Дело № 2а-1203/2020
Изготовлено в окончательной форме 19 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,
при помощнике судьи Синькевиче А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой, при осуществлении мониторинга ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории Октябрьского административного округа города Мурманска, выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.
В рамках проведения проверочных мероприятий, в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет - сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 размещена информация о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), являющихся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных на территории РФ.
Страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. Данная информация содержит сведения, противоречащая целям и задачам действующего законодательства.
На момент проверки указанный Интернет ресурс в единый реестр не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена, не представляется возможным.
Просит признать указанную информацию, размещенную на сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управления Роскомнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу действия положений ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу требований статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет"- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой, при осуществлении мониторинга ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории Октябрьского административного округа города Мурманска, выявлены страницы, на которых опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.
В рамках проведения проверочных мероприятий, в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет - сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, размещена информация о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), являющихся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных на территории РФ.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
При этом, в соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природной средой признается совокупность компонентов природной среды, природных (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение) объектов.
Компонентами природный среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства на виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.
Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 263акона № 166- ФЗ).
Частью 4 статьи 26 Федерального закона РФ № 166-ФЗ в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 26 Закона № 166-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 694 утвержден перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В число запрещенных орудий добычи (вылова) отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Статьей 43.1 Закона № 166-ФЗ установлено, что основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (часть 1,2 данной статьи).
В правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов (часть3).
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4).
Как следует из положений Правил рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов, на всей территории Российской Федерации при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Таким образом, на Интернет-сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.
Под способами массового истребления животных и растений понимается использование любых средств физического (установка сетей, капканов на водных животных, иных устройств), химического, биологического, светового (при установлении прожекторов) и иного воздействия, которое привело или могло привести к гибели значительного числа водных биоресурсов.
Часть 2 статьи 8.17, часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил рыболовства.
Суд полагает, что размещение в сети «Интернет» информации о добыче (вылова) водных биоресурсов с применением запрещенных электроловительных систем, действительно может нарушать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, нахождение в открытом доступе информации о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), содержащуюся в сети Интернет на сайтах: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 влечет совершение административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.
Признание информации в сети Интернет в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо заявителю в целях защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц – путем включения адреса вышеуказанной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149 ФЗ предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).
Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru (Раздел «Информация о сайте») информация о владельце сайтов http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 отсутствует, в связи с чем привлечь владельцев сайтов к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
Доступ к сайтам http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 может осуществить любой человек, в том числе, несовершеннолетний, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет».
При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лиц, распространивших такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.
Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Указанные страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. Ограничения на их передачу, распространение и копирование отсутствуют.
Учитывая, что вышеуказанные Интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить их владельцев не представляется возможным, суд считает требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указателя страниц сайтов http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Канева