Дело № 2-1741/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Жуковой М.В.,
с участием:
прокурора Тюменцевой О.В.,
истца Шишкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Шишкиной Т. А. к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что в связи с трудовой деятельностью в ЧитГУ Шишкиной Т.А. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В октябре 2014 года университет обращался в суд с иском о выселении Шишкиной Т.А. из указанной комнаты в общежитии, однако впоследствии отказался от иска, поскольку она не подлежала выселению из общежития. 28 ноября 2014 года с Шишкиной Т.А. заключен бессрочный договор найма специализированного жилого помещения при проживании в студенческом общежитии. В настоящее время Шишкина Т.А. продолжает проживать в данной квартире, дом передан в муниципальную собственность городского округа «Город Чита». Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 3 апреля 2017 года № 110 с дома снят статус общежития и он исключен из специализированного жилищного фонда. Жилым помещениям, расположенным в доме, присвоен статус жилых помещений в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда социального использования.
Однако согласно ответу администрации Ингодинского административного района г. Читы от 5 июля 2017 года истцу было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения на основании того, что в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 9 июня 2017 года № 164 необходимо предоставление документа, подтверждающего наличие трудовых отношений с учреждением, от которого было передано общежитие в муниципальную собственность.
Указывая, что с передачей общежития в муниципальную собственность Шишкина Т.А. приобрела в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» права нанимателя по договору социального найма, истец просит обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с Шишкиной Т.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 6 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»).
В судебном заседании прокурор Тюменцева О.В., истец Шишкина Т.А. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.
Представители ответчиков администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения на исковое заявление, в которых в удовлетворении исковых требований просили отказать, ссылаясь на то, что истец в трудовых отношениях с ФГБОУ ВО «ЗабГУ» не состояла.
Представитель третьего лица ФГБОУ ВО «ЗабГУ», извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений против исковых требований не представил.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 20 февраля 2017 года № 240, акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в муниципальную собственность городского округа «Город Чита» от 20 февраля 2017 года является собственностью городского округа «Город Чита» (л.д. 18).
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 3 апреля 2017 года № 110 «О снятии статуса общежития» жилой дом по адресу: <адрес>, исключен из специализированого жилищного фонда; жилым помещениям в доме присвоен статус жилых помещений в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда социального использования.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 9 июня 2017 года внесены изменения в вышеназванное постановление и указано, что на главу администрации Ингодинского административного района возложена обязанность оформить с гражданами, законно проживающими в этом доме, договоры социального найма жилых помещений при предоставлении ими, помимо прочего: 4) документ(ы), подтверждающий(ие) право пользования гражданина(ан) занимаемым жилым помещением (копию вместе с оригиналом, либо нотариально заверенную копию): договор найма жилого помещения в общежитии; ордер на занимаемое жилое помещение (при наличии); направление на вселение в жилое помещение в общежитии (при наличии); 7) трудовую книжку (копию вместе с оригиналом, либо заверенную работодателем копию, либо нотариально заверенную копию), подтверждающую наличие трудовых правоотношений гражданина с соответствующим предприятием/учреждением, от которого было передано общежитие в муниципальную собственность (на момент предоставления жилого помещения в общежитии гражданину и на момент его передачи в муниципальную собственность).
Согласно справке ООО УК «Регион» и лицевому счету квартиросъемщика № в <адрес> по адресу: <адрес>, значится зарегистрированной Шишкина Т.А. с 17 сентября 1998 года (л.д. 17, 42).
В ответе от 12 июля 2017 года на заявление Шишкиной Т.А. администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отказала в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку не представлено документа, подтверждающего наличие трудовых отношений на момент передачи общежития в муниципальную собственность (л.д. 13-14).
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
Определением Ингодинского районного суда г. Чита от 24 октября 2014 года прекращено производство по гражданскому делу № 2-2221/2014 по иску ФГБОУ ВО «ЗабГУ» к Шишкиной Т.А. о выселении из общежития в связи с отказом истца от иска.
При рассмотрении названного гражданского дела судом было установлено, что спорное жилое помещение – комната № в общежитии по <адрес> в <адрес>, была предоставлена Шишкиной Т.А. в связи с трудовыми отношениями на основании договора (проживания в общежитии, заключаемого с лицами, находящимися в трудовых отношениях с ЧитГУ) № 44 от 1 июня 1998 года. 11 августа 2014 года Шишкина Т.А. была уволена. Отказ ФГБОУ ВО «ЗабГУ» от иска был связан с тем, что Шишкина Т.А. являлась пенсионером по старости и была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).
Статьей 92 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание сказанное, суд приходит к выводу, что истец Шишкина Т.А., вселенная на законных основаниях (в связи с трудовыми отношениями с ФГБОУ ВО «ЗабГУ») в общежитие до его передачи в муниципальную собственность, приобрела право пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма.
В соответствии с Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденной решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201, администрация района уполномочена на заключение договоров социального найма и найма жилых помещений, а также вносить в них изменения.
Таким образом, на администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» должна быть возложена обязанность заключить с Шишкиной Т.А. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.