УИД 37RS0021-01-2020-000470-13
Дело № 2а-341/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
прокурора – старшего помощника Фурмановского межрайонного прокурора Шепелина А.М.,
представителя административного истца УМВД России по Ивановской области Чурина Н.А.,
административного ответчика Волынского И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Волынскому И.А. о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
У С Т А Н О В И Л:
УМВД России по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Волынскому И.А. о помещении в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области до исполнения решения о депортации сроком на 2 месяца.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области на основании Распоряжения о нежелательности пребывания от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-рн, вынесенного Федеральной службой исполнения наказаний, принято решение о депортации в отношении лица без гражданства Волынского И.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <адрес> Украинской ССР. <ДД.ММ.ГГГГ> в Посольство Украины в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства о возращении на Родину Волынскому И.А., т.к. он не имеет документа, удостоверяющего его личность, ответ на который до настоящего времени не получен. Волынский И.А. освободился из мест лишения свободы <ДД.ММ.ГГГГ>, исполнить указанное решение в настоящее время не представляется возможным, поскольку у иностранного гражданина отсутствует национальный заграничный паспорт, позволяющий исполнить решение о депортации. В сложившейся ситуации административный ответчик будет вынужден находиться на территории Российской Федерации нелегально, осуществляя трудовую деятельность с нарушением установленного порядка, а также может допустить рецидив совершенного ранее преступления. Просят вынести решение о помещении Волынского И.А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области до исполнения решения о депортации сроком на 2 месяца.
Представитель административного истца УМВД России по Ивановской области Чурин Н.А. в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, в нем изложенным, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что административный истец принял все исчерпывающие меры к депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, решение о депортации исполнено быть не может.
Административный ответчик Волынский И.А. в судебном заседании возражал против помещения его в специальное учреждение, поскольку является лицом без гражданства. На территорию Российской Федерации прибыл в <ДД.ММ.ГГГГ> после освобождения из мест лишения свободы на Украине. С тех пор работал не официально, за получением гражданства не обращался.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации было вынесено распоряжение <№>-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Волынского И.А.
<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области принято решение о депортации лица без гражданства Волынского И.А.
<ДД.ММ.ГГГГ> административным истцом направлен запрос в Посольство Украины в Российской Федерации об оказании содействия в оформлении свидетельства о возвращении на Родину гражданину Волынскому И.А., так как он не имеет действительного документа, удостоверяющего личность.
Согласно сообщению Посольства Украины в Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> по результатам проверки, представленной Главным управлением государственной миграционной службы в <адрес> информация о документировании Волынского И.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, паспортом гражданина Украины отсутствуют, зарегистрированным или снятым с регистрационного учета указанный гражданин не значится. Установить факт принадлежности или непринадлежности Волынского И.А. к гражданству Украины не представляется возможным.
Согласно справке Центра временного содержания иностранных граждан УМВ России по <адрес> Волынский И.А. за совершение административного правонарушения содержался в Центре с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением.
Согласно справке об освобождении <№>* Волынский И.А. <ДД.ММ.ГГГГ> освобожден из <адрес>, где отбывал наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч. 3 п «в», 69 ч. 5, 1458 ч. 2 УК РФ по отбытии срока наказания.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.
Из пояснений административного ответчика следует, что Волынский И.А. прибыл на территорию Российской Федерации в <ДД.ММ.ГГГГ>., до выезда с территории иностранного государства паспорт, подтверждающий гражданство иностранного государства, не получил, также не документирован паспортом Российской Федерации. Фактически Волынский И.А. является лицом без гражданства, о чем и указано в распоряжении Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Уполномоченный орган Украины отрицает, что Волынский И.А. является гражданином данного иностранного государства, документы, необходимые для выезда на Украину не предоставляет. Сведениями о гражданской принадлежности Волынского И.А. к иным государствам административный истец не располагает, напротив, в судебном заседании представитель административного истца в судебном заседании показал, что УМВД России по Ивановской области предприняты исчерпывающие меры по документированию Волынского И.А. документами, необходимыми для исполнения решения о депортации.
Вместе с тем, согласно нормам действующего законодательства в специальном учреждении должны содержаться лица, подлежащие депортации за пределы Российской Федерации, как следует из представленных документов и пояснений представителя административного истца, меры по депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации исчерпаны.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, приверженность к всеобщему пониманию и соблюдению которых получила широкое международно-правовое признание: как следует из ст. 1, 2, 15, 17, 19, 21, 46, 62, 64 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы России положений Всеобщей декларации прав человека (ст.ст. 3, 8, и 9), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 2 и 9) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т. 5), это право воплощает в себе наиболее значимое социальное благо, без которого немыслимы достоинство и ценность человеческой жизни и демократическое правовое устройство общества и государства, а его уважение и судебная защита исключают возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности; это означает, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении конституционных критериев необходимости и соразмерности, препятствующих невосполнимой утрате самого существа данного права, в равной степени гарантированного российским гражданам, иностранцам и лицам без гражданства и образующего, наряду с иными конституционными правами и свободами, основы правового статуса личности в Российской Федерации. Выявляя смысл конституционных гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что они распространяются не только на прямо указанные в ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей, но и на все другие виды лишения свободы; понятие «лишение свободы», имея по своему конституционно-правовому смыслу автономное значение, охватывает собой любые вводимые в отраслевом законодательстве ограничения, если они фактически влекут лишение свободы.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что административный истец исчерпал меры к исполнению решения о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, суд полагает, что правовых оснований, для помещения Волынского И.А. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Ивановской области к Волынскому И.А. о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Волынскому И.А. о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: __________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>