Решение по делу № 2а-3796/2019 от 11.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    16 мая 2019 г.                                                г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лосевой Н.В.

при секретаре Гавренкове И.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Квартального Руслана Викторовича и Богдановского Сергея Тимуровича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене приказа, возложении обязанности исключить сведения об аннулировании свидетельств, возложении обязанности опубликовать сведения на официальном сайте,

                        УСТАНОВИЛ:

    Квартальнов Р.В., Богдановский С.Т. обратились в суд с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене приказа Федерального Агентства Воздушного Транспорта (Росавиация) в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от 25.03.2015 года; свидетельства линейного пилота от 01.02.2018 года, выданных Квартальнову Руслану Викторовичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства коммерческого пилота от 05.04.2016 года, выданного Богдановскому Сергею Тимуровичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, обязать Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация) исключить из федеральной государственной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» отметки об аннулировании свидетельства коммерческого пилота от 25.03.2015 года; свидетельства линейного пилота от 01.02.2018 года, выданных Квартальнову Руслану Викторовичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства коммерческого пилота от 05.04.2016 года, выданного Богдановскому Сергею Тимуровичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, обязать Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) на официальном сайте указанного государственного органа опубликовать сведения о признании незаконным Приказа от 09.04.2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от 25.03.2015 года; свидетельства линейного пилота от 01.02.2018 года, выданных Квартальнову Руслану Викторовичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства коммерческого пилота от 05.04.2016 года, выданного Богдановскому Сергею Тимуровичу, дата рождения-ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировали тем, что 09.04.2018 Федеральным агентством воздушного транспорта опубликован приказ об аннулировании свидетельств авиационного персонала. Как следует из п. 1 Приказа, аннулирование свидетельств обусловлено указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала. Названным Приказом аннулированы свидетельство коммерческого пилота от 25.03.2015 года; свидетельство линейного пилота от 01.02.2018 года, выданные Квартальнову Руслану Викторовичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство коммерческого пилота от 05.04.2016 года, выданное Богдановскому Сергею Тимуровичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истцов, указанный приказ в части, относящейся к ним, противоречит действующему законодательству и подлежит отмене как незаконный. Так, в силу п. 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №670 от 06.08.2013 года, свидетельства выдаются Росавиацией лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил. П. 9 Правил утвержден комплект документов, необходимых для получения свидетельства. Указанные документы в полном объеме были представлены истцами, их достоверность сомнений у ответчика не вызвала, в связи с чем Квартальнову Р.В. были выданы свидетельство коммерческого пилота от 25.03.2015 года, а после приобретения необходимого опыта лётной работы и проверки профессиональных знаний, подтверждённых протоколом тестирования в Центральном МТУ ФАВТ от 01.02.2018 года, было выдано свидетельство линейного пилота от 01.02.2018 года; Богдановскому С.Т. - свидетельство коммерческого пилота от 05.04.2016 года. Так, были представлены документы, подтверждающие достижение 18 летнего возраста, медицинское заключение, документы, подтверждающие способность выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего вида схемы и маневры, указанные в ФАП-147. Кроме того, надлежащим документом, подтверждающим наличие соответствующих знаний, является документ о прохождении в АУЦ курса профессиональной первоначальной подготовки или переподготовки. Административными истцами в качестве документа, подтверждающего знания в соответствующих областях были представлены свидетельства, выданные ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа». Согласно указанным свидетельствам, административные истцы прошли теоретическую подготовку в объеме 1060 часов, а также летную подготовку в объеме, превышающем 150 часов. ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» являлось в период обучения истцами сертифицированным авиационным учебным центром, в котором все программы обучения были утверждены административным ответчиком. Представляя в Росавиацию сертификаты о прохождении обучения в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», административные истцы подтвердили факт наличия у них как теоретических знаний, так и практических навыков в объеме, обозначенном в ФАЛ-147. Тем самым, указание в оспариваемом приказе на недостоверность представленных административными истцами сведений, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

    Административные истцы Квартальнов Р.В., Богдановский С.Т. и их представители в судебном заседании в судебном заседании заявленные требования поддержали.

              Административный ответчик Федеральное агентство воздушного транспорта в лице представителя в судебном заседании возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал оспариваемый приказ законным и обоснованным.

Заинтересованные лица представители Министерства    транспорта РФ, ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации», ООО «Авиакомпания Челавиа», ФГАОУ ДПО «Уральский учебно- тренировочный центр гражданское авиации» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

    Представитель    заинтересованного лица ФГАОУ ВПО «Южно- Уральский государственный университет» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

           Изучив представленные доказательства, выслушав доводы истцов, их представителей, возражения ответчиков, суд приходит к следующему.

     В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

     Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Из абзаца первого пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что к авиационному персоналу могут относиться лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

    Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 240, согласно пункту 1 которого в состав летного экипажа гражданской авиации входят следующие специалисты: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель.

     Исходя из абзаца третьего пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала федеральными авиационными правилами устанавливаются требования.

     Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, согласно абзацу третьему пункта 1.2 которых данные федеральные авиационные правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет). В соответствии с пунктом 1.3 указанных федеральных авиационных правил выполнение функций члена экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих федеральных авиационных правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками. Общие требования к пилотам воздушных судов регламентированы разделом II названных федеральных авиационных правил, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV этих же федеральных авиационных правил.

     Статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации регламентирован допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности. В соответствии с пунктом 1 данной статьи к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Согласно пункту 1.1 этой же статьи Правительством Российской Федерации устанавливаются правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи данных свидетельств, а федеральными авиационными правилами устанавливаются требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в соответствии с пунктом 3 которых указанные свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

       Порядок выдачи свидетельств регламентирован разделом III названных выше Правил проведения проверки. Так, в соответствии с абзацем первым пункта 8 и абзацем первым пункта 14 данных Правил проведения проверки для получения свидетельства в Федеральное агентство воздушного транспорта подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя лиц, претендующих на получение свидетельств, или заявление на выдачу свидетельства лица, претендующего на получение свидетельства. Федеральное агентство воздушного транспорта проверяет представленные документы на соответствие требованиям указанных Правил проведения проверки и устанавливает по содержащимся в представленных документах сведениям соответствие лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил. Абзацем третьим пункта 14 этих же Правил проведения проверки предусмотрена возможность проведения Федеральным агентством воздушного транспорта проверки в случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся у Федерального агентства воздушного транспорта, и сведениях, указанных в представленных документах, с целью определения достоверности представленных сведений.

       В соответствии с абзацем первым пункта 15 названных Правил проведения проверки Федеральное агентство воздушного транспорта принимает решение о выдаче свидетельства в случае, если представленные документы соответствуют требованиям данных Правил и свидетельствуют о соответствии лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил.

     Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации" утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 32, согласно пункту 11 которых должностное лицо Федерального агентства воздушного транспорта, ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную названными выше Правилами проведения проверки, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).

Из материалов дела усматривается, что Квартальнов Р.В. окончил Наименование у/з. Решением государственной экзаменационной комиссии от 27 июня 2003 года ему присвоена квалификация «инженер» по специальности «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов».

В период с 01 июня 2012 года по 23 апреля 2013 года Квартальнов Р.В. обучался по программе подготовки коммерческих пилотов АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», где им была пройдена теоретическая подготовка в объеме 1060 часов и летная подготовка в общем объеме 150 часов 00 минут, о    чем ему было выдано свидетельство от 23 апреля 2013 года.

    Кроме того, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский институт) Квартальнову Р.В. был выдан диплом о профессиональной переподготовке, в котором указано, что в период с 02 июля 2012 года по 30 апреля 2013 года он прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» и решением аттестационной комиссии он получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов. Указано, что Квартальнов Р.В. сдал итоговые экзамены: 1. По теоретической подготовке с оценкой «отлично», 2. По летной подготовке с оценкой «отлично».

В Уральское МТУ Росавиации было направлено представление на выдачу свидетельства коммерческого пилота кандидату Квартальнову Р.В., с документами.

     24    апреля 2013 года Квартальнову Р.В. было выдано свидетельство коммерческого пилота .

После прохождения Квартальновым Р.В. курса переподготовки летного состава на самолет в учебном центре Наименование , было подано представление на замену Квартальнову Р.В. свидетельства коммерческого пилота.

    25    марта 2015 года Квартальнову Р.В. выдано свидетельство коммерческого пилота .

     После прохождения Квартальным Р.В. стажировки, 31 января 2018 года было подано представление на выдачу Квартальному Р.В. свидетельства линейного пилота.

1    февраля 2018 года Квартальнову Р.В. было выдано свидетельство линейного пилота .

    Что касается Богдановского С.Т., то он окончил Наименование у/з). Решением государственной экзаменационной комиссии от 27 июня 2003 года ему присвоена квалификация «инженер» по специальности «Тепловые электрические станции».

      В период с 11 мая 2012 года по 20 февраля 2013 года Богдановский С.Т. обучался по программе подготовки коммерческих пилотов АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», где им была пройдена теоретическая подготовка в объеме 1060 часов и летная подготовка в общем объеме 150 часов 25 минут, о чем ему было выдано свидетельство от 21 февраля 2013 года.

    Кроме того, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский институт) Богдановскому С.Т. был выдан диплом о профессиональной переподготовке, в котором указано, что в период с 11 мая 2012 года по 01 марта 2013 года он прошел профессиональную переподготовку по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» и решением аттестационной комиссии он получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов. Указано, что Богдановский С.Т. сдал итоговые экзамены: 1. По теоретической подготовке с оценкой «отлично», 2. По летной подготовке с оценкой «отлично».

     На основании соответствующего представления и приложенных к нему документов 26 февраля 2013 года Богдановскому С.Т. выдано свидетельство коммерческого пилота .

     30 марта 2016 года было подано представление на выдачу Богдановскому С.Т. свидетельства коммерческого пилота (нового образца), к которому были приложены заявление, копия паспорта гражданина РФ, копия заграничного паспорта, копия сертификата и протокола на подтверждение уровня владения английским языком, копия свидетельства пилота.

     05 апреля 2016 года Богдановскому С.Т. было выдано свидетельство коммерческого пилота .

09.04.2018 Федеральным агентством воздушного транспорта опубликован приказ №286-П об аннулировании свидетельств авиационного персонала.

       Как следует из п. 1 Приказа, аннулирование свидетельств обусловлено указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала.

     Названным Приказом аннулированы свидетельство коммерческого пилота от 25.03.2015 года; свидетельство линейного пилота от 01.02.2018 года, выданные Квартальнову Руслану Викторовичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство коммерческого пилота от 05.04.2016 года, выданное Богдановскому Сергею Тимуровичу, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ.

    Оспариваемым приказом Росавиации от 09 апреля 2018 года № 286-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» на основании пункта 8 Правил проведения проверки аннулированы, в частности, свидетельства коммерческого пилота от 25 марта 2015 года; свидетельства линейного пилота от 01 февраля 2018 года, выданные Квартальнову Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, что касается Богдановского С.Т., то аннулировано    свидетельство коммерческого пилота от 05 апреля 2016 года, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала.

    В силу п.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ, подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

    Полномочиями по утверждению программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в соответствии с п.5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 (далее – Положение № 396), наделена Росавиация.

Приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 г. N 23 утверждены и введены в действие с 1 августа 1999 г. Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров" (далее - ФАП-23), (которые действовали до 28 июня 2016 года на момент обучения административного истцов) устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Сертификация авиационного учебного центра (АУЦ) - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих ФАП.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил (пункт 2 раздела 1 ФАП-23).

Пункт 3 статьи 8 ВК РФ и пункт 5.11 раздела 3 ФАП-23 содержат прямой запрет осуществлять обучение специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-23 сертификата АУЦ.

Таким образом, осуществлять обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации (пилотов) вправе только та образовательная организация, которая имеет сертификат АУЦ и проводит обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией (пункт 4 статьи 54 ВК РФ) и внесенным в сертификат АУЦ.

       Действовавшими в период прохождения административными истцами обучения Федеральными авиационными правилами № 23 от 29.01.1999 (далее правила № 23), устанавливалось, что авиационным учебным центром (АУЦ) является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами (п. 2 Правил № 23).

Рассматривая Правила № 23 во взаимосвязи с положениями ст. 91 Федерального закона "Об образовании" АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", являясь организацией, осуществляющей обучение должна была получить лицензию на осуществление такого вида деятельности. Однако лицензия на образовательную деятельность АУЦ не была получена.

Таким образом, у АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" не возникло специального права на осуществление образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышении квалификации авиационного персонала.

      Согласно лицензии от 04.09.2009 года ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» имело право на осуществление образовательной деятельности, вместе с тем, не проходило сертификацию Росавиации, как авиационный учебный центр, и не имело соответствующего сертификата, подтверждающего соответствие ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству (сертификату). ( л.д.222-225 т.3)

Кроме того, учебные дисциплины были пройдены административными истцами в Южно-Уральском государственном университете, не имеющем сертификата АУЦ, что является недопустимым в силу прямого запрета.

Как следует из дипломов Квартальнова Р.В. и Богдановского С. о профессиональной переподготовке, административные истцы прошли профессиональную переподготовку по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации".( л.д.43 т.1)

    Вместе с тем, само понятие переподготовка представляет вид дополнительного (к ранее полученному основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионального образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков.

    С учетом положений воздушного законодательства во взаимосвязи с положениями статей 2, 10, 11, 12, 13, 17, 54, 55, 60, 69, 70, 85 и 86.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-03 "Об образовании в Российской Федерации" (которыми раскрывается юридическая природа профессионального образования, в том числе высшего профессионального образования, профессиональной подготовки (профессионального обучения), дополнительного профессионального образования, образовательных профессиональных программ, программ профессионального обучения, документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении), приказов Федерального агентства воздушного транспорта от 11 сентября 2007 года N 226, от 26 октября 2009 года N 476 (в соответствии с которыми ВГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации" предписывалось проводить профессиональную переподготовку по утвержденным программам лиц из числа выпускников высших (средних) технических учебных заведений до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации (самолет)).

     Распоряжением Росавиации N АЮ-241-р от 02.08.2006 года утверждена Программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации РФ. В данной программе определены требования к кандидату на получение свидетельств "пилот коммерческой авиации", а именно, прохождение полного курса обучения в сертифицированном специально уполномоченным органом области гражданской авиации образовательном учреждении по специальности "Летная эксплуатация летательных аппаратов" ("квалификация пилот") и "Летная эксплуатация воздушных судов" (квалификация "инженер").

Согласно содержанию программы    подготовки пилотов коммерческой авиации ( на самолетах: однодвигательный Р2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденной в 2011 году начальником управления летной эксплуатации ФАВТ и согласованной с ректором ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет», по которой     обучались административные истцы в ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет», предусмотрено 1060 академических часов, срок обучения составляет 25-38 недели.

Что касается    требований к кандидату    на получение    свидетельства «пилот коммерческой авиации», то в программе    подготовки пилотов коммерческой авиации ( на самолетах: однодвигательный Р2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденной в 2011 году начальником управления летной эксплуатации ФАВТ и согласованной с ректором ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет» ( часть 2 ) в разделе летная подготовка отражено количество    часов налета 150 или (не менее 200 часов общего налета), в Программе подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждения гражданской авиации РФ» утвержденной     распоряжение от 02.08.2006 года № АЮ-241-Р отражено, что кандидат имеет налет не менее 200 часов или налетал 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета. Уполномоченный орган по выдаче свидетельств определяет приемлемость включения в этот общий налет (200 или 150 часов, в зависимости от обстоятельств) времени полетов, выполненных с пилотом-инструктором на сертифицированном комплексном пилотажном тренажере. Включаемое в общий налет время полетов на таком тренажере не превышает 10 часов.

- Кандидат налетал на самолетах не менее:

- 100 часов в качестве командира воздушного судна или, если кандидат проходил обучение по утвержденной программе, 70 часов в качестве командира воздушного судна;

- 20 часов, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км (300 м. миль), с выполнением в ходе этого полета двух посадок до полной остановки на двух различных аэродромах;

- 10 часов в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 часов может составлять время тренировки на тренажере;

- если предполагается осуществление прав данного свидетельства ночью, то 5 часов в ночное время, включая выполнение 5 взлетов и 5 посадок в качестве командира воздушного судна.

- Если кандидат имеет налет в качестве пилота воздушных судов других категорий, то уполномоченный орган по выдаче свидетельств определяет приемлемость учета этого налета в общий налет (200 или 150 часов)

      Как отражено    в заключении к свидетельству от 23.04.2013 года выданному Квартальному Р.В. учебным центром ООО «Авиакомпания ЧелАвиа» летная подготовка в общем объеме составила 150 часов, такой объем летной подготовки отражен и в свидетельстве, выданному Богдановскому С.Т.

     Кандидаты на получение свидетельств должны соответствовать Федеральным авиационным правилам "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденным приказом Министерства транспорта России от 12 сентября 2008 года N 147 (далее - Федеральные авиационные правила N 147). Требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота установлены разделом IV этих авиационных правил. Пунктом 4.3 Федеральных авиационных правил N 147, в частности, предусмотрено, что кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет": должен иметь налет на самолете не менее 200 ч. или 150 ч. в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч. налета на тренажере (подпункт "а"); должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в указанных областях (подпункт "б").

    Из данной нормы следует, что указанный налет обладатель свидетельства должен получить в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе пилота самолета.

     Правила проведения проверки устанавливают порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи свидетельств.

     При этом возможность уменьшения объёма программ действующим законодательством не предусмотрено.

     Росавиация на запрос суда       предоставить программы специалистов авиационного персонала, утвержденные Рсавиацией, сообщила, что    данные программы в Росавиации не    находятся на хранении.

    Как следует из материалов дела, до выдачи истцам свидетельства пилота коммерческой авиации, административные истцы первоначального обучения по специальности "пилот" не проходили, свидетельств авиационного персонала не имели. Соответственно ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" и Южно-Уральский государственный университет не могли и не должны были осуществлять переподготовку истцов в рамках дополнительного образования.

      Кроме того, установлено, что ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности, а Южно-Уральский государственный университет не имел сертификата для обучения авиационного персонала. Таким образом, ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", Южно-Уральский государственный университет не имели права на образовательную деятельность в сфере подготовки специалистов авиационного персонала.

     Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

     Дополнительное образование, понятие которого содержится в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, не заменяет профессионального образования.

    Из анализа указанных законоположений следует, что пилот авиации общего назначения, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным действующим законодательством критериям, гарантирующим безопасность полётов, а именно, не имеет образования по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных АУЦ по учебным программам и курсам подготовки (переподготовки), определяющих квалификацию специалиста авиации общего назначения и утвержденным государственным полномочным органом, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функций.

    Учитывая собранные по делу доказательства, принимая во внимание предоставленные административными истцами в материалы дела данные о имеющимся у них (административных истцов) профессиональном образовании, суд приходит к выводу о том, что свидетельства коммерческого пилота от 25.03.2015 года, от 05.04.2016 года, выданные административным истца Росавиацией с нарушением требований законодательства, ввиду отсутствия у вышеуказанных административных истцов необходимых документов для получения квалификации «Пилот коммерческой авиации», на момент выдачи вышеуказанных свидетельств коммерческого пилота имеющимися у административных истцов документами не подтверждался факт наличия у них дополнительного профессионального переобучения/переподготовки для получения квалификации «Пилот коммерческой авиации» в утвержденных Росавиацией учебных заведениях и по утвержденной Росавиацией соответствующей программе (курсу) подготовки, либо получения административными истцами первоначальной летной подготовки с присвоением квалификации «Пилот коммерческой авиации».

Рассматривая доводы административных истцов об отсутствии у Росавиации полномочий на издание приказа от 09.04.2018 года № 286-П, суд отмечает следующее.

      В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 06 августа 2013 года № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации», для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

     Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.

     Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

     Как закреплено в п. 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 396, Росавиация на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ издает приказы по вопросам, отнесенным к своей компетенции.

      Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 16 июля 2004 года № 14-П, контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции, закрепленной за ними Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления.

     Орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт. Отмена ранее вынесенного решения в порядке самоконтроля действующим законодательством не запрещена.

     На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что издавая приказ от 09.04.2018 года № 286-П в отношении административных истцов об аннулировании свидетельств коммерческого пилота, Росавиация действовала в пределах своих полномочий, отмена Росавиацией в пределах своих полномочий и самоконтроля ранее принятого решения о выдаче административным истцам свидетельств коммерческого пилота действующим законодательством не запрещена.

    Требования об устранении нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, обязании удалить публикацию оспариваемого приказа с официального сайта административного ответчика, удалить отметки об аннулировании свидетельств из Федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» являются производными от требования о признании незаконным приказа от 09.04.2018 года № 286-П в отношении административных истцов, а потому удовлетворению также не подлежат.

            Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

                                                       РЕШИЛ:

     административные исковые требования Квартальнова Руслана Викторовича и Богдановского Сергея Тимуровича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене приказа от 09.04.2018 года № 286-П в отношении истцов, возложении обязанности исключить сведения об аннулировании свидетельств, возложении обязанности опубликовать сведения на официальном сайте, оставить без удовлетворения.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

           Судья:

2а-3796/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Богдановский Сергей Тимурович
Квартальнов Руслан Викторович
Ответчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Другие
ФГАОУ ДПО «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации»
Министерство транспорта РФ
ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа»
ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации»
ФГАОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
24.04.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Подготовка дела (собеседование)
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее