Дело № 2а-1767/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Евстафьев В.В., рассмотрев административное дело по административному иску административное дело по административному иску и.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л
И.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке ст.39 КАС РФ. В обоснование заявления указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», т.е. проверка Интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию, в том числе сведения о способах изготовления взрывчатых устройств и их применения.
В поисковике были введены запросы со словосочетаниями «Изготовление коктейля Молотова дома», по результатам которых отобразился список ресурсов (Интернет - страниц).
На компьютере выборочно была запущена следующая Интернет - страница:
------
На данной Интернет-странице размещена информация о способах совершения изготовления взрывчатого вещества и его применении, а именно об изготовлении «Коктейля Молотова».
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
Согласно общедоступным сведениям с сайта, информация о лице ее разместившем, отсутствует.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст.24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организации, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-280, 282.1-282.3, 360 и 361 УК РФ.
Совершение взрыва, поджога или действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, образуют состав преступления, предусмотренного ст.205 УК РФ.
Статей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности.
Согласно ч.1 ст.223.1 УК РФ незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств является уголовно-наказуемым деянием.
Предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о способах совершения террористического акта, а также изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.
Таким образом, распространением в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.1,4,39,40,124-126 КАС РФ, просит признать информацию, размещенной на интернет-странице: ------, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике) внести соответствующие сведения в Единый реестр доменных имен в течение 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии представило отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
На основании вышеизложенного, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии ходатайствует: рассмотреть административное дело по заявлению Ибресинского района Чувашской Республики в отсутствии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии; внести в резолютивную часть судебного решения пункт:
«В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике — Чувашии): 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обсудив доводы сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из представленных доказательств следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», т.е. проверка Интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию, в том числе сведения о способах изготовления взрывчатых устройств и их применения.
В поисковике были введены запросы со словосочетаниями «Изготовление коктейля Молотова дома», по результатам которых отобразился список ресурсов (Интернет - страниц).
На компьютере выборочно была запущена следующая Интернет - страница:
------
На данной Интернет-странице размещена информация о способах совершения изготовления взрывчатого вещества и его применении, а именно об изготовлении «Коктейля Молотова».
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
Согласно общедоступным сведениям с сайта, информация о лице ее разместившем, отсутствует.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В силу ст.24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организации, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-280, 282.1-282.3, 360 и 361 УК РФ.
Совершение взрыва, поджога или действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, образуют состав преступления, предусмотренного ст.205 УК РФ.
Статей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности.
Согласно ч.1 ст.223.1 УК РФ незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств является уголовно-наказуемым деянием.
Предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о способах совершения террористического акта, а также изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.
Таким образом, распространением в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Учитывая, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Суд приходит к выводу, что на Интернет – странице: ------ размещена информация, которая носит противоправный характер.
Предоставление доступа к указанной интернет-странице противоречит федеральному законодательству.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199, 293,294 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Признать информацию, размещенную на Интернет – странице: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Россвязькомнадзор, Китайгородский проезд, д.7, стр.2, г.Москва, 109074, а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Гладкова, 7 б).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Чебоксары в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.В. Евстафьев