МБДОУ детский сад «Детство» является муниципальное образование «город Екатеринбург». Полномочиями учредителя от имени муниципального образования «город Екатеринбург» обладает ответчик Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета города Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности МБДОУ детский сад «Детство» и ее филиалов, что следует из устава дошкольного образовательного учреждения, приобщенного к материалам настоящего дела.
Возложение на Департамент образования Администрации города Екатеринбурга обязанности обеспечить финансирование оборудования филиала МБДОУ детский сад «Детство» - детский сад № 10 каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного отраслевого органа Администрации города Екатеринбурга.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, финансовое обеспечение оборудования дошкольного образовательного учреждения каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является прямой обязанностью Департамента образования Администрации города Екатеринбурга.
В связи с изложенным соответствующие доводы представителя ответчика Департамента образования Администрации г.Екатеринбурга судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с п.п. «в», «г» п. 18 указанного Постановления воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (п. 19 Постановления).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (п. 20).
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (п. 21 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006).
Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что требования к антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения исполнены ответчиками до обращения прокурора с настоящим иском путем заключения между МБДОУ - детский сад «Детство» и ООО ЧОП «Центр безопасности «АРГО» договора об оказании услуг по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации, не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», поскольку данная обязанность установлена действующими императивными нормативными актами Российской Федерации в отношении дошкольных образовательных учреждений, подлежащими применению при системном их толковании.
Доводы ответчиков о том, что указанная обязанность может быть исполнена посредством телефонной связи суд отклоняет, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Несоблюдение требований, установленных действующим законодательством в части антитеррористической защищенности здания дошкольного образовательного учреждения, противоречит положениям статей 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, поскольку Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга обязан обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожный сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»в здании филиала МБДОУ - детский сад «Детство» - детском саду № 306 по ул. Машиностроителей, 53 в г. Екатеринбурге, а МБДОУ - детский сад «Детство» обязано установить канал передачи тревожный сообщений, в здании своего филиала по указанному адресу, суд приходит к выводу, что требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании обеспечить финансирование и установку оборудования канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Департамента образования Администрации г.Екатеринбурга о том, что план финансово-хозяйственной деятельности ДОУ на 2020 год, плановые 2021, 2022 годы утвержден не может являться единственным основанием для отказа в удовлетворении законных и обоснованных исковых требований прокурора.
Иные доводы ответчиков, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, потому судом во внимание не принимаются.
В то же время, требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности по финансированию и организации канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) удовлетворению не подлежит, поскольку такая обязанность действующим законодательством на момент рассмотрения настоящего спора не установлена.
С учетом отсутствия обоснованных возражений сторон, суд полагает возможным установить срок - 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по требованию к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга обеспечить финансирование оборудования каналом передачи тревожных сообщений дошкольное образовательное учреждение, а само учреждение в течение 3 месяцев после выделения денежных средств оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала - детском саду № 306 по ул. Машиностроителей, 53, в г. Екатеринбурге.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «Детство», Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанностей - удовлетворить частично.
Возложить на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 306 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 53.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» обязанность в течение трех месяцев со дня поступления финансирования оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 306 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 53.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд, с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд.
Судья Шамсутдинова Н.А.