дело № 3а-289/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гасанова Ройала Акиф оглы к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Гасанов Р.А.о. обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что он и Кузнецов О.Ю. являются долевыми собственниками (по ? доле у каждого) здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 13 569 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатаций зданий и сооружений завода, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Этот земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации – Костромской области.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 03 августа 2015 года в размере 21 767 254,11 руб.
Однако согласно отчету №, составленному оценщиком ФИО2 (индивидуальный предприниматель), его действительная рыночная стоимость 6 296 016 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости приводит к нарушению прав административного истца, поскольку при заключении договора аренды по этому участку арендная плата будет рассчитана из его кадастровой стоимости, о чем свидетельствует предварительный расчет стоимости арендной платы, имеющийся в проекте договора аренды. Кроме того, с административного истца, как собственника здания, располагающегося на указанном земельном участке, даже при отсутствии договора аренды может быть взыскано неосновательное обогащение.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой представленным отчетом.
Судом был изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.
Административный истец Гасанов Р.А.о. и его представитель Косарев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, суду пояснили, что участок планируют выкупить, с Гасанова Р.А.о. уже взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области Лисичкин С.Ю. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Кузнецов О.Ю. заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, представители заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации городского округа г. Кострома, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, Гасанов Р.А.о. и Кузнецов О.Ю. с 16 апреля 2018 года являются долевыми собственниками (по ? доле у каждого) нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 483,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 6-8/.
Это здание располагается на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 13 569 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатаций зданий и сооружений завода, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> /л.д. 9-11/. На данный земельный участок 16 мая 2016 года зарегистрировано право собственности субъекта РФ – Костромской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 03 августа 2015 года утверждена в размере 21 767 254,11 руб. /л.д. 96/.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №, составленный оценщиком ФИО2 (индивидуальный предприниматель), в котором рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03 августа 2015 года определена в размере 6 296 016 руб. /л.д. 13-91/.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в суд – 12 августа 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 13 569 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатаций зданий и сооружений завода, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 августа 2015 года в размере 6 296 016 (шесть миллионов двести девяносто шесть тысяч шестнадцать) рублей.
Датой подачи заявления считать 12 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Костромского областного суда, а в период с 01 октября 2019 года – в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов