Решение по делу № 2-507/2019 от 20.12.2018

Дело № 2-507/2019

39RS0004-01-2018-004168-20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2019 года                       г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Салтыковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саламатина Михаила Викторовича к администрации ГО «г. Калининград» о признании самовольным занятия частей земельного участка многоквартирного дома, и возвращении в состав общего имущества многоквартирного дома, понуждении к расчету и установлению платы за фактическое пользование земельными участками и произведению выплаты за пользование земельными участками, понуждении к принятию мер по установлению публичного сервитута части земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Саламатин М.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Саламатину М.В. принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 96,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Калининград, <адрес>, , что подтверждается выпиской из Единою государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. 17 июля 2018 года Администрация городского округа «Город Калининград» обратилась в суд Московского района города Калининграда к Саламатину М.В. с иском о признании и сносе самовольной реконструкции нежилого помещения (дело № 2-1958/18), указав, что истцом допущены нарушения требований ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отступов от красной линии <адрес>, которые должны быть не менее 5 м., а составляют менее 1 м. до южного угла наружной грани, восточной стены и менее 2,5 м. до северного угла наружной грани восточной стены, объекта. При рассмотрении исковых требований истец узнал о самовольном занятии администрацией ГО части земельного участка многоквартирного дома <адрес>, и изъятии расположенного на этом участке части нежилого помещения многоквартирного дома, принадлежащего истцу, бетонной платформы под мусорный бак размером 3,03 м, х 1 м., с целью размещения нового участка реконструируемой улицы <адрес>. В период 2017-2018 администрация ГО в ходе проведения строительных работ на объекте «Реконструкция <адрес> в г. Калининграде» без какого-либо законного оформления завладела частью земельного участка со стороны основного входа в нежилое помещение многоквартирного дома и вдоль всей наружной грани восточной стены, разместив на нем пешеходную часть тротуара реконструируемой ответчиком улицы местного значения в жилой застройке. Кроме того, 16 мая 2017 администрация ГО постановлением № 691, руководствуясь статьей 279 ГК РФ, главой VII.I ЗК РФ изъяла для муниципальных нужд еще часть земельного участка площадью 10 кв.м. с кадастровым номером , находящегося в общей долевой собственности собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время изъятому земельному участку присвоен кадастровый номер . Полагает, что в нарушение п. 6 статьи 279 ГК РФ изъятие вышеназванных частей земельного участка многоквартирного дома и части нежилого помещения истца, ответчик осуществил самостоятельно, без соглашения и без решения суда. То, что тротуар вдоль многоквартирного дома относится к дороге, а соответственно является «муниципальной собственностью», подтверждается муниципальным контрактом на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по объекту «Реконструкция <адрес>» от 29.07.2016 года №2016.278-ОК, согласно которому проектом должны быть предусмотрены тротуары с обеих сторон дороги шириной <данные изъяты> м. Кроме того, ответчиком произведена без каких-либо согласований, разрешений реконструкция нежилого помещения многоквартирного дома, выразившаяся в демонтаже бетонной лестницы, через которую осуществлялся вход в нежилое помещение, являющейся частью многоквартирного дома с момента его постройки (1991 год).

Ссылаясь на ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», считает, что, поскольку самовольно изъятая ответчиком лестница обслуживала одно помещение, а именно принадлежавшее истцу нежилое помещение, в состав общего имущества данная лестница не входит.

Считает, что ответчик, изменив расположение улицы <адрес>, поскольку ранее она не соединялась с улицей Октябрьская, а пролегала между <адрес>, что подтверждается пунктом 6.5. Технического задания муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по объекту «Реконструкция ул. <адрес>» от 29.07.2016 года № 2016.278-ОК, согласно которого протяженность реконструируемого участка составляла 930 м от набережной <адрес>, нарушил нормы градостроительного кодекса при строительстве линейного объекта, в том числе отступ от красных линий. В пункте 7 Технического задания указан в качестве исходных данных для проектирования проект межевания территории <адрес>, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено из федерального бюджета. Вместе с тем, в вышеназванном постановлении об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка многоквартирного дома нет упоминания на проект межевания территории <адрес>, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено из федерального бюджета. Пунктом 10 и 13 названного Технического задания предусмотрено соответствие проекта требованиям СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. В соответствии с пунктом 8.21. СП 42.13330.2011. расстояния от бровки земляного полотна для дорог IV категории (относится к улице местного значения, предусмотрена проектом), до жилой застройки необходимо принимать - не менее 50 м. Со стороны жилой и общественной застройки поселений следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м. Таким образом, построенная автомобильная дорога на расстояние 1-2 м до стен нашего многоквартирного дома, не соответствует требованиям вышеназванного Свода правил.

Полагает, что в нарушение самого проекта межевания, а также градостроительных норм и правил, ответчик реконструировал улицу <данные изъяты> не в сторону набережной Ветеранов, а улицы Октябрьской, чем допустил ограничение прав собственников многоквартирного дома на использование земельного участка под многоквартирным домом, поскольку красные линии от реконструируемого объекта пролегли по половине многоквартирного дома со стороны нежилого помещения. В настоящее время нежилое помещение истца, являющееся встроенно-пристроенным, полностью попало в красные линии реконструируемого объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3. ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Однако, реконструируемый объект в существующем в настоящее время виде, на момент принятия решения Ответчиком об изъятии части земельного участка многоквартирного дома отсутствовал в таких документах.

Полагает, что постановление об изъятии части земельного участка многоквартирного дома от 16.05.2017 года № 691 не содержит оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ (в ред. 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года), соответственно, принято необоснованно. Ответчик произвел изъятие земельного участка для муниципальных нужд и расположенного на нем части объекта недвижимости (бетонные лестница, платформа) с нарушением установленного порядка. Полагает, что как собственник нежилого помещения многоквартирного дома, он вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ).

Просит признать занятие администрацией городского округа «Город Калининград» части земельного участка многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Калининград, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером , под пешеходную часть улицы местного значения в жилой застройки, изъятие находящегося на нем бетонной лестницы размером <данные изъяты> м. х <данные изъяты> м. нежилого помещения названного дома и бетонной платформы под мусорный бак размером <данные изъяты> м. х <данные изъяты> м., самовольными, признать занятие администрацией городского округа «Город Калининград» земельного участка в размере <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , ранее входящим в состав общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>, самовольным и вернуть его обратно в состав общего имущества дома.

Впоследствии истец Саламатин М.В. уточнил и дополнил исковые требования, просит признать занятие администрацией городского округа «Город Калининград» земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты> кв.м.), ранее являющегося частью земельного участка с кадастровым номером и входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, самовольным и вернуть его обратно в состав общего имущества многоквартирного дома <адрес>;

признать занятие администрацией городского округа «Город Калининград» земельных участков с кадастровыми номерами (<данные изъяты> кв. м.), (<данные изъяты> кв. м.) и (<данные изъяты> кв. м.) самовольным;

обязать администрацию городского округа «Город Калининград» рассчитать и установить размер платы за фактическое пользование с 16 мая 2017 г. земельными участками с кадастровыми номерами , в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в срок не более 30 дней с момента вступления в силу решения суда;

обязать администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 30 дней с даты расчета произвести выплату в полном объеме за фактическое пользование земельными участками с кадастровыми номерами , за период с 16 мая 2017 и до момента прекращения незаконного пользования указанными земельными участками на специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

обязать администрацию городского округа «Город Калининград» принять меры по установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации публичного сервитута на часть территории: площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв м. в границе земельного участка под многоквартирным домом <адрес> в срок не более 1 месяца с момента вступления в силу решения суда.

Истец Саламатин М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще в порядке ст. 113 ГПК РФ.

Представители истца Саламатина М.В. по доверенности Саламатина Н.В. и Коновалова Е.В. в судебном заседании поддержали исковые требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что их никто не уведомлял об изъятии земельного участка. Администрация нарушила права собственников. Ответчику для прокладки дороги мешает пристройка, принадлежащая дому. Земельный участок ответчик изъяли незаконно, без уведомления истца, и благоустроили территорию по своему усмотрению. Согласно градостроительному плану были внесены изменения, территория дома местом общего пользования, в связи с чем они не могут распоряжаться данным земельным участком. Администрация намерена вносить изменения в территорию общего пользования.

Представитель ответчика Администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Титова Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что изымалась часть земельного участка для муниципальных нужд, необходимая процедура изъятия была соблюдена, но до сегодняшнего дня она не завершена из-за того, что два собственника не подписали акт, и намерены обратиться за принудительным изъятием до 01 сентября 2019 года. Постановление так и не было никем оспорено. 12.10.2017 было вынесено дополнение к ранее вынесенному постановлению. У них прошли публичные слушания, на которых истец не присутствовал. Данная информация имеется на официальном сайте суда. На сегодняшний день земельный участок еще не изъят. Согласно протоколу общего собрания жильцов МКД, проголосовало против 73% жителей, и стоит вопрос о принудительном изъятии. По факту проведения работ возражает только Саламатин и просит убрать тротуар и привести все в первоначальное состояние. В настоящее время они готовятся производить компенсационные выплаты в связи с изъятием земельного участка. КМИ подготовлены новые соглашения, направлены собственникам, в них заново рассчитана сумма компенсации. Земельные участки - это охранная зона инженерных коммуникаций дома. На основании постановления от 16 мая 2017 г. № 691 также внесены записи в Росреестр ЕГРП о том, что в постановлении указаны пункты об обременении земельного участка. На сегодняшний день процедура изъятия земельного участника не окончена, администрация не является собственником земельного участка и не может устанавливать плату за пользование им, публичный сервитут не установлен на данном участке. Изъятие земельного участка производится по истечению 90 дней со дня поступления уведомлений. Администрация провела публичные слушания по вопросу согласования изъятия земельного участка, далее будет проведена правовая оценка судом. Данный земельный участок отдельно поставлен на кадастровый учет, в отношении него проводится процедура изъятия. Это охранная зона инженерных коммуникаций, в том числе и дома.

Третьи лица Костин К.В., Ковалева В.В., Костин В.В., Ковалева А.В., Костин М.В., Квеквескири М.Д., Костина Т.В., Костин В.В., Квеквескири Е.В., Козин В.В., Богдан О.А., Костин К.В., Лейко Г.З., Буценко А.Р., Журковский А.Л., Крохина О.А., Кулешова Т.К., Кулешов В.В., Ластоякина Л.П., Фоменко Ю.Р., Якушевская Е.В., Якушевский Р.В., Черкасский А.О., Черкасская Л.В., Дьякова Л.А., Лайков А.Ю., Лайкова Е.В., Кашанская Л.А., Жмакина М.Н., Смирнов А.И., Ласукова Г.Н., Пасечная М.Ю., Аладина Н.В., Никитюк С.И., Константинов К.А., Кокаш Е.Ф., Константинова И.В., Рябов А.В., Рябова Л.М., Долговицкая Т.А., Ипатова А.В., Ипатова Г.А., Стащенко Ю.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще в порядке ст. 113, 117 ГПК РФ.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав собранным по делу доказательствам оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.

Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что в соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) осуществляется путем выкупа земельного участка.

Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

Статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях.

В подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной правовой нормы перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

По смыслу пункта 3 части 1 статьи 49 Земельного кодекса случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть связаны также и с иными исключительными обстоятельствами, отличными от указанных в подпунктах 1 и 2 части 1 данной правовой нормы.

В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пп. 2 п. 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2).

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

В силу разъяснений, изложенных в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительными актов органов местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка.Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Порядок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен статьей 56.6 Земельного кодекса РФ, согласно которой правообладателю изымаемой недвижимости должна быть направлена копия решения об изъятии.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

    Согласно ст. 56.1 ЗК РФ, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации субъекта Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального и местного значения.

Статья 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Саламатин М.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в доме <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (2 том л.д. 94-97).

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 21.12.2018 по делу № 2-1958/2018 исковые требования администрации городского округа «Город Калининград» удовлетворены, реконструкция нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Калининград, <адрес>, <адрес> признана самовольной. На Саламатина М.В. возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств, привести нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. Калининград, <адрес><адрес> в состояние, предшествовавшее выполнению работ по расширению размеров крыльца, выполнения наружного ограждения крыльца с остеклением и отраженное в техническом паспорте нежилого помещения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ, составленного по состоянию на 15.11.2011 года (5 том л.д. 73-79).

Апелляционным определением от 03.04.2019 решение Московского районного суда г. Калининграда от 21 декабря 2018 года оставлено без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: «Исковые требования администрации ГО «Город Калининград» к Саламатину Михаилу Викторовичу о признании реконструкции самовольной, понуждении к сносу самовольной постройки, приведении нежилого помещения в прежнее состояние удовлетворить в полном объеме. Признать реконструкцию нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Калининград, <адрес><адрес>, самовольной. Обязать Саламатина Михаила Викторовича в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, в прежнее состояние (площадью <данные изъяты> кв.м.), существовавшее до осуществления самовольной реконструкции и отраженное в техническом паспорте нежилого помещения, составленном органом Федерального БТИ по состоянию на 15 ноября 2011 года, путем сноса возведенной самовольной пристройки перед существовавшим ранее входом в нежилое помещение» (5 том л.д. 80-89).

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме № <адрес>(выписка из ЕГРН от 19.02.2019 - 2 том л.д. 99-106).

16.05.2017 администрацией городского округа «Город Калининград» принято постановление № 691 «Об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка по <адрес>», согласно которому в целях реализации объекта «Реконструкция <адрес>» для муниципальных нужд изымается часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома <адрес> (3 том л.д. 156-158).

Пунктами 2,3 указанного постановления утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , а также установлены характеристики земельных участков, образуемых в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории:

с условным номером /ЗУ1: площадь образуемого земельного участка: <данные изъяты> кв.м.; местоположение образуемого земельного участка: <адрес>; территориальная зона: обслуживающе-жилая подзона исторического центра города (ОИ-7); цель использования образуемого земельного участка: под многоквартирный дом; обременения образуемого земельного участка: части /ЗУ1/чзу1, площадью <данные изъяты> кв.м., /ЗУ1/чзу2 площадью <данные изъяты> кв.м., /ЗУ1/чзу3, площадью <данные изъяты> кв.м. - охранные зоны инженерных коммуникаций; категория земель: земли населенных пунктов;

с условным номером /ЗУ2: площадь образуемого земельного участка: <данные изъяты> кв.м.; местоположение образуемого земельного участка: Калининградская обл., <адрес>; территориальная зона: обслуживающе-жилая подзона исторического центра города (ОИ-7); цель использования образуемого земельного участка: территория общего пользования; обременения образуемого земельного участка: весь земельный участок полностью расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций; категория земель: земли населенных пунктов.

Пунктом 4 Постановления, Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» было поручено в течение десяти дней с момента подписания настоящего постановления направить в установленном порядке копии постановления и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории: в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и правообладателям изымаемой части земельного участка с кадастровым номером ; а также осуществить подготовку соглашения об изъятии части земельного участка с кадастровым номером .

Как указывает администрация городского округа «Город Калининград», ею в адрес <данные изъяты> направлена копия постановления от 16.05.2017 № 691, а также сопроводительное письмо с просьбой ознакомить с данным документом собственников помещений с многоквартирном доме № <адрес> (3 том л.д. 141). Кроме того, в целях информирования правообладателей МКД о его предстоящем изъятии, постановление от 16.05.2017 № 691 было размещено на официальном сайте администрации и опубликовано в газете «Гражданин» от 23.05.2017 № 22-С (565).

В силу п. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с подп. 3 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, изначально собственники помещений многоквартирного жилого дома <адрес> письмами с уведомлением о вручении администрацией городского округа «Город Калининград», принявшей решение об изъятии земельного участка, не извещались. Однако впоследствии, в соответствии с предписаниями прокуратуры Московского района г. Калининграда, с целью соблюдения процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у собственника, копии постановлений от 16.05.2017 № 691 12.10.2017 дополнительно были направлены 47 собственникам помещений в многоквартирном доме № <адрес> по адресам помещений в многоквартирном доме (почтовым адресам квартир).

Постановлением администрации ГО «Город Калининград» № 1 от 12.01.2018 был утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. <адрес>, предусматривающий размещение линейного объекта (4 том л.д. 153).

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденным решением Городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25.12.2017 №339, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ОЖ/Д - Зона общественно-жилого назначения (подзона Д) более чем на семьдесят пять процентов от всей площади земельного участка (4том л.д. 137-143).

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 ЗК РФ).

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2, 3 статьи 56.10 ЗК РФ).

Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 ЗК РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 ЗК РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 ЗК РФ).

04.09.2018 в соответствии с порядком изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленным главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» направил Саламатину М.В. для подписания проект соглашения № 38 от 23.05.2018 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером и находящегося в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> (3 том л.д. 254-260).

10.06.2019 администрацией городского округа «Город Калининград» в адрес Саламатина М.В. и других собственников помещений многоквартирного дома <адрес> <адрес> направлен для подписания проект соглашения № 38-1 от 08.05.2019 об изменении и дополнении соглашения об изъятии от 23.05.2018 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (3 том л.д. 254-260, список внутренних почтовых отправлений от 10.06.2019 – т. 5 л.д. 92-93).

В соответствии с разделом 1 Соглашения (п. 2.1) размер возмещения Саламатину М.В. в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м составляет <данные изъяты> рублей. В соответствии с Отчетом от 26,03.2018 № 107-18, выполненным <данные изъяты>», рыночная стоимость объектов недвижимости, включая упущенную выгоду, в связи с изъятием объектов недвижимости для муниципальных нужд в рамках объекта: «Реконструкция улицы <адрес>» составляет <данные изъяты> рублей, в том числе рыночная стоимость объектов недвижимости - <данные изъяты> рублей; величина убытков, связанных с расходами, которые необходимо будет понести для восстановления нарушенных прав собственников - <данные изъяты> рублей (том 5 л.д. 90-91).

Таким образом, процедура изъятия земельного участка уполномоченным органом (ответчиком) до настоящего времени не завершена, поскольку правообладателям земельного участка – собственникам МКД только 10.06.2019 направлены соглашения об изъятии земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по ул. <данные изъяты> и образованного путем раздела земельного участка с КН , и выплате компенсации. Также от собственников МКД не получены ответы о согласии в подписании соглашения об изъятии земельного участка и выплате компенсации, а в случае их отказа администрацией ГО «Город Калининград» не инициирован вопрос об изъятии спорного объекта в судебном порядке.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

Следовательно, срок, позволяющий администрации ГО «Город Калининград» обратиться в суд с иском о принудительном изъятии спорного земельного участка до настоящего времени не истек.

Оценка законности действий администрации по изъятию земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес> и образованного путем раздела земельного участка с КН может быть произведена судом только после завершения досудебной процедуры его изъятия, и соответственно только на той стадии возможно установление факта причинения убытков правообладателям земельного участка – собственникам МКД и наличия оснований для его возмещения.

Принимая во внимание, что устройство тротуаров (бетонной плитки) в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 за счет земельного участка с КН было направлено на защиту публичных интересов и благоустройство территории улично-дорожной сети <адрес>, а также в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, доказательств наличия угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с возможным отступлением при проведении данных работ от градостроительных норм суду не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований Саламатина М.В. не имеется.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Саламатина М.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Саламатина Михаила Викторовича отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 июля 2019 года.

Судья: подпись .

Согласовано:

Судья Н.В. Левченко .

.

.

.

.

.

2-507/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Саламатин Михаил Викторович
Ответчики
АГО "г. Калининград"
Другие
Ласукова Галина Николаевна
Коновалова Елена Владимировна
Ковалёва Анастасия Витальевна
Рябов Александр Васильевич
Пасечная Маргарита Юрьевна
Константинова Ирина Васильевна
Костин Максим Владимирович
Рябова Людмила Михайловна
Якушевская Елена Владимировна
Костина Татьяна Викторовна
Смирнов Анатолий Иванович
Крохина Ольга Алексеевна
Ипатова Александра Владимировна
Якушевский Радомир Вадимович
Журковский Анатолий Леонтьевич
Козин Валентин Валерьевич
Стащенко Юлия Юрьевна
Лайков Антон Юрьевич
Ласточкина Лина Петровна
Ипатова Галина Александровна
Квеквескири Екатерина Владимировна
Костин Константин Владимирович
Буценко Александр Романович
Никитюк Сильва Ионо
Ковалева Вера Владимировна
Кокаш Елена Францевна
Долговицкая Татьяна Александровна
Богдан Оксана Андреевна
Черкасская Людмила Владимировна
Жмакина Мария Николаевна
Лейко Галина Зубаировна
Костин Владимир Владимирович
Кулешов Вадим Валентинович
Саламатина Наталья Вячеславовна
Черкасский Антон Олегович
Квеквескири Милана Давидовна
Константинов Кирилл Александрович
Аладина Наталья Владимировна
Потапенко Ольга Сергеевна
Лайкова Елена Винидиктовна
Фоменко Юлия Радомировна
Дьякова Людмила Алексеевна
Кулешова Татьяна Константиновна
Кашанская Лилия Александровна
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Левченко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
25.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее