Судья- Шакирзянова Е.А.
Дело № 33-1732\2020 ( № 2-1127\2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Заривчацкой Т.А., Казанцевой Е.С.
при секретаре Косогоровой К.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2020 г. гражданское дело по апелляционным жалобам ФСИН России, ФКУ «ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю» на решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 октября 2019 года, которым постановлено:
обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в срок до 01.06.2020 организовать финансовое обеспечение расходов на приведение внутренней отделки моечного помещения, помещения овощного цеха, помещения горячего (варочного) цеха, расположенных в столовой жилой зоны Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в соответствие с требованиями пунктов 5.5, 5.16 Санитарных правил 2.3.6.1079-01.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в срок до 01.12.2020 привести внутреннюю отделку моечного помещения, помещения овощного цеха, помещения горячего (варочного) цеха, расположенных в столовой жилой зоны Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в соответствие с требованиями пунктов 5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю Кизеловскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказать.
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ответчиков – Бабушкина А.О., прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (сокращенное наименование ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) о понуждению к выполнению законных требований.
Прокурор просил обязать ФСИН и ГУФСИН России по Пермскому краю в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на приведение внутренней отделки моечного помещения, помещения овощного цеха, помещения горячего цеха, расположенных в столовой жилой зоны ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями пунктов 5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в тот же срок привести внутреннюю отделку моечного помещения, помещения овощного цеха, помещения горячего цеха, расположенных в столовой жилой зоны ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями пунктов 5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01.
В обоснование требований указал, что Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведенной проверки ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в деятельности учреждения выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В помещениях овощного цеха столовой жилой зоны на потолке присутствуют капли влаги, плесень, полы с дефектами плитки, в моечном помещении потолок покрыт плесенью, полы с дефектами плитки, в помещении горячего цеха потолок покрыт плесенью, полы с дефектами плитки, что противоречит пункта 5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01. В адрес руководителя учреждения по результатам проверки внесено представление об установлении нарушений законодательства. Из ответа на представление следует, что неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений, которые остались без внимания, денежных средств и строительных материалов для проведения ремонтных работ в 2018-2019 г.г. не выделялось. Проведенная 27.06.2019 контрольная проверка ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю показала, что нарушения не устранены, в указанных помещениях побелка и покраска помещения не произведена, о чём свидетельствуют наличие плесени на потолке и стенах, наличие капель влаги на потолке, напольная плитка местами отсутствует (выбита), имеет сколы и трещины, что препятствует проведению полноценной влажной уборки и отводу воды к сливным трапам. Несоблюдение ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения носит длительный характер, нарушает право осужденных на личную безопасность при исполнении наказания, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний ( отравлений) среди осужденных.
В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, ФСИН России осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю. Функции главного распорядителя денежных средств на территории Пермского края осуществляет ГУФСИН России по Пермскому краю.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель ответчиков просил в иске отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционных жалобах ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю ответчик обращает внимание на то, что собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, имущество передано учреждению в оперативное управление. В ГУФСИН России по Пермскому краю направлялась заявка от 06.02.2019 года о выделении денежных средств в сумме 228 945, 69 рублей для приведения помещений столовой в соответствии с санитарными нормами, однако до настоящего времени денежные средства в учреждение не поступали. При выделении денежных средств полном объеме помещения столовой будут приведены в соответствие с требованиями законодательства. Далее ответчик не согласен с исковыми требованиями в части определения срока для приведения помещений столовой в соответствие, полагая, что срок 12 месяцев, который определен судом, является недостаточным, решение суда будет неисполнимо.
В апелляционной жалобе ФСИН России приведены доводы о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчиков – Бабушкина А.О., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.13 Федерального закона Федерального закона N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, протоколом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 26.02.2019 года установлено, что внутренняя отделка помещения овощного цеха ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю не соответствует п.5.5 СП 2.3.6.1079-01 ( на потолке капли влаги, плесень). Внутренняя отделка моечных помещений, горячего цеха столовой не соответствует п.5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01 (потолок покрыт плесенью, плитка на полу выбита).
В ходе прокурорской проверки указанные выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подтвердились, в адрес начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Сведений об устранении перечисленных выше нарушений ответчиками не представлено, их наличие как таковых не оспаривается.
Со стороны ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю 06.02.2019 года за № 60\65\12-245 направлено письмо с требованием о выделении денежных средств для приведения внутренней отделки помещений столовой (варочный, овощной цеха, моечной кухонной и столовой посуды) в соответствии с требованиями санитарного законодательства на общую сумму 228 945,69 рублей согласно смете расходов (л.д.30-34).
В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, основах правового положения осужденных, медико-санитарном обеспечении осужденных к лишению свободы, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" о финансовом обеспечении уголовно-исполнительной системы, об обязанностях учреждений, исполняющих наказания, контроле за деятельностью уголовно-исполнительной системы, сделал правильные выводы о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения лежит на ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, несоблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нарушает право осужденных на личную безопасность при исполнении наказания, а также создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди осужденных,
Суд первой инстанции также исходил из того, что поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-10 не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по приведению отделки помещений моечного помещения, овощного цеха, горячего цеха, расположенных в столовой жилой зоны учреждения в соответствии с указанными требованиями законодательства обусловлена поступлением соответствующего финансирования по решению суда, при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда каких-либо прав данного ответчика не нарушает, ссылки на направление ФКУ ИК-10 соответствующего запроса денежных средств в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю применительно к рассмотренному делу никакого юридического значения не имеет. Напротив, подтверждает законность позиции прокурора.
В апелляционной жалобе и ФСИН России ответчик, не оспаривая правильность решения суда по существу, указывает на необоснованное возложение на него обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ФКУ ИК-10 в соответствие с требованиями законодательства, полагая, что судом допущено ограничения прав, как главного распорядителя средств федерального бюджета. Данные доводы также являются несостоятельными и отмену решения суда не влекут.
ФСИН России, согласно подпункту 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовноисполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-10 ГУ ФСИН России по Пермскому краю.
Таким образом, ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.
Судебная коллегия также, оценивая доводы апелляционных жалоб, отмечает, что судом установлен разумный срок для устранения выявленных недостатков, с учетом объема работы и процедуры финансирования, учитывая значимость допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: