Дело № 2а-2976/2019
№ 88а-3009/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 8 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Королевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Лукьянова О.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Лукьянова О.А. об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Лукьянов О.В. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с административным иском к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании недействительными с даты принятия постановление главы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийского района Приморского края от 17 января 2005 года № 13 «О создании административной комиссии Уссурийского городского округа» (вместе с «Положением об административных комиссиях Уссурийского городского округа») с 16 марта 2007 года, постановление главы Уссурийского городского округа Приморского края от 21 января 2010 года № 36 «Об образовании административной комиссии Уссурийского городского округа и установление её состава» с даты принятия. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением административной комиссией Уссурийского городского округа Приморского края от 29 мая 2019 года он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.9 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» (далее - Закон Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ), и назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Считает, что постановление главы муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 17 января 2005 года № 13 «О создании административной комиссии Уссурийского городского округа» (вместе с «Положением об административных комиссиях Уссурийского городского округа»), подлежит отмене с 16 марта 2007 года, поскольку оно принято на основании статьи 60 Закона Приморского края от 11 октября 2004 года № 142-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», который утратил силу с 16 марта 2007 года. С учётом уточнений просил признать постановление главы муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 17 января 2005 года № 13 «О создании административной комиссии Уссурийского городского округа» (вместе с «Положением об административных комиссиях Уссурийского городского округа») - недействительным с 16 марта 2007 года, признать Приложение № 1 и Приложение № 2 к Положению об административных комиссиях Уссурийского городского округа, утверждённому постановлением главы муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 17 января 2005 года № 13 недействительным с даты принятия – 17 января 2005 года по причине несоответствия требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50), признать постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 21 января 2010 года № 36 «Об образовании административной комиссии Уссурийского городского округа и установлении её состава» - недействительным с даты принятия – 21 января 2010 года, и все нормативные акты, вносящие изменения и (или) дополнения в постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 21 января 2010 года № 36 – с даты их принятия по причине несоответствия требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50), строки 11 Приложения № 1 к Закону Приморского края от 28 июля 2009 года № 486-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий».
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 31 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 28 ноября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Лукьяновым О.А. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 марта 2020 года, через Уссурийский районный суд Приморского края 2 марта 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии нового решения по делу.
Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии со статьёй 1 и статьёй 2 Закона Приморского края от 28 июля 2009 года № 486-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края, в том числе, и Уссурийского городского округа наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Отказывая в удовлетворении административных требований, оценивая представленные доказательства, Уссурийский районный суд Приморского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление главы муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района от 17 января 2005 года № 13 «О создании административной комиссии муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района», постановлением главы администрации Уссурийского городского округа от 16 июля 2019 года № 1633, признано утратившим силу. Оспариваемое постановление от 21 января 2010 года № 36 «Об образовании административной комиссии Уссурийского городского округа и установлении её состава» не содержит правовых норм, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений, обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на изменение или прекращение существующих правоотношений, в связи с чем, не является нормативным правовым актом. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми постановлениями.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░