УИД22RS0013-01-2019-006369-74
Дело № 2-321/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года город Бийск, ул. Ленина, д.149
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Е.Б. Данилиной,
при секретаре: И.А. Михайловой,
с участием представителя процессуального истца Артеменко Т.А., представителя ответчика ООО «Спецобслуживание -Центральное» Потаповой М.Л., представителя ответчика ООО «Спецобслуживание плюс» Тырышкиной О.С. и Грибанова В.А., представителя третьего лица Администрации города Бийска Астапенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Спецобслуживание - Центральное», ООО «Спецобслуживание плюс» о признании действий незаконными и признании недействительным договора в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бийска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Спецобслуживание - Центральное», ООО «Спецобслуживание плюс» о признании действий незаконными и признании недействительным договора в части, согласно которому просит признать незаконными действия регионального оператора ООО «Спецобслуживание- Центральное» выразившееся в не предоставлении населению города Бийска коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными действия ООО «Спецобслуживание плюс», выразившееся в ограничении права пользования региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное», полигоном твердых бытовых отходов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать пункт 2.3 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс», недействительным.
Представитель процессуального истца Артеменко Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила признать незаконными действия регионального оператора ООО «Спецобслуживание- Центральное» выразившееся в не предоставлении населению города Бийска коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными действия ООО «Спецобслуживание плюс», выразившееся в ограничении права пользования региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное», полигоном твердых бытовых отходов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать пункт 2.3 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс», недействительным в части указания на то, что исполнитель имеет право ограничивать пользование заказчиком полигоном твердых бытовых отходов:
- при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по настоящему договору, более двух месяцев подряд,
- при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой, в совокупности, превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца.
Представитель ответчика ООО «Спецобслуживание -Центральное» Потапова М.Л., представители ответчика ООО «Спецобслуживание плюс» Тырышкина О.С. и Грибанов В.А. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации города Бийска Астапенко В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. В письменном отзыве на исковое заявление представитель указывает на обоснованность исковых требований.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В п. 1 ст. 168 ГК РФ закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1,4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что между Министерством строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание-Центральное» по результатам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны деятельности регионального оператора заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.ч. 8, 10 Закона об отходах зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об отходах основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона об отходах территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 17 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрен срок хранения твердых коммунальных отходов, который должен составлять не более трех суток в холодное время года (при температуре -5° и ниже), не более одних суток в теплое время года (при плюсовой температуре свыше +5°).
ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором ООО «Спецобслуживание - Центральное» (Заказчик) и ООО «Спецобслуживание плюс» (Исполнитель) заключен договор № на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) твердых коммунальных отходов (далее - Договор), действующий с учетом протокола разногласий от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.3. Договора Исполнитель имеет право ограничить пользование Полигоном твердых бытовых отходов Заказчиком, в том числе, при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по настоящему договору, более двух месяцев подряд, при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой, в совокупности, превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецобслуживание плюс» в адрес регионального оператора направлено уведомление о наличии задолженности по Договору, а также о частичном ограничении доступа техники ООО «Спецобслуживание - Центральное» на полигон твердых бытовых отходов.
Поскольку в указанный в уведомлении срок оплата задолженности от регионального оператора не поступила, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецобслуживание плюс» произвело частичное ограничение права пользования Полигоном для размещения твердых коммунальных отходов, уменьшив въезд спецтехники регионального оператора на Полигон с 40 до 20 мусоровозов в сутки.
В результате нарушения региональным оператором ООО «Спецобслуживание-Центральное» условий Договора, выразившееся в не оплате оказанных услуг ООО «Спецобслуживание плюс», а также действия ООО «Спецобслуживание плюс» по ограничению размещения региональным оператором твердых коммунальных отходов на полигоне, привело к снижению периодичности вывоза твердых коммунальных отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий, что в свою очередь повлекло образование несанкционированного скопления отходов на территории города вне Полигона.
Распоряжением Главы г. Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся на территории города в результате образования мусорных свалок на территории мест накопления твердых коммунальных отходов, на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Бийска от 09.11.2019 на территории города Бийска в границах ул. Горно-Алтайская, ул. Степана Разина, ул. Михаила Лермонтова, пер. Донского, пер. Дружный с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации (далее ЧС).
Таким образом, незаконные действия ответчиков нарушают права неограниченного круга лиц, проживающих на территории города Бийска, на благоприятную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также привели к возникновению социальной напряженности среди населения и введению режима ЧС на территории г. Бийска.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что условие договора о возможности введения ограничения и приостановления приема твердых коммунальных отходов от регионального оператора при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по настоящему договору, более двух месяцев подряд, при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой, в совокупности, превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца, не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и нарушает права неограниченного круга лиц, проживающих на территории Бийской зоны деятельности регионального оператора, на благоприятную среду обитания и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Следовательно, требование о признании пункта 2.3 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс», недействительным в части указания на то, что исполнитель имеет право ограничивать пользование заказчиком полигоном твердых бытовых отходов при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по настоящему договору, более двух месяцев подряд, при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой, в совокупности, превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца, подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах требования истца в части признания незаконными действий ООО «Спецобслуживание плюс», выразившихся в ограничении доступа техники ООО «Спецобслуживание – Центральное» на полигон твердых бытовых отходов с целью размещения отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требование о признании незаконными действий регионального оператора ООО «Спецобслуживание -Центральное», выразившихся в не предоставлении населению города Бийска коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит частичному удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что услуги ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором оказывались населению не во всем городе Бийске, а только в следующих границах: г.Бийск - ул. Горно-Алтайская, ул. Степана Разина, ул. Михаила Лермонтова, пер. Донской, пер. Дружный.
Таким образом, исковые требования прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчиков в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия регионального оператора ООО «Спецобслуживание -Центральное», выразившиеся в не предоставлении населению города Бийска коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих границах: г.Бийск - ул. Горно-Алтайская, ул. Степана Разина, ул. Михаила Лермонтова, пер. Донской, пер. Дружный.
Признать незаконными действия ООО «Спецобслуживание плюс», выразившиеся в ограничении доступа техники ООО «Спецобслуживание – Центральное» на полигон твердых бытовых отходов с целью размещения отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать пункт 2.3 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между региональным оператором ООО «Спецобслуживание – Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс», недействительным в части указания на то, что исполнитель имеет право ограничивать пользование заказчиком полигоном твердых бытовых отходов:
- при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по настоящему договору, более двух месяцев подряд,
- при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой, в совокупности, превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «Спецобслуживание – Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс» в доход местного бюджета муниципального образования город Бийск государственную пошлину в размере 300 руб. в равных долях, то есть по 150 руб., с каждого из ответчиков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья Е.Б. Данилина