Дело № 2а-346/2019
51RS0017-01-2019-000382-26
Мотивировочная часть решения
изготовлена 22 августа 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 22 августа 2019 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Бодунов П.И.,
при секретаре Богдановой С.Н.,
с участием:
административного истца - представителя прокурора Печенгского района Мурманской области - помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С.,
административного ответчика Юдина А.В. и его представителя – адвоката Урословой Е.М., представившей доверенность №51АА0797365 от 27 февраля 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Юдину А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Юдину А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Юдину А.В., *.*.* года рождения, *.*.*. выдано водительское удостоверение категории «В» и «С» №, срок действия которого истекает *.*.*.
Согласно сведениям, представленным ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», Юдин А.В. состоит на учете у врача-нарколога с 03.03.2017 с диагнозом: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (F 19.1). В 2017 году посещал наркологический кабинет включительно до 02.08.2017. По состоянию на 21.02.2019 перспективы снятия Юдина А.В. с учета в ближайшее время не имеется.
Поскольку Юдин А.В. страдает заболеванием: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (F 19.1), которое относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, связанной с источником повышенной опасности для окружающих и препятствует безопасному управлению транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем, полагает, необходимым прекратить действие права Юдина А.В. на управление транспортными средствами.
Ссылаясь на положения статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», статьями 17, 55 Конституции РФ, прокурор просит суд прекратить действие на управление транспортными средствами категории «В» и «С» на основании водительского удостоверения №, выданного *.*.*, Юдину А.В., *.*.* года рождения.
Административный ответчик Юдину А.В. возражений на административный иск не представил.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области представил письменный отзыв, в котором административный иск прокурора Печенгского района поддержал. Поддержал административный иск прокурора (л.д.25).
Представитель ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором с заявленными исковыми требованиями согласны в полном объеме и просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.41)
Помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Корлукова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Юдин А.В. в судебном заседании с административным иском прокурора не согласился. Полагается на своего представителя – адвоката Урослову Е.М.
Представитель административного ответчика – адвокат Урослова Е.М. административным иском не согласна. Утверждает, что медицинское освидетельствование для установления диагноза наркологического расстройства ГОБУЗ «МОНД» необоснованное. Просит к указанному освидетельствованию отнестись критически, так как Юдин А.В. длительный период времени не употребляет наркотические средства, о чем свидетельствуют неоднократно сданные им анализы на наркотики.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области и ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в судебное заседание не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте его проведения. Заявлений, ходатайств не представили.
Заслушав административного истца - представителя прокурора Печенгского района – помощника прокурора Печенгского района Корлукову О.С., административного ответчика Юдина А.В., представителя административного ответчика – адвоката Урослову Е.М., изучив письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, а также истребованную судом медицинскую карту Юдина А.В. и карту обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 23 того же Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Из части 6 той же статьи следует, что целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, как это установлено частью 9 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с разделом «Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности» Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, алкоголизм и наркомания, токсикомания (за исключением стойкой ремиссии) являются противопоказаниями к осуществлению деятельности водителя транспортных средств.
Согласно п.2 приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ о 30 декабря 2015 года №1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В соответствии с п.п.5-14 указанного приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ о 30 декабря 2015 года №1034н, диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения). Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется:
-в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц;
-находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель;
находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр, включающий в себя:
-определение наличия психоактивных веществ в моче;
исследование уровня психоактивных веществ в моче или исследование уровня психоактивных веществ в крови (при положительном результате определения психоактивных веществ в моче);
-качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови;
психопатологическое обследование или тестологическое психодиагностическое обследование;
-психологическое консультирование.
Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) при проведении диспансерного наблюдения:
1) ведет статистический учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;
2) информирует пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, о порядке, объеме, сроках и периодичности диспансерного наблюдения;
3) организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации;
4) в случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому.
Диспансерный осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) включает:
проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется:
-оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;
-назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований;
-установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);
-назначение необходимого лечения;
-подтверждение ремиссии;
-проведение краткого профилактического консультирования;
2) проведение медицинского осмотра (консультация) пациента, находящегося на диспансерном наблюдении, в случае его внепланового обращения с целью назначения поддерживающего, противорецидивного или иного лечения, в зависимости от состояния;
3) направление на консультацию к врачу-психотерапевту, медицинскому психологу в целях диагностики, организации психотерапевтической (психокоррекционной) работы с пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением, направленной на предупреждение рецидивов заболевания, а также формирования у них приверженности к ведению здорового образа жизни;
4) при наличии медицинских показаний направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам.
Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
-наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
-не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);
если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае:
-смерти пациента;
-осуждения пациента к лишению свободы на срок свыше 1 года;
-изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организации территории;
-письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм закона и нормативных правовых актов следует, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Одним из оснований для снятия с диспансерного учета является стойкая ремиссия (выздоровление).
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
По информации ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области Юдин А.В. имеет водительское удостоверение категории «В» и «С» №, срок действия которого истекает *.*.* (л.д. 5).
Согласно сведениям, представленным ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», Юдин А.В. с 03.03.2017 по 03.06.2019 состоял на учете у врача-нарколога в связи с установленным у него заболеванием: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (код заболевания F 19.1). Диспансерное наблюдение прекращено с 04.06.2019 на основании письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения, а также смены постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (л.д. 6, 58).
Из медицинской карты амбулаторного больного Юдина А.В. усматривается, что в отношении него в 2017 году проводилась наркологическая экспертиза. Юдин А.В. наркологический кабинет посещал не регулярно. К наблюдению относился негативно. Ранее не лечился в наркологических стационарах. С августа 2017 года на осмотры к врачу-психиатру-наркологу не появлялся.
Из медицинского освидетельствования для установления диагноза наркологического расстройства №647 ГОБУЗ МОНД следует, что Юдин А.В. в период 02.07.2019 находился на медицинском обследовании для установления диагноза наркологического расстройства, в отношении него установлен диагноз: употребление нескольких наркотиков (каннабиноиды, амфетамины) с вредными последствиями. Не подтверждена стойкая ремиссия (1 год), свидетельствующая о его выздоровлении. «Употребление нескольких наркотиков (каннабиноиды, амфетамины) с вредными последствиями», в соответствии с с МКБ-10, не является зависимостью. Рекомендации: нуждается в диспансерном наблюдении (для подтверждении ремиссии в 1 год для дальнейшего снятия (л.д.97), таким образом, из данного заключения усматривается, что стойкая ремиссия (1 год) не подтверждена. Юдин А.В. нуждается в диспансерном наблюдении для подтверждения ремиссии в один год для дальнейшего снятия с диспансерного наблюдения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик Юдин А.В., имея заболевание, являющееся медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, будучи допущенным к управлению транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих, то есть участников дорожного движения и их имуществу. В связи с этим имеются основания к прекращению его права на управление транспортными средствами.
При этом суд учитывает, что в настоящее время Юдин А.В. снят с учета в связи со сменой постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории и ему рекомендовано диспансерное наблюдение для подтверждения ремиссии в 1 год и дальнейшего снятия с учета у врача-нарколога.
Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Прекращение права ответчика на управление транспортными средствами не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Так как водительское удостоверение является подтверждением права на управление транспортными средствами, в силу положений пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд полагает необходимым обязать Юдину А.В. возвратить выданное ему 31.08.2013 водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «В» и «С» № в органы ГИБДД.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░., *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░» ░ «░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ *.*.* ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ *.*.*, ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░., *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░