Дело № 2-1032/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 18 сентября 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Ушаковой И.А.,
с участием помощника прокурора Алнашского района УР Шалагина Н.С.,
представителя ответчика Администрации МО «Алнашский район» Николаевой С.Т., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Удмурт-Тоймобашское», Администрации МО «Алнашский район» о понуждении к приведению автомобильных дорог в соответствии с требованиями законодательства, признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор Алнашского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Удмурт-Тоймобашское», требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязать в срок до 01.09.2020 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведения технической паспортизации автомобильной дороги по <***>, протяженностью 1 км, тип покрытия – щебеночно-гравийное (согласно информации от дд.мм.гггг №***), которая указана в перечне Выписки из реестра №*** от дд.мм.гггг, мотивируя следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района проведен анализ состояния законности при исполнении законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которого установлено, что администрацией МО «Удмурт-Тоймобашское» не приняты меры для своевременного приведения дороги в соответствие с требованиями законодательства, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения и может привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых ставятся под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан. Согласно ответу на представление прокурора №*** от дд.мм.гггг денежных средств на содержание дороги, включая техническую паспортизацию, в бюджете поселения не предусмотрено.
По ходатайству истца определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «Алнашский район» УР.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию МО «Алнашский район» в период с 01.01.2020 до 01.09.2020 года произвести паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью 1 км, тип покрытия – щебеночно-гравийное (согласно информации от дд.мм.гггг №***), которая указана в перечне Выписки из реестра №*** от дд.мм.гггг, а также признать бездействие Администрации МО «Удмурт-Тоймобашское» по обеспечению сохранности автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения в 2019 году незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Алнашского района УР Шалагин Н.С. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Администрации МО «Удмурт-Тоймобашское» в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Представитель ответчика Администрации МО «Алнашский район» Николаева С.Т. исковые требования не признала и со ссылкой на Соглашение о передаче полномочий от дд.мм.гггг пояснила, что полномочия по дорожной деятельности, в том числе паспортизация дорог, в 2019 году отнесены к полномочиям Администрации поселения. Кроме того, истребуемые действия требуют значительных финансовых и временных затрат.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, поэтому прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007) автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся к собственности муниципального района.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В соответствии с ч. 9 ст. 5 указанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельских поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5. ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003).
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что автомобильная дорога по <***>, протяженностью 1 км, тип покрытия – щебеночно-гравийное, находится в собственности МО «Алнашский район» на основании Постановления Администации Алнашского района от дд.мм.гггг №*** «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения», что подтверждается выпиской из Реестра объектов муниципальной собственности Алнашского района УР №*** от дд.мм.гггг
дд.мм.гггг между администрацией МО «Алнашский район» (Администрация района) и администрацией МО «Удмурт-Тоймобашское» (Администрация поселения) заключено соглашение о передаче полномочий, согласно которому в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования «Алнашский район», Администрация района передает, а Администрация поселения принимает на себя полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское».
Согласно п.п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее по тексту – Типовая инструкция), паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Следовательно, применительно к данному случаю, учитывая условия Соглашения о передаче полномочий, заключенного дд.мм.гггг между Администрацией МО «Алнашский район» и Администрацией МО «Удмурт-Тоймобашское» на срок по дд.мм.гггг, а также то, что полномочия по проведению паспортизации автомобильных дорог возложены на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Алнашский район» и Администрация МО «Удмурт-Тоймобашское» несут общую обязанность по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Учитывая то, что паспортизация указанной в иске автомобильной дороги ответчиком Администрацией МО «Удмурт-Тоймобашское» в рамках исполнения обязательств по Соглашению о передаче полномочий не проведена, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований как части признания бездействия Администрации поселения незаконным, так и в части понуждения Администрации района произвести паспортизацию автомобильной дороги.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
С учетом доводов ответчика об объеме необходимых работ и расходов, суд считает разумным установить срок для выполнения возложенных обязанностей – с 01.01.2020 года до 31.12.2020 года. Отсутствие финансовых средств не может на данный момент являться основанием для установления большего срока для выполнения указанных обязанностей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район» об обязании провести паспортизацию дорог - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Алнашский район» в срок с 01.01.2020 до 01.09.2020 года произвести паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью 1 км, тип покрытия – щебеночно-гравийное (согласно информации от дд.мм.гггг №***), которая указана в перечне Выписки из реестра №*** от дд.мм.гггг.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «Удмурт-Тоймобашское» по обеспечению сохранности автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения за 2019 год незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья Гвоздикова А.С.