дело №2(1)а-1037/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018г. г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.
при секретаре Кирьяновой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Оренбургской области к Соколову С.В. с участием заинтересованного лица Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС №3 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Соколову С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату. Требования мотивированы тем, что Соколов С.В. являлся плательщиком страховых взносов и был обязан уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие фонды обязательного медицинского страхования в размерах, определяемых в соответствии с ранее действовавшей ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно выписки из ЕГРИП Соколов С.В. был зарегистрирован ** ** **** в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. ** ** **** была осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. До настоящего времени не оплачены страховые взносы, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты> рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей. В связи с неисполнением должником обязательств по уплате страховых взносов УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) было произведено начисление пеней, которые подлежат взысканию с должника, в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты> рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей. ГУ УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в адрес должника было направлено требование от ** ** **** № об уплате недоимки по страховым взносам и пени, которое административным ответчиком не исполнено.
Просят взыскать с Соколова С.В. задолженность в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты> рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере <данные изъяты> рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей.
Одновременно, с подачей административного иска, МИ ФНС №3 по Оренбургской области представлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска, в котором просят восстановить пропущенный процессуальный срок в связи с тем, что техническая передача сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда социального страхования об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по переданному материалу в отношении административного ответчика в настоящее время пропущен шестимесячный срок, установленный п.3 ст.48 НК РФ.
Представитель МИ ФНС №3 России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Административный ответчик Соколов С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке ст.289 ч.2 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся сторон.
Рассмотрев дело по существу, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды, в порядке предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно положениям ст.57 Конституции Российской Федерации, устанавливается обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
С 01.01.2017г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл.34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ).
Согласно ст.19 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ч.2 ст.19 Федерального закона № 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в ч.1 указанной статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017г. с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с нормами Федерального закона №212-ФЗ, уполномочены обращаться только налоговые органы.
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), а также Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В пп.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165 -ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» указано, что страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (обязательные платежи на обязательное социальное страхование).
По правилам пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п.5 ч.2 ст.4.2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255 -ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон №255-ФЗ), установлено, что страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии со ст.4.4 Федерального закона №255-ФЗ определено, что порядок и сроки уплаты страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.15 Федерального закона №212-ФЗ, в течение расчетного периода плательщик уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 и п.1 ст.28 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены индивидуальные предприниматели.
На основании ст.14 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1, 1.2 указанной статьи.
Согласно ч.1.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено указанной статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз и 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.1.2 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам) фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.В соответствии со ст.12 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам) тарифы страховых взносов составляют в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %.
Согласно ч.4.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Однако, указанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2017г. в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов, эта обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена ст.18 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам).
Согласно ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), закрепляется обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из содержания ст.22 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам) следует, что при наличии недоимки (в течение трех месяцев после выявления таковой) контролирующим органом плательщику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в требовании не указан более продолжительный период. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Федеральный закон №212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам) предусматривает различный порядок взыскания недоимки по страховым взносам в зависимости от категории плательщика страховых взносов.
В отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрен внесудебный порядок такого взыскания путем направления постановления руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о взыскании страховых взносов за счет имущества такого плательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации 1500 рублей, а в части платежей администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (ч.3 ст.20 Федерального закона № 212-ФЗ).
В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законом предусмотрена только судебная процедура взыскания недоимок по страховым взносам (ч.1 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).
По общему правилу, установленному ч.2 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у административного ответчика недоимки по страховым взносам), заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пеней может быть подано в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам.
К отношениям о взыскании страховых взносов, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.2.3 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.286 КАС РФ.
Таким образом, с учетом указанных законоположений по делу надлежит установить следующие юридически значимые обстоятельства: принадлежность административного ответчика к плательщикам страховых взносов, выявление факта недоимки и ее размера, исполнение контролирующим органом требований закона о направлении должнику требования об уплате недоимки, статус должника на момент возбуждения процедуры о взыскании недоимки, соблюдение сроков взыскания. В случае применения судебной процедуры – соблюдение административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. В случае пропуска указанного срока – наличие заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока, законные основания (отсутствие таковых) для восстановления такового.
Из материалов дела усматривается, что ** ** **** Соколов С.В. был поставлен на учет как индивидуальный предприниматель.
** ** **** индивидуальный предприниматель Соколов С.В. прекратил деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ** ** ****
МИ ФНС №3 России по Оренбургской области в адрес должника было направлено требование от ** ** **** № об уплате недоимки по страховым взносам и пени до ** ** **** Из указанного требования следует, что общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени, подлежащая уплате Соколовым С.В. до ** ** **** составляет <данные изъяты> рублей.
Как следует из материалов дела, указанное требование Соколовым С.В. оставлено без исполнения.
Положения ст.21 Федерального закона №212-ФЗ связывают право контролирующего органа на обращение в суд с заявлением о взыскании с физического лица недоимки с шестимесячным сроком в зависимости от наступления следующих обстоятельств: с момента истечения срока исполнения обязанности по оплате недоимки, указанной в требовании (общее правило); с момента, когда в пределах трехлетнего периода общая сумма недоимки превысила 500 руб.; с момента истечения трехлетнего срока, в пределах которого общая сумма недоимки не превысила 500 руб.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст.26.10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и на основании пп. «г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017г. № 108 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам», безнадежными к взысканию признается и списывается недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженность по пеням и штрафам (далее - недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам) в случае принятия судом акта, в соответствии с которым Фонд социального страхования Российской Федерации утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам.
В этом случае, решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам принимается на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым Фонд социального страхования Российской Федерации утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам (п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017г. № 108).
Согласно взаимосвязанному толкованию указанных норм уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявленное налоговой инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание удовлетворению не подлежит, ввиду неуважительности причин пропуска налоговым органом срока подачи заявления в суд.
Отказ в удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что соответствует выработанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебной практикой по этому вопросу, нашедшей отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009г. №6544/09, от 12.04.2005г. № 1452/04, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2009г. №2638/09, положения которых не противоречат позиции Верховного Суда Российской Федерации и действующему законодательству.
По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, налоговый орган в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока не указал каких-либо объективных обстоятельств, послуживших препятствием для своевременного обращения в суд.
Доказательств, наличия обстоятельств препятствовавших своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, заявителем также в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, заявитель утратил возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пени в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области к Соколову С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд.
Судья Дегтярева И.В.