УИД 10RS0017-01-2019-000635-98
Дело №2а-534/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к общественному объединению Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, что запись о создании общественному объединению Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов (далее – общество, административный ответчик) была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1021000003408 (ведомственный регистрационный номер 1012010445 от 05.05.2006). В нарушение требований ст. 29 Федерального Закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», постановления Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», общество не представила в Управление в установленный срок об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2017 год. 13.06.2018 за непредоставление отчета по форме №ОН0003 за 2017 год Управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. Сортавала от 16.07.2018 общество признано виновным в совершении вменяемого ему правонарушения и назначено наказание в виде предупреждения. Кроме того, общество в нарушение п. 1 ст. 29 Закона №82-ФЗ не предоставило в Управление ежегодную информацию о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. За указанное нарушение Управление на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 Закона №82-ФЗ вынесло организации предупреждение от 05.02.2019 и направило его в адрес организации. Почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «истек срок хранения». Применительно к положениям ст. 165.1 ГК РФ предупреждение считается доставленным обществу. Нарушения до настоящего времени не устранены. Административный истец указывает, что после вынесения предупреждения общество совершило аналогичное нарушение, не предоставив отчет по форме ОН0003 за 2018 год. Неоднократное непредставление административным ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона №82-ФЗ, является основанием для обращения в суд с административным иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просит признать общественное объединение Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещены, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик общественное объединение Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения. В полученной судом телефонограмме председатель правления Вишня О.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, подтвердив фактические обстоятельства дела. Пояснила, что большинство учредителей общества в настоящее время нет в живых, организация деятельность не ведет.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).
Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).
Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу абзаца 11 статьи 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общественное объединение Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов было зарегистрировано 08.04.1999 Министерством юстиции Республики Карелия.
Запись об общественном объединении была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10.12.2002 за основных государственным регистрационным номером 1021000003408.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований ст. 29 Федерального Закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», постановления Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», общество не представило в Управление в установленный срок об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2017 год.
16.07.2018 за непредоставление отчета по форме №ОН0003 за 2017 год постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. Сортавала общество признано виновным в совершении вменяемого ему правонарушения и назначено наказание в виде предупреждения. Постановление мирового судьи вступило в законную силу.
Из доводов административного иска следует, что общество в нарушение п. 1 ст. 29 Закона №82-ФЗ не предоставило в Управление ежегодную информацию о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
За указанное нарушение Управление на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 Закона №82-ФЗ вынесло организации предупреждение от 05.02.2019 и направило его в адрес организации. Почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «истек срок хранения». Нарушения до настоящего времени не устранены.
Административный ответчик не предоставил Управлению отчет по форме ОН0003 за 2018 год.
Материалами дела подтверждается, что требования названного Федерального закона организацией не выполняются.
До настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены, вынесенные предупреждения не обжалованы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях», их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения.
Председатель правления общества Вишня О.В. указанные в административном исковом заявлении обстоятельства подтвердила в полученной судом телефонограмме. Пояснила, что большинства учредителей в настоящее время нет в живых, общество деятельность не ведет. Не возражает против удовлетворения административного иска.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на общественное объединение положениями статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, допущенные нарушения в силу абзаца 11 ст. 29 Закона могут служить основанием для признания данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Вместе с тем, имея ввиду то обстоятельство, что настоящее решение является основанием для исключения административного ответчика из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем в силу взаимосвязанных положений пп. 1 и 2 ст. 48, пп. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ, его правоспособность, в том числе, обязанность по уплате государственной пошлины, являющейся сбором, прекратится, имея ввиду принцип процессуальной экономии, суд полагает необходимым не взыскивать государственную пошлину с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать общественное объединение Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов, основной государственный регистрационный номер 1021000003408 от 10.12.2002, место нахождения – Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Кирова, д. 7, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить общественное объединение Сортавальское городское общество инвалидов Карельской региональной общественной организации инвалидов, основной государственный регистрационный номер 1021000003408 от 10.12.2002, место нахождения – Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Кирова, д. 7, из Единого государственного реестр юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2019.