Решение от 02.06.2020 по делу № 2-382/2020 от 13.02.2020

дело № 2 - 382/2020 ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2020 года             город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.И.,

при секретаре Ситдиковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловских М.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав,

установил:

Козловских М. А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее также ГУ УПФ РФ в Кольском районе, орган Пенсионного фонда РФ и пенсионный орган) о защите пенсионных прав, в обоснование заявленных требований указав, что *** ей исполнилось 45 лет. Решением ответчика от *** ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон о страховых пенсиях) из-за отсутствия специального стажа 10 лет. В специальный стаж не засчитан период работы в *** с *** по ***, поскольку данный период в выписке из индивидуального лицевого счета представлен без кода особых условий труда. Указывает, на то, что в указанный спорный период она постоянно работала в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня на полной ставке по должности ***. Работа в данный период может быть учтена в качестве работы по разделу XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее также Список № 2), на основании письма Министерства труда и занятости Российской Федерации от 27.05.1992 № 1062-РБ, разъясняющего, что санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по указанному Списку № 2 разделу XXIV «Учреждения здравоохранения социального обеспечения», как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах). Отсутствие кода особых условий в выписке ИЛС не может служить основанием для исключения спорного периода из специального стажа. По аналогичным основаниям ответчик необоснованно не включил в специальный стаж период работы в должности *** ГОБУЗ *** с *** по ***. Просит признать указанное решение пенсионного органа незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности *** с ***, назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях с даты возникновения права – ***, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 500 руб. 00 коп.

Истец в судебное заседение не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседение не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленных возражениях с заявленными требованиями не согласился, поскольку истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы по Списку № 2. На 31.12.2018 страховой стаж истца составил *** в календарном исчислении (с учетом льготного исчисления на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.204 № 2П – ***), стаж работы в районах Крайнего Севера – ***, специальный стаж по Списку № 2 – *** Спорный период работы истца с *** по *** не включен, поскольку особые условия труда в данный период не подтверждены, работодатель подавал сведения об обычных условиях труда истца - в выписке из ИЛС работодателем представлен без кода особых условий труда, корректировка ИЛС работодателем не произведена, в поименных списках за *** Козловских М.А. не указана. В соответствии со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, отраженными в выписке из ИЛС, специальный стаж истца учтен с *** по ***. Считает, что допустимым и относимым доказательством получения юридической помощи, размера вознаграждения и понесенных истцом расходов, является соглашение об оказании юридической (адвокатской помощи). Вместе с тем, данное соглашение истцом не представлено, что исключает удовлетворение заявленных требований в данной части. Указывает, что заявленный истцом к взысканию размер судебных расходов на представителя носит неразумный (чрезмерный) характер, государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсионный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве против заявленного требования истца о включении в специальный стаж спорных периодов работы не возражал. Указал, что Козловских М.А. осуществляет деятельность в должности *** ГОБУЗ *** в условиях полной занятости с ***. Не смотря на то, что Список № 2 не содержит должность ***, как имеющую право на льготное пенсионное обеспечение, письмом Министерства труда и занятости Российской Федерации от 27.05.1992 № 1062-РБ разъяснена возможность *** при определенных условиях пользоваться таким правом. Необходимые сведения о работе во вредных условиях предоставляются в пенсионный орган с *** после проведения аттестации рабочего места в *** года. При этом, условия труда на рабочем месте *** были аналогичными и до проведения аттестации рабочего места. Осуществляемая Козловских М.А. работа составляла не менее 80% рабочего времени.

Суд, исследовав материалы дела и материалы пенсионного дела Козловских М.А., приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 той же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях).

Аналогичные положения содержались, соответственно, в ст. 7, пп. 2 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 27, п. 2 ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях.

Таким образом, при имеющемся стаже 25 лет и стаже работы в РКС 15 лет право на досрочное назначение пенсии у женщин возникает по достижении возраста в зависимости от стажа на соответствующих видах работ: в 45 лет – не менее 10 лет.

Из приведенных норм следует, что одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

При этом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Кроме того, для лиц, осуществляющих трудовую деятельность с тяжелыми условиями труда, льготные условия приобретения прав на пенсию направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В соответствии с ч. 20 ст. 21 Закона о страховых пенсиях решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Пунктом 1 ст. 21 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В силу п. 1,2 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за данной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Судом установлено, что Козловских М.А. родилась ***.

*** до достижения возраста 45 лет, истец обратилась в ГУ УПФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда.

Решением ответчика от *** Козловских М.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях из-за отсутствия специального стажа 10 лет, по выводам ответчика на момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца составил ***.

В специальный стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды работы с ***

Согласно записям в трудовой книжке Козловских М.А. *** по настоящее время работает в должности *** ГОБУЗ ***

Таким образом, истец приобретает право на назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях с 45 лет, в случае если в специальный стаж будут включены спорные периоды, общая продолжительность которых должна составить не менее 01 год 01 месяц 07 дней.

Разрешая заявленные требования о включении в специальный стаж вышеуказанных спорных периодов работы суд учитывает следующее.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что в целях реализации ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсия при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях применяется:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В соответствии с п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Как следует из п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 «О порядке применении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условии труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, так же время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно п. 3 раздела 1 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.05.2011 № 20777), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 4 раздела 2 названного Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки о характере работы выдаются работодателем на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н).

В соответствии с разделом XXIV Списка № 2 правом на досрочное назначении пенсии пользуются младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах) (код 22600000-14467).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для назначения Козловских М.А. досрочной пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях является факт её занятости в оспариваемые периоды в должности, предусмотренной Списком № 2, что прямо вытекает из требования п. 4 Правил № 516.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п.15 Постановления от 11.12. 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Частью 5 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такой документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств.

Так, в п. 15 и 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12. 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом, установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила № 1015), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, устанавливала дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2015 - ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

При изложенных обстоятельствах, работу в необходимых для назначения Козловских М.А. пенсии льготных условиях, прежде всего, могут подтвердить документы по личному составу организаций, где она работала, содержащие информацию о полном наименовании профессии, о включении (отсутствии) данной категории работников по определенному подразделению в Перечень профессий, должностей, работ и показателей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, должностной инструкцией (регламентом) и т.д.

Суд считает, что в материалах дела имеются достоверные и достаточные доказательства работы истца в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, в том числе, не менее 80 процентов рабочего времени и справки, уточняющие льготный характер работы Козловских М.А. в эти периоды.

Так, истцом в пенсионный орган при обращении *** была представлена копия трудовой книжки, из которой следует, что Козловских М.А. с *** по настоящее время работает в должности *** ГОБУЗ ***

В соответствии с дополнительным соглашением от *** к трудовому договору б/н от *** работа истца в указанной должности проходит во вредных условиях.

Штатными расписаниями медицинского и фармацевтического и педагогического персонала *** *** была предусмотрена должность ***, должность младшей медицинской сестры не предусматривалась.

В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации № 19 от 28.01.2002 «О типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» к работе в рентгенодиагностических отделениях допускаются лица, которые прошли специальную подготовку и отнесены приказом по учреждению к персоналу категории «А», согласно требованиям «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99» СП 2.6.1.799-99.

К группе «А» относятся сотрудники, непосредственно занятые в проведении рентгенодиагностических исследований (врачи - рентгенологи, рентгенолаборанты, санитарки, инженеры и техники по наладке и эксплуатации рентгеновской аппаратуры, и др.).

В материалах дела, имеются копии приказов работодателя, перечней сотрудников учреждения, относящихся к категории (приказ от ***, приказ от ***, приказ от ***, приказ от ***, приказ от ***), то есть сотрудников, участвующих непосредственно в проведении рентгенодиагностических исследований, где указана Козловских М.А. (работа персонала категории при воздействии ионизирующего излучения, вне зависимости от его величины, считается как работа в условиях радиационной вредности).

Карточкой учета индивидуальных доз облучения персонала *** от *** подтверждается работа в радиционно опасных условиях.

В соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ № 04-16/28-16 от 02.04.1993 года «О порядке применения Закона при назначении льготных пенсий», № 05-16/30-16 от 23.08.1993 года «О порядке применения разделов XIX списка № 1 и XXIV списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение» и на основании характера работ и видов деятельности в учреждении по непосредственному осуществлению обслуживания больных, вошедших в раздел XIX списка № 1 и XXIV списка № 2 впредь до проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении, где вместе с врачами-рентгенологами и рентгенлаборантами санитарка-уборщица входит в перечень приказа.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Козловских М.А. работодатель в индивидуальных сведениях в графе «Особые условия» указывает на наличие у нее льготного стажа в спорные периоды (код льготы 27-2,22600000-14467).

Письмом Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 27.05.1992 года № 1062-РБ «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)» было разъяснено, что действующим на территории Российской Федерации с 01.01.1992 законодательством льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах). Санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку № 2, разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).

На обращение Минздрава России в целях сохранения социальных гарантий самой низкооплачиваемой категории медицинских работников - санитаркам рентгеновских кабинетов пролонгировать действие письма Минтруда России от 25.05.1992 № 1062-РБ, а также учитывая, что в рентгеновских отделениях (кабинетах) должность «Санитарка» осталась и предусматривалась схемой должностных окладов (приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 № 116), тогда как Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377 (утратил силу в 01.01.2008) предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала «Санитарка» и «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», что приведет к расширению Списков утвержденных Правительством РФ, письмом Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 № 5031- ЮЛ было разъяснено о возможном назначении пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку № 2 при условии выполнения санитарками постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.

Согласно штатным расписаниям работодателя Козловских М.А. должность *** не предусмотрена.

В соответствии с квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3 - 102, к видам деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2 относятся: оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур, помощь нуждающемуся больному при одевании, раздевании, укладывании в постель, кормлении, купании, содержании в чистоте закрепленных помещений с их медицинским специальным и хозяйственным оборудованием, обработка предметов ухода за больными, контроль за выполнением больными правил внутреннего распорядка.

Характеристикой условий труда ГОБУЗ *** установлено, что ***: проводит уборку помещений в рентгеновском кабинете в соответствии с санитарными правилами и нормами под контролем рентгенлаборанта; подготавливает помещение к приему пациентов (затемнение, подготовка рабочего места врача-рентгенолога и рентгенлаборанта); помогает рентгенлаборанту при получении контрастных веществ, рентгенпленки, медикаментов, расходных материалов, рактивов, дезенфицирующих средств, оборудования и доставке их в отделение; получает и обеспечивет парвильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря и моющих средств, при необходимости сопровождает больных после исследований в лечебное отделение. Организует сбор, обеззараживание, накопление, временное хранение и транспортировку больничных отходов на своем рабочем месте. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Участвует в занятиях по сантехминимуму и систематически повышает свою квалификацию. Санитар знает назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Во время работы на санитара воздействуют вредные производственные факторы, согласно приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 302Н от 12.04.2011.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» установлены, в том числе и должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, которая оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры, проводит несложные медицинские манипуляции, первую помощь, обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения, обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными, производит смену постельного и нательного белья, участвует в транспортировке тяжелобольных, сопровождает больных в другие отделения, следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации, осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов, осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, дезинфекционной обработки поверхностей медицинского оборудования, условий стерилизации инструментов и материалов.

Аналогичные должностные обязанности младших медицинских сестер по уходу за больными были установлены и ранее Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.08.1997 № 43.

Таким образом, изложенные выше должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, предусмотренные квалификационными справочниками, согласуются с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией *** в разные периоды работы истицы, то есть Козловских М.А. выполняла работу, аналогичную работе младшей медицинской сестры по уходу за больными, с учетом особенностей работы рентгенкабинета.

Доказательств того, что Козловских М.А. должностные обязанности на соответствующих видах работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, выполнялись менее 80% рабочего времени либо на нее возложено выполнение в течение рабочего времени иных обязанностей, не связанных с вредными условиями труда, материалы дела не содержат.

В соответствии с картой аттестации по условиям труда от *** на рабочем месте *** условия труда оценены в общем по классу труда 3.1 (вредный 1 степени).

Кроме того, указанная карта аттестации содержит сведения о том, что характер выполняемой истцом работы соответствует работе, предусмотренной Списком № 2, раздел XXIV. Учреждения здравоохраннеия и социального обеспечения, вид работ 22600000-14467 младший медицинский персонал по уходу за больными, занятыми в рентгенологических отделениях (кабинетах) в связи с чем она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Карта от *** специальной оценки условий труда *** содержит сведения о 3.2 классе условий труда, а также праве на досрочное назначение страховой пенсии по вышеприведенному основанию.

При этом, работодатель истца подтверждает, что условия труда и должностные обязанности Козловских М.А. на протяжении всей работы в должности *** не изменялись. Согласно представленным в материалы дела сведениям с заработной платы истца производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно установленных тарифов.

Таким образом, по результатам оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что работа в указанные выше периоды времени выполнялась Козловских М.А. в течение полного рабочего дня (80%), то есть подтверждается постоянная занятость в спорные периоды при выполнении работы, дающей право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда в соответствии с позицией 22600000-14467 раздела XXIV Списка № 2.

На основании изложенного, учитывая, что характер и условия труда истца соответствовали требованиям Списка № 2, а также ее полную занятость на соответствующих видах работ, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы Козловских М.А. в должности *** подлежат включению в специальный стаж.

При этом, то обстоятельство, что выписка из ИЛС Козловских М.А. не содержала на дату обращения сведения в отношении спорного периода *** года, не может повлиять на её право на льготное пенсионное обеспечение. В период с *** по *** времени истец работала в *** в должности ***, что подтверждается, в том числе перечисленными ранее документами. С ее заработной платы производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно установленных тарифов.

Ссылка ответчика на то, что данные о стаже на индивидуальный лицевой счет истца занесены без кода особых условий труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку допущенные работодателем нарушения не могут лишать работника права на назначение страховой пенсии и он не должен нести ответственности за действия работодателей по неуплате доптарифа или непроставление кода.

Так, по смыслу ст. 11, 13 28 Закона о страховых пенсиях, ст. 3, 8, 8.1, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.

Ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей по уплате страховых взносов, дополнительных тарифов не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное назначение пенсии, поскольку, как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10.07.2007 № 9-П указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Тот факт, что работодатель истца предоставлял индивидуальные сведения без указания кода особых условий труда, не может лишать истца права на включение данных периодов в специальный стаж, так как обязанность по представлению надлежащих индивидуальных сведений застрахованного лица возложена на работодателя.

С учетом спорных периодов работы, которые, по мнению суда, подлежат включению в специальный стаж работы истица, ее специальный стаж превышает 10 лет, требуемые по закону.

*** Козловских М.А. исполнилось 45 лет.

С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда она обратилась к ответчику ***.

На указанную дату возникновения права у Козловских М.А. имелся необходимый стаж как страховой, так и специальный, поэтому пенсионный орган обязан назначить истице страховую пенсию с ***.

При изложенных обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности *** с ***, а также назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях с даты возникновения права – ***, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требование истца о признании решения органа Пенсионного фонда РФ незаконным, суд учитывает, что оспариваемое решение также содержит ряд периодов, не учтенных при расчете страхового стажа, стажа работы в РКС и специального стажа, в отношении которых истцом исковые требования не предъявлялись, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения незаконным суд не усматривает.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в его пользу понесенных судебных расходов, суд руководствуется ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. При этом, расходы на оплату услуг представителя судом присуждаются в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно п. 13 названного Пленума разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Установлено, что для консультации и составления искового заявления истец обратился за помощью в Мурманскую областную коллегию адвокатов (Печенгский филиал), где за данные услуги заплатил 5 500 руб. 00 коп. Факт получения денежных средств определяется квитанцией от ***. Оснований не доверять представленным истцом документам у суда не имеется.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что понесенные заявителем расходы на оказание юридической помощи составили 5 500 руб. 00 коп.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, объем проведенной адвокатом работы (консультацию и составление искового заявления), уровень сложности дела, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, а также возражения ответчика, суд находит требования истца о взыскании с ответчика понесенных расходов на оплату услуг представителя (консультация и составление искового заявления) подлежащими удовлетворению частично. По мнению суда с учетом указанных выше обстоятельств, разумными расходами за составление искового заявления являются расходы в размере 1 500 руб. 00 коп.

Требования истца о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., не подлежат удовлетворению, поскольку в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации территориальный пенсионный орган освобожден от уплаты государственной пошлины в силу наделения его государственными, публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на государственную пенсию, назначению, перерасчету и выплате страховых и государственных пенсий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ****** ░░ *** ░ ░ *** ░░ ***.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ *** № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ***.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 500 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

***

***

░░░░░             ░.░ ░░░░░░░

***

***

***

2-382/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Козловских Марина Анатольевна
Ответчики
УПФР в Кольском районе (межрайонное)
Другие
ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Власова Лидия Игоревна
Дело на сайте суда
kola.mrm.sudrf.ru
13.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2020Передача материалов судье
19.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Производство по делу возобновлено
04.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее