№ 2а-370/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Л.Л.Аплиной,
при секретаре Н.С.Золотарёвой,
с участием
административного истца О.А.Климовой,
представителя административного истца Н.Д.Рогожиной,
представителя административного ответчика Департамента
архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска В.В.Герасимова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Климовой Ольги Анатольевны к Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
Климова О.А. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование указав, что Администрацией г.Томска ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: /________/ в соответствии с п.1 ст.39.19 Земельного кодекса РФ и ч.4 ст.6 Закона Томской области от 09.07.2015 №100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», о чем направлено сообщение от 30.10.2018.
Основанием для отказа послужил имеющийся проект планировки территории «/________/», ограниченной /________/, утвержденный постановлением администрации г.Томска №10-З от 12.01.2012. Истец полагает, что указанные документы не существуют, поскольку постановление №10-З от 12.01.2012 принято в отношении разработки проекта планировки и проекта межевания другого района г.Томска, а проект планировки и проект межевания территории, ограниченной /________/ в г.Томске по постановлению Администрации г.Томска от 22.11.2017 №1156 направлен для проведения публичных слушаний. В настоящее время по результатам публичных слушаний решение по указанному проекту не принято.
В сообщении об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка указана ссылка на ст.12 Закона Томской области №100-ОЗ, в которой закреплены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на кадастровом плане территории, в частности, расположение земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Однако испрашиваемый истцом земельный участок расположен среди индивидуальной жилищной застройки, территория застройки многоквартирными домами находится далеко от него. Климова О.А. имеет право приобрести земельный участок в собственность в соответствии со ст.6 Закона Томской области от 11.11.2015 № 100-ОЗ, как владелец расположенного на нем жилого дома. На основании изложенного, просит признать незаконным решение и.о. заместителя Мэра г.Томска – начальника Департамента архитектуры и градостроительства г.Томска №01-01-21/6213 от 30.10.2018 об отказе Климовой О.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: /________/
В судебном заседании административный истец Климова О.А. административные исковые требования поддержала, пояснила, что с 1989 года проживает в жилом доме по адресу: /________/, право собственности на который не зарегистрировано. Полагает, что поскольку вблизи ее дома не расположены многоквартирные дома, отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска является незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Климовой О.А. Рогожина Н.Д., действующая на основании устного ходатайства, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, представила письменные пояснения, доводы которых поддержала в судебном заседании. Не отрицала факта утверждения проекта планировки территории «Московский тракт» в г.Томске, вместе с тем полагала недоказанным, что испрашиваемый Климовой О.А. земельный участок находится в квартале, где расположены многоквартирные дома. Полагала, что в отсутствие утвержденного проекта межевания территории невозможно определить границы элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Представитель административного ответчика Администрации г.Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. От представителя Рудяка Р.Ю., действующего на основании доверенности от 30.01.2019, поступил отзыв на исковое заявление, где указано, что администрация г.Томска не является надлежащим административным ответчиком по делу, поскольку административным истцом оспаривается решение, вынесенное Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 31.01.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска Герасимов В.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2019, исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление. Пояснил, что земельный участок по адресу: /________/, располагается в квартале № 47, образованном и ограниченном красными линиями в соответствии с проектом планировки территории «/________/ в г.Томске, утвержденным постановлением Мэра города Томска № 10-з от 12.01.2012. В данном квартале имеются многоквартирные жилые дома. Следовательно, в отсутствие проекта межевания указанной территории формирование земельного участка невозможно.
Выслушав мнение сторон, определив на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, изучив представленные доказательства, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абз. 4).
В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2737 принят Закон Томской области от 09.07.2015 N 100-ОЗ (ред. от 11.12.2018) "О земельных отношениях в Томской области", который определяет особенности регулирования земельных отношений на территории Томской области по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений, за исключением отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области, регулируемых специальными законодательными актами Томской области.
Статьей 6 указанного нормативного акта предусмотрено предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, бесплатно в собственность гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три), созданные до 31 декабря 2001 года включительно и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, - при условии отсутствия права собственности на такие жилые дома на дату принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
По смыслу п.1 ст.39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании установлено, что 29.08.2018 Климова О.А. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: /________/ по основаниям, предусмотренным Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношений в Томской области», как владелец недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Решением, изложенном в письме №01-01-21/6213 от 30.10.2018 за подписью и.о. заместителя начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО1., административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что в непосредственной близости испрашиваемого земельного участка расположены многоквартирные дома по адресам: /________/ что свидетельствует о возможности образования земельных участков в границах соответствующего элемента планировочной структуры (квартал, ограниченный красными линиями (проект планировки территории «/________/», ограниченной /________/, с целью выявления элементов планировочной структуры, утвержденной постановлением администрации г.Томска №10-з от 12.01.2012) только на основании утвержденного проекта межевания.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административным истцом заявлено о нарушении его прав и законных интересов, что выражается в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение вынесено 30.10.2018, административное исковое заявление подано в суд 21.12.2018. Таким образом, срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.
В данном случае то, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения административным истцом не оспаривалось.
Тем самым в данном случае со стороны суда необходимо установить, соответствуют ли основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены, нормативным правовым актам, а также содержание оспариваемого решения - нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на административного ответчика, принявшего оспариваемое решение.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10. настоящего кодекса.
Согласно п.2 указанной статьи образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст.11.3 ЗК РФ содержит исключения из этого правила и предусматривает, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с п.35 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" видами элементов планировочной структуры являются: район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего приложения; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего приложения; улично-дорожная сеть.
Понятие микрорайона (квартала) содержится в п.3.20 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*, Утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр. Так, под микрорайоном (кварталом) понимается планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами.
Согласно ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (далее-ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ч.4 ст.41 ГРК РФ).
В соответствии с ч.1-3 ст.42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Судом установлено, что постановлением мэра г.Томска № 10-з от 12.01.2012 «Об утверждении проекта планировки территории «/________/» в г.Томске» утвержден проект планировки территории «/________/» в городе Томске. Согласно данному проекту испрашиваемый истцом земельный участок расположен в квартале, границы которого проходят по /________/ ограниченном красными линиями. Указанные обстоятельства следуют из представленных суду материалов по обоснованию проекта планировки территории «Московский тракт» в г.Томске, схемы организации улично –дорожной сети. Судом также на основании указанных документов установлено, что в границах указанного квартала расположены многоквартирные дома.
Таким образом, земельный участок по адресу: /________/ расположен в границах элемента планировочной структуры – квартала, застроенного многоквартирными домами, что делает возможным образование земельного участка по указанному адресу только исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, стороной административного истца не оспаривалось, что проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, до настоящего времени не утвержден.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истребуемый Климовой О.А. земельный участок не может быть образован в отсутствие проекта межевания территории, в границах которой он расположен.
В соответствии со ст.11 Закона Томской области от 09.07.2015 N 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случаях, установленных законами Томской области.
В соответствии со ст.12 указанного Закона от 09.07.2015 N 100-ОЗ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящегося (находящихся) в государственной или муниципальной собственности, на кадастровом плане территории являются, в том числе, расположение земельного участка или земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В силу данных нормативных положений, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств на основе предоставленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время у Климовой О.А. права на предварительное согласование предоставления земельного участка по адресу: г.Томск,пер.Южный,7. В связи с этим, решение начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска Кузнецовой О.В., изложенное в ответе от 30.10.2018, об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 10.10.2018 №01-01-21/6213 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /________/, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░