дело № 2-1485/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Оханск «31» октября 2016г
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе судьи Томилиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Оханского района Пермского края Неустроева А.Н.,
при секретаре Окуловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в защиту интересов Некрасовой Татьяны Юрьевны к Правительству Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Оханского района в защиту интересов Некрасовой Татьяны Юрьевны обратился с иском к Правительству Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование указав, что Некрасова Т.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью родителей. Постановлением главы Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Некрасова Т.Ю. выведена из ГКОУ «Детский дом <адрес>» и передана на воспитание в приемную семью ФИО3 На основании приказа Министерства территориального управления № Министерства социального развития от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Некрасова Т.Ю. была передана под опеку ФИО1, с которым заключен договор о приемной семье. Место жительства Некрасовой Т.Ю. определено совместно с опекуном на возмездной основе по адресу: <адрес>
Некрасова Т.Ю. имеет в собственности ? доли в праве на одноэтажный жилой дом, общей площадью 92,1 кв.м., инв №, лит. А, по адресу: <адрес>.
Согласно заключению ведомственной комиссии от 30 июля 2013года указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. По результатам рассмотрения заявления Некрасовой Т.Ю., заключением МТУ № МСР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении, Некрасова Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения. Некрасова Т.Ю. жилого помещения, пригодного для постоянного проживания на праве собственности, либо на ином праве не имеет. В настоящее время проживает в <адрес>, где имеет социальные связи. Прокурор просит возложить на <адрес>, МТУ № Министерства социального развития <адрес> обязанность предоставить Некрасовой Т.Ю., в границах <адрес> муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилого фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее требованиям благоустройства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Неустроев А.Н., отказался от иска в части требований к отделу Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес>, поддержав иск в остальной части, указав, что Некрасова Т.Ю. проживает в <адрес>, снимает квартиру, обучается в ГБПОУ «Строгановский колледж», состоит на учете по беременности и родам в Оханской ЦРБ, имеет социальные связи в <адрес>, планирует проживать и работать в <адрес>.
Отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судом принят.
Иск в части возложения обязанности на <адрес> предоставить жильё Некрасовой Т.Ю., в границах Оханского муниципального района помощник прокурора <адрес> Неустроев А.Н поддержал по доводам заявления.
<адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив возражения на исковое заявление, в котором со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указало, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории. Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п предусмотрено предоставление жилого помещения при получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица их данной категории, т.е. на территории всего <адрес>, а не на территории <адрес>. Так же указывают, что согласно плана формирования специализированного жилищного фонда для детей сирот в 2016 году, утвержденному Министерством строительства и ЖКХ <адрес> от 02.02.2016г, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории <адрес> в 2016 года не планируется. Кроме того указывают, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего Порядка, истцом не доказано какими конкретно действиями Правительство нарушило право Некрасовой Т.Ю., полагают, что привлечение <адрес> в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, т.к. действиями Правительства права истца не нарушены. Просят отказать прокурору, действующему в интересах Некрасовой Т.Ю., в удовлетворении иска в полном объёме.
МТУ № Министерства социального развития <адрес> своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно направленного отзыва на исковое заявление, просили в требованиях к МТУ № МСР ПК отказать, поскольку МТУ № МРС ПК не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Третье лицо Министерство социального развития <адрес> своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали следующее:
Согласно решения МТУ № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Некрасова Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включённых в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Просят отказать прокурору, действующему в интересах Некрасовой Т.Ю. в удовлетворении иска в полном объёме.
Третье лицо ГКУ <адрес> «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» своего представителя в судебное заседание не направили, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в <адрес>; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Судом установлено, что Некрасова Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт подтверждается свидетельствами о смерти ее родителей, согласно которых ее отец ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о смерти №, мать ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти за №, свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого родителями Некрасовой Т.Ю. являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 11, 12, 8).
Постановлением главы Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг № Некрасова Т.Ю. выведена из ГКОУ «Детский дом» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и передана на воспитание в приемную семью Некрасовой Т.Ю. (л.д.13).
Приказом МТУ № Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Некрасова Т.Ю. передана под опеку на возмездной основе ФИО8, с которым заключен договор о приемной семье, местом жительства Некрасовой Т. Ю. определено место жительства опекуна по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права Некрасова Т.Ю. является долевым собственником <адрес>, доля в праве ? (л.д. 15-16).
Согласно заключения Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного на основании обследования квартиры в жилом доме в д. Окуловка, <адрес> собственником которого является Некрасова Т.Ю., жилое помещение признано непригодным для дальнейшего проживания (л.д. 17).
По результатам рассмотрения заявления Некрасовой Т.Ю., заключением МТУ № МСР <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее занимаемое ею жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 6 Закона № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.18). ДД.ММ.ГГГГ Некрасова Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированного жилого помещения <адрес> по договорам найма специализированного жилого помещения, о чем была уведомлена (л.д.22).
Согласно справке Оханского филиала ГУП «ЦТИ <адрес>» за Некрасовой Т.Ю. жилья на праве собственности на территории <адрес> не зарегистрировано (л.д.20).
В настоящее время Некрасова Т.Ю. проживает в съемной квартире по адресу <адрес>
Таким образом, судом установлено, что Некрасова Т.Ю., как лицо отнесенное к категории лиц, оставшихся без попечения родителей проживает в <адрес> края, не имеет в собственности жилого помещения, включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени благоустроенным помещением на условиях договора специализированного жилого помещения не обеспечена, т.е. Некрасова Т.Ю. имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N № и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес>, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на её (гарантии) предоставление. Местом жительства Некрасовой Т.Ю. в соответствии со ст.20 ГК РФ является <адрес>.
Невозможность предоставления истцу жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.
Как следует из положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительство указанных лиц.
Согласно ст.23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 (в редакции Закона Пермского края от 05.09.2014 года №396-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст.2 закона Пермского края от 07.09.2007 года №107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года №1194-п, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Таким образом, учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, а так же то обстоятельство, что региональным нормативным актом не определен конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения, обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Некрасовой Т.Ю. должна быть возложена на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
Доводы Министерства социального развития Пермского края относительно того, что предоставление жилого помещения Некрасовой Т.Ю. без учета очередности нарушит права других лиц, данной категории внесенных в список для предоставления жилья ранее Некрасовой Т.Ю., суд находит несостоятельным, поскольку положениями федерального и регионального законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не предусмотрено установление очередности внутри данного списка.
Так, ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 названного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Некрасовой Т.Ю. жилого помещения в границах Оханского муниципального района Пермского края соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Оханского района удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Некрасовой Татьяне Юрьевне, 15 ноября 1994 года рождения, уроженке д. Окуловка, Оханского района, Пермской, в границах Оханского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Производство по делу в части требований к отделу Межрайонного территориального управления №1 Министерства социального развития Пермского края прекратить в связи с отказом от иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 7 ноября 2016 года.
Судья Томилина Е.А.