УИД ... 2-2433/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре Мандаровой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Коноваловой Р.В. к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ, обращаясь в суд, просит обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить Коноваловой Р.В. задолженность по социальным выплатам за 2018 год на общую сумму 14 549,62 руб., в том числе компенсацию: на одежду – 14 549,62 руб., январь-май 2019 г. компенсация за одежду 36 461,08 руб., Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова».
Требования мотивированы тем, что Коновалова Р.В., *** г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачислена на обучение в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» (далее - Академия) на полное государственное обеспечение, с выплатами социальной стипендии, компенсаций за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию на 01.06.2019 г. Академия имеет задолженность перед Коноваловой Р.В. по социальным выплатам за 2018 год на общую сумму 14 549,62 руб., в том числе компенсацию: на одежду – 14 549,62 руб., январь-май 2019 г. компенсация за одежду 36 461,08 руб. Указанная задолженность образовалась вследствие недостатка финансирования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в ведении которого находится Академия.
Определением суда от 12.07.2019г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С., исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что задолженность к настоящему моменту не погашена.
В судебное заседание Коновалова Р.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не известны.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» по доверенности Аюржанаева Д.Д. исковые требования не признала, пояснила, что в данном случае имеет место недофинансирование, в связи с чем выплаты в полном объеме не производятся, следствием чего и является вышеуказанная задолженность.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ по доверенности Зыкова А.Н., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв. Мотивировала тем, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, выделяемые бюджетные ассигнования в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ниже потребности подведомственных Министерству учебных заведений. Министерство неоднократно обращалось с просьбой о выделении дополнительного финансирования в целях выполнения требований законодательства РФ по обеспечению содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различные органы власти. Минсельхоз России надлежащим образом в полном объеме исполнял свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», а также принял все зависящие от него меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели. Возложение на Министерство обязанности обеспечить финансирование Академии по оплате истцу компенсации питания, одежды за указанный в иске период, по сути, является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Министерства и налагает на Министерство дополнительные финансовые обязательства, денежные средства, на исполнение которых не заложены в федеральном законе о бюджете, и не доведены до Минсельхоза России.
Соответчик Министерство финансов РФ о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений на исковое заявление не поступало.
Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты РФ по доверенности Беспрозванных А.Ю., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв. Указав, что вопрос финансового обеспечения мер социальной поддержки детей-сирот должен рассматриваться Минсельхозом России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на обеспечение деятельности в установленной сфере, с учетом приоретизации расходов. Полномочия ответственного исполнителя государственных программ РФ определены п. 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.08.2010г. №588, при этом обеспечение выделения средств федерального бюджета участникам Госпрограммы к полномочиям ответственного исполнителя, то есть Минтруда России, не отнесены, соответственно, Минтруд России не является надлежащим ответчиком по делу.
Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон № 159-ФЗ), ст. 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В соответствии со ст. 4 Закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии со ст. 5 Закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 6 Закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Данной нормой закона предусмотрены также выплата указанным лицам стипендии, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие дополнительные гарантии права на образование.
Как усматривается из материалов дела, истец Коновалова Р.В., *** г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом № 881 от 03.08.2018г. Коновалова Р.В. зачислена с 01.09.2018г. в число студентов 1 курса технологического факультета очной формы обучения, на места, финансируемые из федерального бюджета по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура».
Имея социальный статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Коновалова Р.В. поставлена на полное государственное обеспечение до момента окончания учебного заведения.
Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в Академии, утвержденному 14.01.2013г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в Академии в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении Академии, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10 % в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.
Однако, как установлено судом, Академией в полном объеме причитающиеся выплаты истцу не производились.
Согласно представленным в материалы дела документам, задолженность по материальному обеспечению Коноваловой Р.В. составляет за 2018 год на общую сумму 14 549,62 руб., в том числе компенсацию: на одежду – 14 549,62 руб., январь-май 2019 г. компенсация за одежду 36 461,08 руб., всего 51 010,7 руб.
Ответчики не оспаривали наличие задолженности по социальным выплатам истцу в указанных размерах, при этом ссылались на отсутствие надлежащего финансирования. Однако, данный факт, по мнению суда, не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Коновалова Р.В.
В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.
Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008г. № 450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, именно Минсельхоз России как главный распорядитель бюджетных средств вносит предложения по формированию лимитов бюджетных обязательств и распределяет бюджетные ассигнования, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона № 159-ФЗ. Соответственно, Минсельхоз России вправе перераспределять в установленном законом порядке объемы бюджетных ассигнований, с учетом приоритезации расходов.
При таком положении, надлежащими ответчиками по делу являются ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» и Минсельхоз России.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 1 730,32 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 14 549,62 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░ – 14 549,62 ░░░., ░░░░░░-░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 36 461,08 ░░░., ░░░░░ 51 010,7 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 14 549,62 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░ – 14 549,62 ░░░., ░░░░░░-░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 36 461,08 ░░░., ░░░░░ 51 010,7 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░. ░░░░-░░░» ░ ░░░░░ 4 940,83 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.08.2019░.░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░