Дело № 12-2492/2017
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2017года город Москва
Судья Преображенского районного суда г. Москвы Казанцев О.А., рассмотрев жалобу представителя ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Х.Д.М. на постановление должностного лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (далее – ОАТИ) от 24 октября 2017 года № *** о привлечении указанного Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы,
установил:
Постановлением заместителя начальника инспекции ОАТИ г. Москвы от 24 октября 2017 года № ***, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» Х.Д.М. подана жалоба, в которой она просит признать указанное постановление незаконным и отменить его по доводам изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержала и пояснила, что в действиях её доверителя отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ОАТИ, не является надлежащим административным органом осуществляющим контроль за соблюдением чистоты и порядка на территории национального парка. Указанным административным органом является ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», что закреплено нормами действующего законодательства. При этом, по результатам выявленного нарушения, связанного с организацией несанкционированной свалки мусора, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» проводится административное расследование, с целью установления виновных. Вместе с тем, Учреждением приняты меры для очистки территории национального парка от сваленного мусора.
Представитель ОАТИ К.М.А. показала, что данный административный орган осуществляет контроль за благоустройством территорий, расположенных в пределах города Москвы, а также за соблюдением юридическими лицами требований правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка. ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» находится на территории г. Москвы и именно в пределах данного парка была выявлена несанкционированная свалка строительного мусора. ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» привлечено к административной ответственности по результатам проведенного обследования, выявленное нарушение зафиксировано и отражено в фотоматериалах. Учреждение привлечено к административной ответственности уполномоченными на то должностными лицами, в рамках возложенных на них обязанностей.
Заслушав объяснения представителей ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» и ОАТИ, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как следует из представленных в суд материалов *** года в ** минут по адресу: **, при проведении обследования выявлена несанкционированная свалка мусора на площади 500 кв.м., объемом 400 куб.м. Указанная территория относится к ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров». Непринятие данным юридическим лицом всех зависящих мер по ликвидации свалки и должному санитарному содержанию территории является нарушением п.п. 10.1, 4.3, 4.5.4 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы 09 ноября 1999 года № 1018 (далее – Правила).
По результатам обследования *** года составлен протокол об административном правонарушении, в отношении ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», на основании которого 24 октября 2017 года вынесено постановление о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Исходя из положений ст.ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ, в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано, содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
Частью 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 4.3 Правил, уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов.
В соответствии с п. 4.5.4 указанных Правил, ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается на организации, на балансе или в эксплуатации которых находятся объекты озеленения (парки, скверы, бульвары, газоны), в том числе расположенными на них тротуарами, пешеходными зонами, лестничными сходами.
Как следует из п. 10.1 тех же Правил юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти в соответствии с федеральными законами.
По смыслу ч. 2 ст. 2 и ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, территория национального парка «Лосиный остров», находящаяся в федеральной собственности, относится к особо охраняемым территориям и предоставлена ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» для осуществления на ней управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 32, 33 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях» организация охраны особо охраняемых природных территорий возлагается на пользователей территорий, а также на специальную службу охраны особо охраняемых природных территорий - структурное подразделение учреждения, организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории. На особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы при осуществлении им регионального государственного экологического надзора, а также должностными лицами государственного учреждения, осуществляющего охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством об охране окружающей среды, в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 3.4 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 19.11.1999 № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» при комиссионном обследовании фиксируются все выявленные нарушения в части внешнего благоустройства на обследованных территориях (объектах): уборка, санитарная очистка, состояние дорожных покрытий, состояние зеленых насаждений (кроме особо охраняемых природных территорий), состояние других элементов благоустройства.
Анализируя действующее законодательство в совокупности и во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что именно ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» является административным органом, на который возложены функции по охране и санитарному надзору территорий национального парка «Лосиный остров».
Таким образом, ОАТИ не имело правовых оснований для проведения обследований территории национального парка на предмет благоустройства и, соответственно, привлекать вышеуказанное юридическое лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление Объединения административно-технических инспекций г. Москвы от 24 октября 2017 года № *** о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, - отменить.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Преображенский районный суд города Москвы в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья
О.А. Казанцев