Решение по делу № 2а-1203/2020 от 19.02.2020

Дело № 2а-1203/2020

Изготовлено в окончательной форме 19 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,

при помощнике судьи Синькевиче А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой, при осуществлении мониторинга ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории Октябрьского административного округа города Мурманска, выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.

В рамках проведения проверочных мероприятий, в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет - сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 размещена информация о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), являющихся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных на территории РФ.

Страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. Данная информация содержит сведения, противоречащая целям и задачам действующего законодательства.

На момент проверки указанный Интернет ресурс в единый реестр не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена, не представляется возможным.

Просит признать указанную информацию, размещенную на сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управления Роскомнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу действия положений ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу требований статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона N 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет"- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".

В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой, при осуществлении мониторинга ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории Октябрьского административного округа города Мурманска, выявлены страницы, на которых опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.

В рамках проведения проверочных мероприятий, в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет - сайтах по сетевым адресам: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, размещена информация о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), являющихся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных на территории РФ.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

При этом, в соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природной средой признается совокупность компонентов природной среды, природных (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение) объектов.

Компонентами природный среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются    собственниками    свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства на виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 263акона № 166- ФЗ).

Частью 4 статьи 26 Федерального закона РФ № 166-ФЗ в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 26 Закона № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 694 утвержден перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В число запрещенных орудий добычи (вылова) отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Статьей 43.1 Закона № 166-ФЗ установлено, что основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (часть 1,2 данной статьи).

В правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов (часть3).

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами,    осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4).

Как следует из положений Правил рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов, на всей территории Российской Федерации при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов    с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.

Таким образом, на Интернет-сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.

Под способами массового истребления животных и растений понимается использование любых средств физического (установка сетей, капканов на водных животных, иных устройств), химического, биологического, светового (при установлении прожекторов) и иного воздействия, которое привело или могло привести к гибели значительного числа водных биоресурсов.

Часть 2 статьи 8.17, часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил рыболовства.

Суд полагает, что размещение в сети «Интернет» информации о добыче (вылова) водных биоресурсов с применением запрещенных электроловительных систем, действительно может нарушать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, нахождение в открытом доступе информации о продаже электронных приборов для лова и отсеивания рыбы (электроудочек), содержащуюся в сети Интернет на сайтах: http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 влечет совершение административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.

Признание информации в сети Интернет в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо заявителю в целях защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц – путем включения адреса вышеуказанной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149 ФЗ предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).

Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru (Раздел «Информация о сайте») информация о владельце сайтов http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 отсутствует, в связи с чем привлечь владельцев сайтов к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.

Доступ к сайтам http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 может осуществить любой человек, в том числе, несовершеннолетний, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет».

При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лиц, распространивших такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.

Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Указанные страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. Ограничения на их передачу, распространение и копирование отсутствуют.

Учитывая, что вышеуказанные Интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить их владельцев не представляется возможным, суд считает требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайтах http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указателя страниц сайтов http://mydoska.net/read/?id=928523, http://mydoska.net/read/?id=932343 в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Канева

2а-1203/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского АО г. Мурманска
Ответчики
Управление Роскомнадзора
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Канева Мария Владимировна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация административного искового заявления
20.02.2020Передача материалов судье
03.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее