Решение по делу № 2-304/2019 от 18.03.2019

        Дело № 2-304/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 г.                                                                  п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,

при секретаре Киселевой И.Ф.,

с участием истца Шарой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарой Маргариты Александровны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании недополученной премии, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Шарая М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда. Просит взыскать с Министерства обороны в ее пользу недоначисленную и невыплаченную ей премию за 2018 год согласно приказа Министра Обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года с учетом районного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% - в сумме 389500 рублей, премию из экономии фонда заработной платы за 2018 год в размере 30685,50 рублей, а также признать незаконным приказ начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю (по строевой части) №180К от 11.12.2018 г, в части невыплаты премии в полном объеме и взыскать с ответчика в пользу истца недополученный размер премии в сумме 29944,60 рублей.

Определением Ванинского районного суда от 10.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Восточному военному округу».

    В судебном заседании истец Шарая М.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, просила его удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что согласно приказа Министра Обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года премия должна была выплачиваться с учетом районного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%. В учреждении постоянно имелось 4 вакантных должности, в связи с чем образовывалась экономия фонда оплаты труда. Ранее денежные средства из фонда экономии оплаты труда распределялись дифференцированно между сотрудниками, ежемесячно, однако, с 2018 года было принято решение об их распределении в конце финансового года, то есть уже после её увольнения. Также полагает, что ответчиком не доказан факт недобросовестного исполнения ею должностных обязанностей, разбирательство по данному факту не проводилось, а денежные средства, полученные ею в качестве аванса на оплату проездных документов к месту проведения отпуска и обратно, она возвратила. Не отрицает, что возврат был произведен с нарушением сроков предоставления отчетности, в связи с возникшими семейными сложностями и материальным затруднением. Действиями ответчика ей был причинен моральный вред, она была вынуждена обращаться за медицинской помощью, поскольку нравственные страдания оказали влияние на состояние её здоровья.

            Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, в суд не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия. Согласно отзыву на исковое заявление, с исковыми требованиями истца не согласен, указав, что Министерство обороны Российской Федерации не является стороной трудовых отношений, в связи с чем не является надлежащими ответчиком. Также указал, что дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств, в пределах доводимых на указанные цели лимитов. Решение о дополнительном материальном стимулировании принималось работодателем в зависимости от степени выполнения работником совокупного объема обязанностей. Согласно приказу начальника ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» от 11.12.2018 г. № 180 размер единовременного денежного вознаграждения истцу был снижен до 60 % за недобросовестное исполнение обязанностей за 2018 г. Поскольку определение условий ЕДВ относится к исключительной компетенции работодателя, то оснований для признания действий ответчика не законным не имеется. Просит в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» (далее ФКУ «УФО по ВВО») А.А. Гаевой в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия. В письменных возражениях требования не признал, просит в их удовлетворении отказать по доводам изложенным в возражениях.

Суд, выслушав истца, огласив возражения на исковое заявление, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст.ст.21-22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ и трудовым договором.

          В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

        В силу ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.12 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 года N 61-ФЗ личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии со ст.349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Шарая М.А. 01.03.2011 года принята на должность начальника отдела (учета и отчетности) (главного бухгалтера) филиала № 2 Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю». 17.12.2018 года Шарая М.А. была уволена по п.3 ч.1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ по собственному желанию.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.11.2018 г. № 644 «О переименовании федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» переименовано в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».

На основании приказов начальника управления ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ "О поощрении гражданского персонала филиалов Управления" в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации" Шарой М.А. выплачена премия по итогам работы с учетом применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: в январе 2018 г. в размере 35 000 рублей, в феврале 2018 г. в размере 30 000 рублей, в марте 2018 г. в размере 10 000 рублей, в апреле 2018 г. в размере 25 000 рублей, в мае 2018 г. в размере 25 000 рублей, в июне 2018 г. в размере 12 500 рублей, в июле 2018 г. в размере 25 000 рублей, в августе 2018 г. в размере 25 000 рублей, в сентябре 2018 г. в размере 20 000 рублей, в октябре 2018 г. в размере 1 000 рублей, в ноябре 2018 г. в размере 1 000 рублей, в декабре 2018 г. в размере 1 000 рублей.

Факт выплаты премий в вышеуказанном размере истец не оспаривал.

Проверяя доводы истца о выплате премии в большем размере (из расчета на одного работника в размере 25 000 рублей), суд приходит к выводу, что при определении размера материального стимулирования начальником управления нарушение трудовых прав истца не допущено.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Согласно пункту 6 издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащими и лицами гражданского персонала в воинских частях производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) приказов.

В силу пункта 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в виде ежемесячной премии не является гарантированной выплатой, поскольку осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил и в пределах, доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств.

Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Поскольку минимальный размер премии Порядком не определен, то в данном случае конкретный (окончательный) размер премии был определен работодателем исходя из оценки исполнения Шарая М.А. своих должностных обязанностей работы, в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, и в рамках полномочий, предоставленных работодателю.

При этом решением Министра обороны РФ определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 1010 в размере заявленных исковых требований.

Начальником управления от 06.04.2017 г. утверждено Положение о материальном стимулировании гражданского персоналаФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», которое является приложением № 2 к коллективному договору.

Данным положением установлен порядок определения премиальных выплат гражданскому персоналу по итогам работы за расчетный период за счет экономии фонда оплаты труда.

В соответствии с п. 4 Положения при наличии экономии фонда заработной платы за соответствующий период работникам, управления, добросовестно исполняющим свои должностные обязанности, может быть установлена дополнительная премия по результатам работы за месяц, квартал и год. Выплата дополнительной премии по результатам работы за месяц, квартал и год осуществляется по приказу начальника управления.

В соответствии с п. 4.2 Положения не представляются к дополнительному премированию работник управления, в том числе допустившие нарушения трудовой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, дисциплинарные проступки, в периоде, за который производится премирование. Показатели премирования, позволяющие оценить результативность и качество работы, работника установлены п. 3.1.1 Положения.

Из изложенного следует, что данная премиальная выплата является не обязательной и может выплачиваться только тем работникам, которые выполнили условия показателей и критерии оценки эффективности деятельности, а также при обеспеченности лимитами бюджетных обязательств на выплату заработной платы на соответствующий период, при наличии экономии фонда заработной платы и строго в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы.

При этом оценка итогов работы лиц гражданского персонала возложена на начальников (руководителей) соответствующих учреждений (организаций) Вооруженных Сил РФ, являющихся работодателями указанных лиц.

Письмом начальника отдела (организационно-планового, финансирования и сопровождения контрактов) ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» до начальника управления была доведена экономия фонда оплаты труда гражданского персонала за 2018 г., которая составила 350 000 рублей.

В соответствии с приказом начальника управления от 25.12.2018 г. № 152 гражданскому персоналу управления была выплачена премия из фонда экономии оплаты труда по итогам работы за 2018 г. (с учетом применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в размерах, указанных в приказе, согласно которого Шарой М.А. данная премия не начислялась и не выплачивалась.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что порядок выплаты истцу указанной премии ответчиками не нарушен.

Так как дополнительное материальное стимулирование осуществлялось за счет экономии бюджетных средств, объем бюджетных средств, предназначенных на выплату за 2018 год, был выделен исходя из фактической численности служащих, истец на тот период времени в трудовых отношениях с ответчиком не состоял, а исходя из анализа положений ст. ст. 129, 135, 191 ТК РФ, выплаты стимулирующего характера, устанавливаются работодателем по своему усмотрению в целях стимулирования работников, и являются его правом а не обязанностью, суд приходит к выводу, что их невыплата не нарушает права работника на получение обязательной части заработной платы как вознаграждения за труд, и об отсутствии оснований для взыскания с ответчика премии из фонда экономии оплаты труда по итогам работы за 2018 г.

В судебном заседании также установлено, что приказом начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» № 180К от 11.12.2018 г. Шарой М.А. снижен размер единовременного денежного вознаграждения за период работы с 01.01.2017 г. по 17.12.2018 г. до 60 процентов. Основанием для снижения вознаграждения послужило недобросовестное исполнение должностных обязанностей, а именно: недостатки в работе отделения, выявленные проверками отделения (внутреннего аудита) Управления (акты проверок от 03.04.2018 г. и 06.12.2018 г.) и Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита (в Восточном военном округе).

В соответствии с п. 5 Положения о материальном стимулировании гражданского персонала ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей выплачивается по итогам календарного года.

В соответствии с п. 5.13 Положения начальник управления за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения правил внутреннего трудового распорядка, совершение дисциплинарного проступка, нарушения требований внутренних коллективных актов имеет право полностью или частично лишить работника вознаграждения.

Учитывая представленные ответчиком служебные записки, объяснительные, материалы поверки, акты, справки и приказы о премировании, ответчиком при начислении и выплате размера единовременного вознаграждения в полной мере соблюден предусмотренный порядок и факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей в течение календарного года установлен в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не отрицается истцом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным приказа начальника управления ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» № 180К от 11.12.2018 г. в части невыплаты премии в полном объеме и взыскания с ответчиков в пользу истца недополученный размер единовременного вознаграждения.

    Поскольку нарушений трудовых прав истца не установлено, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ также не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                              Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шарой Маргариты Александровны кМинистерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании недополученной премии, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края, со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края                                                     Стромилова Е.А.

Мотивированное решение

изготовлено 22.05.2019 года.

2-304/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарая Маргарита Александровна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ФКУ УФО МО РФ
ФГКУ ВРУПО Минобороны России
Суд
Ванинский районный суд Хабаровского края
Судья
Стромилова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
vaninsky.hbr.sudrf.ru
18.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2019Передача материалов судье
21.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Подготовка дела (собеседование)
06.05.2019Подготовка дела (собеседование)
06.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Подготовка дела (собеседование)
27.03.2020Подготовка дела (собеседование)
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
21.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее