Судья Ендонов Е.К. дело №а-25/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 марта 2020 года <адрес>
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Ендонова Е.К.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя административного истца
помощника прокурора <адрес> Республики Калмыкия ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия, действующий в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о прекращении права управления транспортными средствами.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> Республики Калмыкия ФИО7 обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3, указывая следующее.
В ходе проведения проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено, что ФИО3 имеет водительское удостоверение серии № № категории № выданное ДД.ММ.ГГГГ, действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по информации БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете с диагнозом № Согласно Международной классификации болезней данная болезнь имеет код № что входит в Перечень медицинских противопоказании к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае: не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями». В настоящее время сведений, подтверждающих наличие стойкой ремиссии у ФИО3, не имеется. Вследствие имеющегося заболевания он не может управлять транспортными средствами, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами. Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может повлечь причинение вреда их жизни, здоровью или имущественному ущербу. Прокурор просит прекратить действие права ФИО3 на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) и снятия с учета в БУ РК «Республиканский наркологический диспансер».
В судебном заседании представитель административного истца прокурор ФИО6 поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО3, представители заинтересованных органов БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» и отдела ОГИБДД МВД России по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и о причинах своего отсутствия суд не известили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон «О безопасности дорожного движения») предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу требований п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, достигшим установленного возраста, имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшим в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В пункте 1 ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и нормами международного права возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения).
Положения п.п. 1, 2 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения устанавливают, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Как следует из содержания п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "ж” п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления |транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1097, ФИО1 национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона о безопасности дорожного движения и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются ФИО2 РФ (п. 4 ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения).
Постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами (далее - Перечень).
В соответствии с п. 7 раздела указанного Перечня к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в с вязи со стойкой ремиссией (выздоровлением), что соответствует группе кодов по Международной классификации болезней - F10-F16; F 18; F 19.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств является наличие заболевания "употребление с вредными последствиями". Допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно п. 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подп. 8, 9 п. 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями ЦЦЛ медицинских заключений".
На основании п. 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок медицинских заключений справки выдаются лечащим врачом или другими врачами- специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В силу пп. 11 - 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованного вывода о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
То есть снятие лица с учета у врача-психиатра или врача-психиатра- нарколога в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании соответствующего медицинского заключения медицинского учреждения, в котором наблюдается больной.
Следовательно, в соответствии с разделом 2 постановления ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, состоящие под диспансерным наблюдением имеет противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения наблюдения в связи со стойко ремиссией (выздоровлением).
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО3 имеет водительское удостоверение серии 0831 № на право управления транспортными средствами категории «В, <данные изъяты>
По сведениям БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ установлено диспансерное наблюдение с диагнозом: «<данные изъяты>
Сам факт нахождения ФИО3 под диспансерным наблюдением с вышеуказанным диагнозом до настоящего времени и отсутствие данных медицинского учреждения о наличии оснований для снятия его с такого наблюдения свидетельствуют об имеющемся у последнего медицинском противопоказании для управления транспортными
средствами.
Действия лечебного учреждения по постановке правильного диагноза и диспансерного наблюдения сторонами не оспариваются, и у суда сомнений не вызывает.
Таким образом, имеющееся у ФИО3 заболевание указывает о наличии у него противопоказаний к управлению транспортными средствами. Наличие данного заболевания безусловно свидетельствует об угрозе безопасности дорожному движению, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества как самого ответчика, так и других граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При указанных обстоятельствах следует признать обоснованным требования прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления и прекращения права ФИО3 на управление транспортными средствами, поскольку наличие у последнего указанного выше заболевания препятствует управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
От уплаты судебных расходов по делу административный истец освобожден, в связи с чем, с ответчика в доход федерального бюджета на основании ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Калмыкия ФИО7, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о прекращении его права управления транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № № категории <данные изъяты>
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.К. Ендонов