Дело № 2а-1240/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Хасановой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рудик Александра Афанасьевича к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании в части Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Гурьевского городского округа
УСТАНОВИЛ:
Рудик А.А. обратился в суд с административным иском, которым просил с учетом уточнений заявленных требований признать недействующими п. 14.3, 14.4, 14.5, 14.6 статьи 14, п. 15.2, 15.5 статьи 15 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Гурьевского городского округа, утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года № № в редакции постановления администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года № №.
В обоснование иска указано, что на Цветковском муниципальном кладбище Гурьевского района захоронена покойная супруга Рудик Л.В. В ДД.ММ.ГГ года с целью замены надмогильного сооружения (памятника) истец обратился к ИП Костиной Н.А., с которой был заключен договор подряда на выполнение соответствующих работ, стоимость по договору составила 21550 рублей. Однако работы по данному договору выполнены не были в виду отказа со стороны администрации Гурьевского городского округа в допуске Костиной Н.А. на территорию места захоронения. Такой отказ был мотивирован необходимостью соблюдения определенной процедуры и получения соответствующего разрешения, что предусмотрено указанным выше Порядком. Ознакомившись с Порядком, на который ссылались представители администрации Гурьевского городского округа, истец полагает, что данным правовым актом нарушено действующее антимонопольное законодательство, а также ограничены его права как потребителя на выбор и получение услуги. Заключенный с ИП Костиной Н.А. договор по причине отказа в допуске на территорию кладбища был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Ссылаясь на положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», истец полагает, что администрация Гурьевского городского округа, вышла за пределы своих полномочий, тем самым ограничила истца в реализации его гражданских прав.
Представитель административного истца – Цириту В.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель администрации Гурьевского городского округа – Скрябнев В.Л. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что при принятии обжалуемого Порядка, требования закона были соблюдены, Порядок принят в соответствии с требованиями закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа было принято постановление за № №, которым утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ на территории Гурьевского городского округа (далее – Порядок). ДД.ММ.ГГ года постановлением администрации Гурьевского городского округа за № № указанное выше постановление внесены изменения, приложением к данному постановлению за № № Порядок деятельности общественных кладбищ на территории Гурьевского городского округа изложен в новой редакции. Таким образом, и как следует из письменных пояснений представителя администрации Гурьевского городского округа, изложенных в отзыве от 28 мая 2020 года, ранее принятый Порядок, утвержденный постановлением администрации Гурьевского городского округа за № № ДД.ММ.ГГ года, утратил силу и является недействующим.
Порядок, принятый и утвержденный постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года за № №, положения которого оспариваются административным истцом в настоящем иске, регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории Гурьевского городского округа, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования. Данный Порядок распространяется на деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке похоронных услуг в сфере погребения, предоставляющих товары и услуги в сфере погребения, а также на лиц, вовлеченных в похоронное обслуживание населения и взявших на себя соответствующие обязанности по погребению на территории Гурьевского городского округа.
Статьями 14,15 Порядка регламентирована процедура по установке надмогильных сооружений и благоустройству мест захоронения.
Так, пунктом 14.3 статьи 14 Порядка определено, что на вновь созданных кладбищах запрещена установка оград из любого металла вокруг участка захоронения, установка на участках памятников из металла, а также столов, скамеек из любого материала.
Согласно п. 14.4 статьи 14 Порядка все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений, благоустройством места захоронения умерших, могут производиться только с разрешения уполномоченного органа в сфере похоронного дела. Для получения разрешения на установку надмогильного сооружения, благоустройства места захоронения, заявитель обращается с заявлением в уполномоченный орган в сфере похоронного дела. Разрешение выдается уполномоченным органом в сфере похоронного дела бесплатно сроком на 30 дней путем визирования заявления лица, ответственного за захоронение. Разрешение выдается в течение трех дней с момента подачи заявления с полным комплектом прилагаемых документов.
Пунктом 14.5 статьи 14 Порядка определен перечень документов, предоставляемых заявителем для получения указанного выше разрешения: заявление на выдачу разрешения, копия паспорта заявителя, копия паспорта захоронения, предварительный рисунок надмогильного сооружения с указанием его размеров и расположения относительно соседних мест захоронений, копия договора на вывоз крупногабаритных и малогабаритных твердых коммунальных отходов, перечень работников ИП или юридического лица (исполнителя работ), непосредственно участвующих в производстве работ, с приложением копии приказов об их назначении на должность, или копий договоров с иными лицами, которыми будут проводиться работы по изготовлению и установке надмогильного сооружения, благоустройства места захоронения, эскиз или фотография надмогильного сооружения с указанием его линейных размеров, а в случае, если надмогильное сооружение имеет три и более элементов – проект с указанием его линейных размеров и описанием выполнения работ по установке надмогильного сооружения. В случае если выполнение работ по изготовлению и установке надмогильного сооружения, благоустройства места захоронения, осуществляется лицом, ответственным за захоронение, самостоятельно, то при обращении для получения разрешения на установку надмогильного сооружения, благоустройства мест захоронения, предоставление документов, указанных в подпунктах е),ж) пункта 14.5 статьи 14, не требуется (п. 14.6 статьи 14 Порядка).
Статьей 15 Порядка регламентирован режим работы общественных кладбищ, правила их посещения.
Так, согласно п. 15.2 статьи 15 Порядка на территорию кладбища запрещен проезд любых транспортных средств, за исключением проезда спецтранспорта для проведения траурных церемоний при наличии такой возможности, а также для доставки к местам захоронений инвалидов на инвалидных колясках. Посетителям кладбища запрещается: засорять территорию кладбища, ломать памятники и оборудование; ломать зеленые насаждения и рвать цветы; водить собак, кошек и других животных, ловить птиц; устанавливать или менять надмогильные сооружения без разрешения уполномоченного органа в сфере похоронного дела; разводить костры, проводить раскопки; употреблять на территории кладбища наркотические, психотропные вещества и алкогольные напитки; находиться на территории кладбища после закрытия; заниматься коммерческой деятельностью без соответствующего разрешения уполномоченного органа в сфере похоронного дела; на созданных после 2000 года муниципальных кладбищах устанавливать ограждение места захоронения из любого вида материалов, устанавливать столы, скамьи и т.п.
Перечисленные выше пункты Порядка административный истец просит признать недействующими. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года между административным истцом Рудик А.А. и ИП Костиной Н.А. был заключен договор № № на выполнение работ по установке на Цветковском кладбище надгробного памятника на месте захоронения покойной супруги Рудик Л.В. По данному договору Рудик А.А. была проведена оплата в полном объеме, стоимость услуги составила 21550 рублей.
Указанный выше договор исполнен не был, денежные средства возвращены заявителю. Причиной невозможности выполнения соответствующих работ по договору послужил отказ представителей администрации Гурьевского городского округа в допуске ИП Костиной Н.А. на территорию Цветковского кладбища для исполнения условий договора в виду несоблюдения утвержденной Порядком процедуры согласования и неполучения соответствующего разрешения.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу подпункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. Из содержания ч. 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 указанного Федерального закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности.
Согласно статье 18 Федерального Закона "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
В силу положений статьи 7, пункта 2 статьи 25 указанного Федерального закона № 8-ФЗ определение порядка деятельности кладбищ, где каждому гражданину гарантировано место для погребения после смерти, является исполнением публичной обязанности органа местного самоуправления по организации похоронного дела. Таким образом, органы местного самоуправления имеют право определить порядок проведения работ по установке, монтажу или демонтажу памятников и надмогильных сооружений, а также порядок по благоустройству мест захоронения на территории общественных кладбищ Гурьевского городского округа. При этом, такой Порядок не должен ограничивать и нарушать права граждан, заинтересованных в проведении указанных выше работ.
Как следует из оспариваемых административным истцом пунктов 14.3, 14.4, 14.5,14.6,15.2,15.5 (абзацы 4 и 8) и их содержания, их исполнение становится возможным при соблюдении и совершении определенных процедур, конечным результатом которых является выдача соответствующего разрешения на проведения работ, связанных с установкой надмогильных сооружений и благоустройством мест захоронения. По смыслу указанных выше пунктов, действия ответственного за захоронение лица, его поведение по благоустройству места захоронения, включая установку либо замену надмогильного сооружения, сводится к получению до совершения указанных действий специального разрешения.
Вместе с тем, действия заинтересованных лиц (ответственных за захоронение, хозяйствующих субъектов – исполнителей), изъявивших желание организовать и провести соответствующие работы, должны носить уведомительный характер, путем направления уведомления о проводимых действиях. В этом случае, будут соблюдены права не только лица, желающего установить, изменить, благоустроить место захоронение своего родственника, но и права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
По смыслу принятых администрацией положений, содержание которых оспаривается административным истцом, документы, представляемые заявителем для совершения каких – либо работ на месте захоронения, связанных с установкой надмогильного сооружения, благоустройством места захоронения, должны быть подвергнуты определенной проверке, период проведения которой составляет три дня, а срок выданного разрешения – 30 дней. Соответственно, заинтересованное лицо в указанные периоды (во время проведения проверки и во время действия разрешения) ограничено в своих действиях, и в случае возникновения иных намерений, связанных с благоустройством места захоронения, вновь обязано обращаться за получением нового разрешения, каждый раз предоставляя необходимый для этого пакет документов.
При этом следует обратить внимание на следующее. Как усматривается из п. 14.4 статьи 14 Порядка такое разрешение выдается уполномоченным органом в сфере похоронного дела. В процессе рассмотрения дела административным ответчиком был назван такой уполномоченный орган, а также представлено Положение о его деятельности – отдел организации похоронного дела администрации Гурьевского городского округа, являющийся структурным подразделением администрации (далее – Отдел). Данный Отдел создан с целью обеспечения эффективного управления в системе организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела, обеспечения контроля за соблюдением законности при оказании услуг, связанных с погребением на территории муниципальных кладбищ. Положением об Отделе определен перечень задач и перечислены права. Однако Положение об отделе не содержит информации по выдаче гражданам каких – либо разрешений для выполнения работ на месте захоронения, и рассмотрению такого рода вопросов.
Кроме того, оспариваемые истцом положения, противоречат также действующему законодательству о защите конкуренции, так как ограничивают право выбора истцом хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности в сфере похоронного дела, который мог бы оказать надлежащую и приемлемую услугу по захоронению.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу положений, содержащихся в ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В понятие товара в настоящем Федеральном законе включаются, в том числе, работа, услуга, (включая финансовую услугу) (ч. 1 ст. 4 Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Исходя из содержания оспариваемых пунктов Положения выполнение работ по установке, монтажу или демонтажу памятников и надмогильных сооружений невозможно до получения соответствующего разрешения.
Таким образом, в результате принятия администрацией Гурьевского городского округа оспариваемых истцом положений созданы необоснованные препятствия для неограниченного круга лиц по реализации своего права, в том числе и на занятие законной экономической деятельностью.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 КАС РФ, судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. 14.3, 14.4, 14.5, 14.6 ░░░░░░ 14, ░. 15.2, ░░░░░░ 4,8 ░. 15.5 ░░░░░░ 15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░ № № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░ № №
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░