Дело № 2а-121/2020 г. Мариинский Посад
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством федерального судьи Д.Ф. Макашкина,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии о признании информации, размещенной на страницах интернет-сайтов с URL - адресами:
- https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html
- https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/ по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный иск прокурора мотивирован тем, что прокуратурой района 29 января 2020 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что на странице сайтов: - https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html, - https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/размещена информация по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии, запрещенной на территории Российской Федерации. Вход на сайты является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием страниц может любой пользователь сети "Интернет", информация на сайте распространяется бесплатно.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются справкой помощника прокурора района и распечаткой скрин-шота указанной Интернет-страницы.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru, www.nic.ru и www.reg.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют.
Таким образом, информация, распространенная на Интернет-сайте, запрещена к распространению в Российской Федерации, носит противоправный характер.
Распространением в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирование правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. При этом основанием для внесения указанных интернет - ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
На дату проверки 29 января 2020 года указатель страниц сайта, на котором размещена информация, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст. 39 КАС РФ, просит признать информацию, размещенную на странице интернет-сайтов с URL-адресами: - https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html, - https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/ по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный истец - помощник прокурора Афанасьев Д.Ю. в судебном заседании поддержал исковое заявление и по основаниям, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике ФИО в судебное заседание не явился, но в своем отзыве просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п. 1, п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации, распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусмотрена
- 2 -
возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проведенной прокуратурой проверкойустановлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на странице сайтов: - https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html, - https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/ размещена информация по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии. Вход на сайты является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием страниц может любой пользователь сети "Интернет", информация на сайте распространяется бесплатно.
Указанное следует из акта проверки по результатам мониторинга сети «Интернет» от 29 января 2020 года, и из скрин-шотов вышеуказанных сайтов. Вышеуказанные сайты в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» не внесены.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Обналичивание денежных средств производится в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного дохода, приобретенных другими лицами преступным путем, либо в целях уклонения от уплаты налогов.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрен перечень операций с денежными средствами или иным имущество, которые подлежат обязательному контролю.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Так, статьей 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 174.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Также, статьями 198 и 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Предоставление возможности доступа к информации о возможности обналичивания денежных средств с использованием информационнотелекоммуникационных услуг, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.
На основании ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации к охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В силу п.п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
- 3 -
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 части 5 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, распространение в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.
Поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора, и информацию, размещенную на страницах интернет-сайтов с URL - адресами: - https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html, - https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/ по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии, признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации, запрещено.
Согласно ч. 1, ч. 2 статьи 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
В соответствии с п. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
С учетом того, что информация размещенная на указанной странице сайта представляет реальную угрозу для неопределенного краг лиц, суд приходит к выводу об обращении решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 46,65,175, 293, 294 КАС РФ, районный суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии удовлетворить.
Информацию, размещенную на страницах интернет-сайтов с URL - адресами:
- https://pay-wiki.com/zaliv-deneg-na-kartyi-i-kivi-koshelek-bez-predoplatyi.html
- https://sngobnal.xyz/zaliv-gryaznyh-deneg-na-kartu/ по осуществлению деятельности по обналичиванию денежных средств без лицензии признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения, с подачей жалобы и представления через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья: Д.Ф. Макашкин
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020 года