Решение принято в окончательной форме 11 ноября 2019 г.
Дело № 2-2823/2019
УИД: 76RS0023-01-2019-001017-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Коноваловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ярославля в интересах Васильевой Татьяны Дмитриевны к мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о понуждении к замене индивидуального прибора учета электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах Васильевой Т.Д. к департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, а в дальнейшем к мэрии г. Ярославля, исковые требования уточнял, окончательной просил обязать ответчиков в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении муниципального жилищного фонда г. Ярославля – квартире по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что квартира предоставлена в пользование по договору социального найма Васильевой Т.Д. Срок поверки установленного в квартире индивидуального прибора учета электроэнергии истек 01 сентября 2018 г., в связи с чем данный прибор не используется ПАО «ТНС энерго Ярославль» для расчетов с 01 ноября 2018 г. Ответчики не исполнили обязательства собственника жилого помещения по оснащению квартиры индивидуальным прибором учета электроэнергии, его замене, что повлекло нарушение прав нанимателя жилого помещения, увеличение его расходов по оплате коммунальной услуги электроснабжения квартиры.
В судебном заседании представители истца Брюзгина Т.А., Попова Н.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Истец Васильева Т.Д., ответчики, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От Васильевой Т.Д., третьих лиц Васильева В.П., Васильева Д.В., территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, АО «Управдом Дзержинского района» поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Ответчиками, мэрией г. Ярославля, департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля, третьим лицом, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» также представлены письменные отзывы по существу исковых требований, ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 66 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
На основании ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пунктом 5 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно п. 42 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании подпункта «а» пункта 59 Правил № 354, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 Правил № 354, по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.На основании пункта 81 Правил № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно подпункту «д» пункта 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В этом случае потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. (п. 83 Правил № 354).
Исходя из содержания перечисленных выше норм права, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов индивидуальными приборами учета и их замене (модернизации) возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности города Ярославля, предоставлена в пользование по договору социального найма Васильевой Т.Д., ее супругу, Васильеву В.П., сыну Васильеву Д.В. Изложенные обстоятельства подтверждены выпиской из домовой книги, выпиской из ЕГРН, ответчиками, третьими лицами не оспаривались.
ПАО «ТНС энерго Ярославль» является электроснабжающей организацией и осуществляет поставку электрической энергии в указанный многоквартирный жилом дом, в том числе в занимаемую Васильевой Т.Д. квартиру.
В данном случае собственником занимаемого истцом по договору социального найма жилого помещения и наймодателем в смысле ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации является мэрия г. Ярославля, которая была обязана обеспечить оснащение жилого помещения индивидуальным прибором учета электрической энергии, его надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену в случае выхода из строя, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
Как следует из материалов дела, обязанность по замене индивидуального прибора учета электрической энергии со стороны ответчика своевременно выполнена не была. По данным ПАО «ТНС энерго Ярославль», межповерочный интервал прибора учета электрической энергии марки СО-505, заводской № 519798, 2002 года выпуска, истек 01 сентября 2018 г. Данный индивидуальный прибор учета не использовался в расчетах исполнителем коммунальной услуги с 01 ноября 2018 г., в связи с чем плата за коммунальную услугу начислялась первые три месяца исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, в дальнейшем – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Доводы ответчиков о том, что заявление о замене прибора учета от нанимателя Васильевой Т.Д. в адрес департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля поступило 12 февраля 2019 г., срок замены приборов учета нормативными правовыми актами не установлен, установка, замена приборов учета в муниципальных помещениях в многоквартирных домах производится в соответствии с муниципальной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле на 2016-2021 годы», утвержденной постановлением мэрии г. Ярославля от 02 октября 2015 г. № 1873, в порядке очередности при условии выделения бюджетных средств, представляются несостоятельными, поскольку перечисленными выше правовыми актами обязанность по оснащению квартир индивидуальными приборами учета, их замене возложена на собственника жилого помещения. В настоящее время департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля является уполномоченным органом по организации мероприятий по установке и замене индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах за счет средств городского бюджета в соответствии с муниципальной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле на 2016-2021 годы», утвержденной постановлением мэрии г. Ярославля от 02 октября 2015 г. № 1873.
В силу перечисленных выше норм, собственник жилого помещения обязан незамедлительно принять меры к замене индивидуального прибора учета в случае истечения межповерочного интервала.
Как следует из материалов дела, данная обязанность со стороны мэрии г. Ярославля, департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля не выполнена. Доказательств, свидетельствующих об обратном, со стороны ответчиков не представлено и по материалам дела суд не усматривает.
Акт оказания услуг по установке квартирного прибора учета электрической энергии от 21 октября 2019 г., представленный третьим лицом, ООО «ГИС», сам по себе достаточным доказательством не является.
Из дела видно, что 13 сентября 2019 г. из департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля в адрес МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля поступило письмо о проведении процедуры закупки на проведение работ по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Ярославля согласно адресного перечня. 16 сентября 2019 г. между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» и ООО «ГИС» заключен договор № 235 на выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Ярославля. Срок выполнения работ – 60 календарных дней с момента заключения контракта. Копии письма и договора имеются в материалах дела.
Однако акт приемки работ по данному договору, доказательства ввода индивидуального прибора учета электроэнергии в квартире истца в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, у суда нет оснований полагать, что обязанность по оснащению квартиры истца индивидуальным прибором учета электроэнергии выполнена ответчиками.
Бездействие ответчиков повлекло нарушение прав нанимателя жилого помещения Васильевой Т.Д., членов семьи нанимателя, которые в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета и его исключением из расчета платы за коммунальную услугу были вынуждены нести дополнительные расходы по оплате коммунальной услуги по электроснабжению квартиры, в том числе по оплате повышающего коэффициента 1,5, что подтверждается счетами ПАО «ТНС энерго Ярославль» на оплату коммунальной услуги, сведениями по лицевому счету квартиры.
Довод ответчиков об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с иском в интересах Васильевой Т.Д. судом отклоняется как необоснованный.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Из дела видно, что Васильева Т.Д., 11 июня 1957 года рождения, является пенсионером по старости, в связи с чем в силу своего пожилого возраста не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. В подтверждение данного обстоятельства к исковому заявлению прокурора приложено обращение Васильевой Т.Д. в прокуратуру города Ярославля.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что истец была привлечена к участию в деле и поддержала заявленные требования, обращение прокурора с настоящим иском не противоречит нормам действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с целью восстановления нарушенных прав нанимателя жилого помещения на мэрию г. Ярославля, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля следует возложить обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении муниципального жилищного фонда г. Ярославля – квартире по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Ярославля в интересах Васильевой Татьяны Дмитриевны к мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о понуждении к замене индивидуального прибора учета электроэнергии удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении муниципального жилищного фонда г. Ярославля – квартире по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина