Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2017 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Й к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
с участием истца Й., его представителя Ь, представителя ответчика ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва З,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее – ГУ МЧС по РТ, ответчик) о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по выслуге лет из Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Тыва» (далее – «1 отряд ФПС по РТ»), является пенсионером, выслуга лет составляет <данные изъяты> календарных лет <данные изъяты> месяцев, в льготном исчислении <данные изъяты> лет.
ДД.ММ.ГГГГ, получив решение Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по его иску о заключении договора социального найма, договора приватизации, узнал, что протокольным решением объединенной жилищной комиссии ГУ МЧС по РТ от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета нуждающихся в получении жилья на основания того, что в его учетном деле отсутствуют документы за 2011 год, подтверждающие его право быть признанным нуждающимся в получении жилья в 2011 году. С решением о снятии его с учета он не согласен. Ежегодно по 2014 год он сдавал необходимый пакет документов для перерегистрации очереди. Фактически состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 2001 года на основании протокола жилищной комиссии Управления противопожарной службы МВД Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №. Он и его члены его семьи в приватизации жилья не участвовали, собственного жилья не имеют, состоят в очереди, как нуждающиеся в жилье с 2001 года; отслужил во благо России и Республики Тыва более 20 календарных лет, правом на получение единовременной выплаты на приобретение жилья, а также на получение жилищного сертификата он не смог воспользоваться во время работы, так как ему уже была предоставлена служебная квартира. Полагает, что решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его право на улучшение жилищных условий, которое у него возникло в 2001 году с момента постановки на учет. Просит признать незаконным и отменить решение объединенной жилищной комиссии ГУ МЧС по РТ о снятии его с учета нуждающихся в получении жилья.
В судебном заседании истец Й. и его представитель по доверенности Ь полностью поддержали иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика З, действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что ответчик состоял в очереди на получение жилья, решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи предоставлена служебная квартира. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не предоставил подтверждающие документы за 2011 год. Истец в 2012 году сам забрал свое учетное дело для его последующего самостоятельного предоставления в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». На момент увольнения претензий к ответчику он не имел. Кроме того, истец пропустил срок обращения в суд.
Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Тыва» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучим материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
В силу ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1); Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч.2).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Приказом МЧС России от 1 октября 2004 года № 458 на региональные органы МЧС России возложены полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (п. 9).
Согласно пункту 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N N 2 и 3 в следующем порядке: в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии Порядком учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12 января 2012 года № 5, учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями (далее - комиссия), создаваемыми: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им учреждениях (п.5); сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (п.14).
Согласно ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Истец утверждает, что он был поставлен на учет в 2001 году, в доказательство чего предоставил копию протокола Управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №,в пункте 1.4 которого указано, что на основании рапорта Й. комиссия поставила его на очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, стороной ответчика в материалы дела представлен другой экземпляр копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором данной записи не имеется, в пункте 1.4 указано иное лицо.
Ответом министра внутренних дел по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Ш сообщено о том, что в МВД по Республике Тыва протокол жилищно-бытовой комиссии Управления государственной противопожарной службы МВД по Республике Тыва от 17 октября 2001 года № 2 отсутствует.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 67 ГПК РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
В протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы показания свидетелей Н, Г, Е, Т Данный протокол в силу ст. 71 ГПК РФ является письменным доказательством.
Так, свидетель Н показал, что он являлся членом жилищно-бытовой комиссии Управления государственной противопожарной службы МВД по Республике Тыва, присутствовал на заседании комиссии в 2001 году, помнит, что истец был поставлен на учет для получения жилья.
Свидетель Г показала, что являлась секретарем жилищно-бытовой комиссии, также подтверждает, что Й был поставлен на учет в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №; копию этого протокола Управления государственной противопожарной службы она заверила с подлинника и передала Е в 2004 году или в 2005 году. Подписи в протоколах принадлежат ей.
Свидетель Е показал, что протокол от ДД.ММ.ГГГГ № он получил в 2004 году у Г в уже заверенной копии. Он помнит, что в данном протоколе были также фамилии Й., Т, Б
Свидетель Т показал, что был поставлен на очередь на получение жилья одним решением с истцом, то есть в 2001 году.
В материалы дела представлено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по иску Т, С, Ч, Я к Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ по Республике Тыва о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором, в частности, указано, что оснований ставить под сомнение заверенную копию протокола жилищной комиссии от 17 октября 2001 года № 2 не имеется.
Таким образом, из совокупности представленных доказательств: показаний свидетелей, подтвержденных судебным решением, суд признает доказанным истцом факт, что он был поставлен на учет на улучшение жилищных условий с 2001 года, на основании протокольного решения от 17 октября 2001 года № 2.
Помимо этого, из протокола жилищной комиссии ГУ «1 ОФПС» по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании рапорта Й он и члены его семьи поставлены на очередь для получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № решено выделить Й и членам его семьи трехкомнатную служебную <адрес> по адресу: <адрес>.
Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» к Й, Ы, Ф, У Ц, Х о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказано.
Указанным решением суда установлено, что Й. состоял в трудовых отношениях с «1 отряд ФПС по РТ»; на основании договора найма служебного жилого помещения № 20 от 11 марта 2011 года ГУ «1 ОФПС по РТ» передало Й и членам его семьи: Й., Й и Й служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания в связи с прохождением службы; Й уволен с ДД.ММ.ГГГГ, и выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, в льготном исчислении 1:1,5 – <данные изъяты> лет 00 месяцев <данные изъяты> дня, дающей право на пенсию, что, при наличии выслуги более 20 лет, дает ему право претендовать на безвозмездное закрепление жилых помещений. Й. вместе с членами его семьи: Й., Й., Й Й и Х на праве собственности жилых помещений не имеют, в приватизации жилищного фонда в г.Кызыле не участвовали, в очереди на получение жилого помещения не состоят, и не подлежат выселению из служебного жилого помещения, предоставленного решением Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от 7 декабря 2009 года (протокол комиссии № 9 п. 30), без предоставления другого жилого помещения.
Согласно протоколу заседания объединенной жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Тыва от 28 ноября 2011 года № 2 Й снят с учета нуждающихся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документов, подтверждающих его право быть признанным нуждающимся в получении жилья за 2011 год.
В соответствии с п.3.4 Положения о жилищной комиссии, утв. начальником ОГПС МЧС России по Республике Тыва 10.01.2008, к полномочиям жилищно-бытовой комиссии относится, в числе прочего, снятие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем, исходя из установленных обстоятельств, каких-либо законных оснований, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для принятия решения от 28 ноября 2011 года № о снятии Й с учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документов, подтверждающих его право быть признанным нуждающимся в получении жилья за 2011 год, не имелось.
Уведомлением ГУ «1 отряд ФПС по РТ», врученным Й. ДД.ММ.ГГГГ, последнему сообщается о необходимости предоставить секретарю жилищной комиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы (согласно приложению), подтверждающие право на получение жилья или улучшение жилищных условий на основании положения о жилищной комиссии, в связи с перерегистрацией очередников на получение жилья, также он предупреждается, что в противном случае будет исключен из списка очередников на получение жилья.
Приказом МЧС России от 25.07.2011 №398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС Росси, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на Федеральное государственное учреждение «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Из письма ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России» № 424-6-Ю от 31 октября 2011 года следует, что учетные (жилищные) дела некоторых сотрудников, в том числе истца Й., возвращены из-за несоответствия пакета документов жилищному законодательству, ГУ МЧС России по РТ в кратчайшие сроки рекомендовано довести до сведения сотрудников, чьи учетные дела возвращены, о необходимости предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и в срок до 30 ноября 2011 года направить сформированные в полном объеме учетные (жилищные) дела.
Из рапорта и объяснительной Й. от ДД.ММ.ГГГГ, акта о передаче учетного дела от этой же даты следует, что Й просит дать разрешение на получение учетного дела для самостоятельного отправления документов в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»; он не предоставил документы на перерегистрацию очередников на получение жилья за 2011 год, так как в связи с финансовыми трудностями не смог собрать документы в регистрационной палате, в 2011 году у него были проблемы с финансами и долгами.
Согласно письму ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России» № от ДД.ММ.ГГГГ - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи было передано 17 учетных дел военнослужащих и сотрудников ФПС, состоящих на учете в ГУ МЧС России по РТ, в имеющемся реестре Й. не значится, учетное дело Й., как нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) в срок до ДД.ММ.ГГГГ не передавалось, Й с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениям (улучшении жилищных условий) в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»- не обращался.
Между тем, истец пояснил, что 09 июля 2014 года он самостоятельно направил учетное дело в ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России». В подтверждение данного довода истцом представлено заявление, полученное ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России», вх. № 1085-6-4-4 от 09 июля 2014 года. В заявлении указано, что к нему приложены документы на 43 листах, приведен перечень документов, которые и представляют собой учетное дело.
При данных обстоятельствах довод представителя ответчика об отсутствии в организации учетного дела истца не может быть признан основанием для снятия истца с учета. Факт возвращения истцу его документов после ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не доказан.
Таким образом, судом установлено, что первоначально истец Й вместе с членами его семьи был поставлен на очередь нуждающихся в получении жилья на основании протокольного решения от ДД.ММ.ГГГГ №. В последующем протокольным решением жилищной комиссии ГУ «1 ОФПС» по Республике Тыва от 12 декабря 2008 года вновь подтверждено его право состоять на учете нуждающихся в получении жилья, в связи с чем, на основании протокольного решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от 07 декабря 2009 года № 9 и договора найма служебного жилого помещения № 20 от 11 марта 2011 года ГУ «1 ОФПС по РТ» передало Й и членам его семьи указанную служебную квартиру.
Из материалов дела установлено, что ни истец, ни члены его семьи в приватизации жилищного фонда в г.Кызыле не участвовали, другого жилого помещения на праве собственности не имеют, что истец подтвердил выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в данном случае эти основания отсутствуют, то требование иска о признании оспариваемого решения незаконным обоснованно.
Ходатайство представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не обоснованно и не подлежит удовлетворению, так как ответчиком не опровергнут довод истца о том, что о снятии с учета нуждающихся на основании протокольного решения от 28 ноября 2011 года он узнал по результатам рассмотрения гражданского дела по его иску к ГУ МЧС по Республике Тыва о заключении договора социального найма, то есть в феврале 2016 года, поскольку в нарушение требований закона решение о снятии истца с учета ему не вручалось. Истец обратился в суд 13 апреля 2016 года, поэтому, срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года, истцом не нарушен.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, следует признать незаконным решение объединенной жилищной комиссии Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва от 28 ноября 2011 года №2 в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья майора внутренней службы Й с 28 ноября 2011 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Й к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать незаконным решение объединенной жилищной комиссии Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва от 28 ноября 2011 года №2 в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья майора внутренней службы Й с 28 ноября 2011 года.
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва в пользу Й <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2017 года.
Судья Л.Т. Сватикова