Решение по делу № 2а-25/2020 от 09.01.2020

Судья Ендонов Е.К.                                                                                                              дело а-25/2020

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

06 марта 2020 года                                                      <адрес>

      Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи                               Ендонова Е.К.,

при секретаре                                       ФИО5,

с участием представителя административного истца

помощника прокурора <адрес> Республики Калмыкия                   ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия, действующий в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о прекращении права управления транспортными средствами.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> Республики Калмыкия ФИО7 обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3, указывая следующее.

В ходе проведения проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено, что ФИО3 имеет водительское удостоверение серии категории выданное ДД.ММ.ГГГГ, действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по информации БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете с диагнозом Согласно Международной классификации болезней данная болезнь имеет код что входит в Перечень медицинских противопоказании к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае: не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями». В настоящее время сведений, подтверждающих наличие стойкой ремиссии у ФИО3, не имеется. Вследствие имеющегося заболевания он не может управлять транспортными средствами, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами. Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может повлечь причинение вреда их жизни, здоровью или имущественному ущербу. Прокурор просит прекратить действие права ФИО3 на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) и снятия с учета в БУ РК «Республиканский наркологический диспансер».

В судебном заседании представитель административного истца прокурор ФИО6 поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.

     Административный ответчик ФИО3, представители заинтересованных органов БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» и отдела ОГИБДД МВД России по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и о причинах своего отсутствия суд не известили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон «О безопасности дорожного движения») предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу требований п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, достигшим установленного возраста, имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшим в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

В пункте 1 ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и нормами международного права возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения).

Положения п.п. 1, 2 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения устанавливают, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Как следует из содержания п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. "ж” п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления |транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1097, ФИО1 национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона о безопасности дорожного движения и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются ФИО2 РФ (п. 4 ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения).

Постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами (далее - Перечень).

В соответствии с п. 7 раздела указанного Перечня к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в с вязи со стойкой ремиссией (выздоровлением), что соответствует группе кодов по Международной классификации болезней - F10-F16; F 18; F 19.

В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств является наличие заболевания "употребление с вредными последствиями". Допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии после специального лечения.

Согласно п. 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подп. 8, 9 п. 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями ЦЦЛ медицинских заключений".

На основании п. 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок медицинских заключений справки выдаются лечащим врачом или другими врачами- специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

В силу пп. 11 - 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованного вывода о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

То есть снятие лица с учета у врача-психиатра или врача-психиатра- нарколога в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании соответствующего медицинского заключения медицинского учреждения, в котором наблюдается больной.

Следовательно, в соответствии с разделом 2 постановления ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лицо, состоящие под диспансерным наблюдением имеет противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения наблюдения в связи со стойко ремиссией (выздоровлением).

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО3 имеет водительское удостоверение серии 0831 на право управления транспортными средствами категории «В, <данные изъяты>

По сведениям БУ РК «Республиканский наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ установлено диспансерное наблюдение с диагнозом: «<данные изъяты>

Сам факт нахождения ФИО3 под диспансерным наблюдением с вышеуказанным диагнозом до настоящего времени и отсутствие данных медицинского учреждения о наличии оснований для снятия его с такого наблюдения свидетельствуют об имеющемся у последнего медицинском противопоказании для управления транспортными

средствами.

Действия лечебного учреждения по постановке правильного диагноза и диспансерного наблюдения сторонами не оспариваются, и у суда сомнений не вызывает.

Таким образом, имеющееся у ФИО3 заболевание указывает о наличии у него противопоказаний к управлению транспортными средствами. Наличие данного заболевания безусловно свидетельствует об угрозе безопасности дорожному движению, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества как самого ответчика, так и других граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При указанных обстоятельствах следует признать обоснованным требования прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления и прекращения права ФИО3 на управление транспортными средствами, поскольку наличие у последнего указанного выше заболевания препятствует управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.

От уплаты судебных расходов по делу административный истец освобожден, в связи с чем, с ответчика в доход федерального бюджета на основании ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,175-180 КАС РФ, суд

                                РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Калмыкия ФИО7, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о прекращении его права управления транспортными средствами - удовлетворить.

Прекратить действие права ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии категории <данные изъяты>

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

           Председательствующий судья                    Е.К. Ендонов

2а-25/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Элисты Республики Калмыкия
Ответчики
Бояркин Павел Александрович
Другие
ГИБДД МВД РФ по РК
БУ РК "Республиканский наркологический диспансер"
Суд
Целинный районный суд Республики Калмыкия
Судья
Ендонов Евгений Константинович
Дело на странице суда
celinny.kalm.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация административного искового заявления
17.01.2020Передача материалов судье
17.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
12.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее