Дело № 2а-346/2019

51RS0017-01-2019-000382-26

            Мотивировочная часть решения

изготовлена 22 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заполярный 22 августа 2019 года

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Бодунов П.И.,

при секретаре Богдановой С.Н.,

с участием:

административного истца - представителя прокурора Печенгского района Мурманской области - помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С.,

административного ответчика Юдина А.В. и его представителя – адвоката Урословой Е.М., представившей доверенность №51АА0797365 от 27 февраля 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Юдину А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Юдину А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Юдину А.В., *.*.* года рождения, *.*.*. выдано водительское удостоверение категории «В» и «С» №, срок действия которого истекает *.*.*.

Согласно сведениям, представленным ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», Юдин А.В. состоит на учете у врача-нарколога с 03.03.2017 с диагнозом: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (F 19.1). В 2017 году посещал наркологический кабинет включительно до 02.08.2017. По состоянию на 21.02.2019 перспективы снятия Юдина А.В. с учета в ближайшее время не имеется.

Поскольку Юдин А.В. страдает заболеванием: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (F 19.1), которое относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, связанной с источником повышенной опасности для окружающих и препятствует безопасному управлению транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем, полагает, необходимым прекратить действие права Юдина А.В. на управление транспортными средствами.

Ссылаясь на положения статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», статьями 17, 55 Конституции РФ, прокурор просит суд прекратить действие на управление транспортными средствами категории «В» и «С» на основании водительского удостоверения №, выданного *.*.*, Юдину А.В., *.*.* года рождения.

Административный ответчик Юдину А.В. возражений на административный иск не представил.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области представил письменный отзыв, в котором административный иск прокурора Печенгского района поддержал. Поддержал административный иск прокурора (л.д.25).

Представитель ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором с заявленными исковыми требованиями согласны в полном объеме и просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.41)

Помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Корлукова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Юдин А.В. в судебном заседании с административным иском прокурора не согласился. Полагается на своего представителя – адвоката Урослову Е.М.

    Представитель административного ответчика – адвокат Урослова Е.М. административным иском не согласна. Утверждает, что медицинское освидетельствование для установления диагноза наркологического расстройства ГОБУЗ «МОНД» необоснованное. Просит к указанному освидетельствованию отнестись критически, так как Юдин А.В. длительный период времени не употребляет наркотические средства, о чем свидетельствуют неоднократно сданные им анализы на наркотики.

Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области и ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в судебное заседание не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте его проведения. Заявлений, ходатайств не представили.

Заслушав административного истца - представителя прокурора Печенгского района – помощника прокурора Печенгского района Корлукову О.С., административного ответчика Юдина А.В., представителя административного ответчика – адвоката Урослову Е.М., изучив письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, а также истребованную судом медицинскую карту Юдина А.В. и карту обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 23 того же Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Из части 6 той же статьи следует, что целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, как это установлено частью 9 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).

В соответствии с разделом «Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности» Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, алкоголизм и наркомания, токсикомания (за исключением стойкой ремиссии) являются противопоказаниями к осуществлению деятельности водителя транспортных средств.

    Согласно п.2 приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ о 30 декабря 2015 года №1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

    В соответствии с п.п.5-14 указанного приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ о 30 декабря 2015 года №1034н, диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения). Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется:

-в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц;

-находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель;

находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр, включающий в себя:

-определение наличия психоактивных веществ в моче;

исследование уровня психоактивных веществ в моче или исследование уровня психоактивных веществ в крови (при положительном результате определения психоактивных веществ в моче);

-качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови;

психопатологическое обследование или тестологическое психодиагностическое обследование;

-психологическое консультирование.

Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) при проведении диспансерного наблюдения:

1) ведет статистический учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;

2) информирует пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, о порядке, объеме, сроках и периодичности диспансерного наблюдения;

3) организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации;

4) в случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому.

Диспансерный осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) включает:

проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется:

-оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

-назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований;

-установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

-назначение необходимого лечения;

-подтверждение ремиссии;

-проведение краткого профилактического консультирования;

2) проведение медицинского осмотра (консультация) пациента, находящегося на диспансерном наблюдении, в случае его внепланового обращения с целью назначения поддерживающего, противорецидивного или иного лечения, в зависимости от состояния;

3) направление на консультацию к врачу-психотерапевту, медицинскому психологу в целях диагностики, организации психотерапевтической (психокоррекционной) работы с пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением, направленной на предупреждение рецидивов заболевания, а также формирования у них приверженности к ведению здорового образа жизни;

4) при наличии медицинских показаний направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам.

Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:

-наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;

-не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);

если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае:

-смерти пациента;

-осуждения пациента к лишению свободы на срок свыше 1 года;

-изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организации территории;

-письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм закона и нормативных правовых актов следует, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Одним из оснований для снятия с диспансерного учета является стойкая ремиссия (выздоровление).

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

По информации ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области Юдин А.В. имеет водительское удостоверение категории «В» и «С» №, срок действия которого истекает *.*.* (л.д. 5).

Согласно сведениям, представленным ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», Юдин А.В. с 03.03.2017 по 03.06.2019 состоял на учете у врача-нарколога в связи с установленным у него заболеванием: употребление каннабиоидов, психостимуляторов с пагубными последствиями (код заболевания F 19.1). Диспансерное наблюдение прекращено с 04.06.2019 на основании письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения, а также смены постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (л.д. 6, 58).

Из медицинской карты амбулаторного больного Юдина А.В. усматривается, что в отношении него в 2017 году проводилась наркологическая экспертиза. Юдин А.В. наркологический кабинет посещал не регулярно. К наблюдению относился негативно. Ранее не лечился в наркологических стационарах. С августа 2017 года на осмотры к врачу-психиатру-наркологу не появлялся.

Из медицинского освидетельствования для установления диагноза наркологического расстройства №647 ГОБУЗ МОНД следует, что Юдин А.В. в период 02.07.2019 находился на медицинском обследовании для установления диагноза наркологического расстройства, в отношении него установлен диагноз: употребление нескольких наркотиков (каннабиноиды, амфетамины) с вредными последствиями. Не подтверждена стойкая ремиссия (1 год), свидетельствующая о его выздоровлении. «Употребление нескольких наркотиков (каннабиноиды, амфетамины) с вредными последствиями», в соответствии с с МКБ-10, не является зависимостью. Рекомендации: нуждается в диспансерном наблюдении (для подтверждении ремиссии в 1 год для дальнейшего снятия (л.д.97), таким образом, из данного заключения усматривается, что стойкая ремиссия (1 год) не подтверждена. Юдин А.В. нуждается в диспансерном наблюдении для подтверждения ремиссии в один год для дальнейшего снятия с диспансерного наблюдения.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик Юдин А.В., имея заболевание, являющееся медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, будучи допущенным к управлению транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих, то есть участников дорожного движения и их имуществу. В связи с этим имеются основания к прекращению его права на управление транспортными средствами.

При этом суд учитывает, что в настоящее время Юдин А.В. снят с учета в связи со сменой постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории и ему рекомендовано диспансерное наблюдение для подтверждения ремиссии в 1 год и дальнейшего снятия с учета у врача-нарколога.

Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Прекращение права ответчика на управление транспортными средствами не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Так как водительское удостоверение является подтверждением права на управление транспортными средствами, в силу положений пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд полагает необходимым обязать Юдину А.В. возвратить выданное ему 31.08.2013 водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «В» и «С» № в органы ГИБДД.

Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░., *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░» ░ «░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ *.*.* ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ *.*.*, ░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░., *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-346/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Печенгского района
Ответчики
Юдин Алексей Валерьевич
Другие
Урослова Елена Михайловна
ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району
ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ"
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Бодунов Петр Иванович
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
10.04.2019Регистрация административного искового заявления
11.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Судебное заседание
07.06.2019Судебное заседание
07.06.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.06.2019Судебное заседание
06.08.2019Производство по делу возобновлено
13.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее