Решение по делу № 2а-5744/2016 от 17.10.2016

В окончательной форме решение суда принято 19 декабря 2016 года

Дело № 2а-5744/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                            15 декабря 2016 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сугак Л. В. к Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бущенко Е. П., Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с участием заинтересованного лица, - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации, понуждении к проведению регистрации,

у с т а н о в и л :

Сугак Л.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> признании незаконным бездействия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Государственного регистратора Бущенко Е.П. в виде непроведения регистрации права собственности на квартиру и возложении на ответчиков обязанности зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 26 января 2000 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 12.07.2016 года. 01 августа 2016 года она обратилась к ответчику за регистрацией права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, в проведении которой было отказано сообщением госрегистратора от 30.09.2016 года. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило предоставление на государственную регистрацию прав документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства, а также не предоставление необходимых для регистрации документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. При этом в тексте решения указано, что заявитель обратился за регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по <адрес>, что не соответствует действительности. Также в сообщении указано, что имущество, в отношении которого истцом подано заявление о регистрации права собственности, включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного совета Республики Крым, что также не соответствует действительности, поскольку принадлежащая ей квартира в указанном Перечне отсутствует.

Истица в судебное заседание не явилась, была извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

От представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик – Государственный регистратор Бущенко Е.П., представитель ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От Госкомрегистра поступили письменные возражения, в которых представитель просит рассмотреть дело без его участия. В письменных возражениях указал, что 14.09.2015 года в Госкомрегистр поступило письмо заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Крым от 08.09.2015 года о направлении перечня недвижимого имущества, сведения о котором внесены в Реестр имущества Республики Крым, в который также был включен объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>. Истица обратилась 24.08.2016 года в Госкомрегистр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру <адрес>. В целях устранения возникших у регистратора сомнений по принадлежности недвижимого имущества, был направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о предоставлении сведений, позволяющих определить, включена ли квартира, за государственной регистрацией права на которую обратилась Сугак В.Г., в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. Поскольку на момент окончания срока приостановления государственной регистрации – 30.09.2016 года, ответ на межведомственный запрос в Госкомрегистр не поступил, то есть не представлены документы, устраняющие сомнения в наличии оснований для регистрации, регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности. Таким образом, независимо от иных оснований отказа в государственной регистрации, указанных в оспариваемом решении, а также от наличия ошибочно указанных сведений во вступительной части сообщения об отказе, наличие права собственности у Республики Крым на заявленное к регистрации имущество, препятствовало проведению государственной регистрации права собственности, в связи с чем считает принятое решение законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, направил в суд письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. В пояснениях указал, что сведения об имуществе, находящемся в собственности Республики Крым, вносятся в Реестр имущества Республики Крым на основании представленной информации органами государственной власти Республики Крым, предприятиями, учреждениями, организациями и другими субъектами хозяйствования, которым имущество Республики Крым принадлежит на соответствующем праве. 23.06.2015 года Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» было подано заявление о включении в Реестр имущества Республики Крым объектов недвижимого имущества, в том числе сарай литер «И», расположенный по адресу: <адрес>. В результате выявленной технической ошибки в части указания адреса вышеуказанного объекта, 22.11.2016 года Санаторием было направлено письмо о внесении изменений в Реестр имущества Республики Крым в части указания правильного адреса вышеуказанного объекта – <адрес> на основании чего в Реестр имущества были внесены соответствующие изменения. Таким образом, по состоянию на 15.12.2016 года в Реестре имущества Республики Крым не числятся какие-либо объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 01 августа 2016 года в Госкомрегистр за государственной регистрацией права собственности на квартиру <адрес>, обратилась Сугак Л. В..

К заявлению о государственной регистрации права были представлены: свидетельство о праве на наследство по закону от 12.07.2016 года на ? долю квартиры <адрес>; свидетельство о праве собственности на жилье от 26.01.2000 года (в порядке приватизации) на ? долю вышеуказанной квартиры, свидетельство о заключении брака, подтверждающее смену фамилии заявителя, квитанция об уплате государственной пошлины.

03.08.2016 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был направлен межведомственный запрос в МУП «БТИ» Муниципального образования городской округ Ялта для предоставления информации о собственнике квартиры.

04.08.2016 года Государственным регистратором в адрес Сугак Л.В. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 02.09.2016 года в связи с направлением государственным регистратором запроса в МУП «БТИ» о предоставлении информации о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества, с целью устранения возникших у государственных регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведениях.

Также, из материалов регистрационного дела следует, что 05.08.2016 года государственным регистратором был направлен запрос Министру имущественных и земельных отношений Республики Крым о предоставлении информации, является ли объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> - собственностью Республики Крым.

02 сентября 2016 года МУП «БТИ» гор. Ялта в ответ на запрос регистратора было сообщено, что по состоянию на 01.01.2013 года квартира <адрес> зарегистрирована за ФИО 1 и ФИО 1 (после регистрации брака - Сугак) Л. В. на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 26.01.2000 года.

02 сентября 2016 года регистратором вновь было направлено заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок не более чем на один месяц, начиная с 02.09.2016 года. В качестве оснований приостановления указано, что регистратором был направлен запрос в Министерство земельных и имущественных отношений РК на предмет того, входит ли объект недвижимости в перечень национализированного имущества, однако ответ на запрос не поступил.

30 сентября 2016 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бущенко Е.П. было вынесено сообщение об отказе Сугак Л.В. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> со ссылкой на абзацы 4,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основанием принятого решения указано, что Республика Крым является собственником имущества, указанного в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14. При этом недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> указано в Перечне имущества. В целях получения сведений в части возможной национализации указанного объекта был направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ответ на который до настоящего времени не получен.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии со ст. 2 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (ч. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 ст. 17 Закона № 122-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с абз. 10 пункта 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав также может быть отказано в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Исходя из сообщения регистратора от 30.09.2016 года об отказе в государственной регистрации, основанием для отказа послужило предоставление истцом на государственную регистрацию прав документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, а также не предоставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Судом установлено, что заявителем для проведения регистрации права собственности были представлены: свидетельство о приватизации ? доли жилого помещения – квартиры <адрес> общей площадью 27,6 кв. метров, в том числе жилой 14,7 кв. метров от 26.01.2000 года, которое в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года 6-ФКЗ является документом, подтверждающим право собственности заявителя без ограничения срока его действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, а также свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО 1 на ? долю квартиры <адрес>, выданное нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Крайнюк Ю.В.

Каких-либо доводов, что вышеперечисленные правоустанавливающие документы на недвижимое имущество не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав либо не соответствуют иным требованиям к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установленным ст. 18 Закона № 122-ФЗ ни в сообщении о приостановлении государственной регистрации, ни в отказе в проведении государственной регистрации, государственным регистратором не приведено.

Пунктом 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ установлено, что Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Исходя из содержания вышеуказанной нормы, регистратор при проведении правовой экспертизы поданных на регистрацию документов должен убедиться в их подлинности, а также в достоверности указанных в них сведений.

При проведении правовой экспертизы регистратором был направлен запрос в МУП «БТИ» Муниципального образования городской округ Ялта, который подтвердил подлинность представленного на регистрацию свидетельства о праве собственности по приватизации от 26.01.2000 года.

Таким образом, отказ регистратора на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав противоречит положениям пункта 2 ст. 17 вышеуказанного Закона.

При этом в качестве основания для отказа в регистрации права собственности указано то, что имущество, в отношении которого заявителем представлены документы на государственную регистрацию, - квартира <адрес>, включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14.

Судом установлено, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» утвержден Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.

Указанный документ официально опубликован в изданиях «Крымские известия» N 90(5501), 16.05.2014; в "Сборнике нормативно-правовых актов Республики Крым", является общедоступным.

При этом в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14 как до, так и после внесения в него изменений, объект недвижимости в виде квартиры , расположенной в доме <адрес> отсутствует.

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 89 от 14 мая 2014 года «О вопросах учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым» утверждено Положение об учете имущества, находящегося в собственности Республики Крым, согласно пункту 4 которого учет Имущества и ведение реестра Имущества (далее - Реестр) осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Документом, подтверждающим факт учета Имущества в Реестре, является выписка из Реестра (пункт 7).

Из пояснений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым следует, что в Реестр имущества Республики Крым на основании заявления Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» от 23.06.2015 года был внесен объект недвижимого имущества, - сарай литер «И», расположенный по адресу: <адрес> В связи с выявлением технической ошибки в части указания адреса объекта (дом вместо дома ), на основании заявления правообладателя от 22.11.2016 года в реестр имущества были внесены изменения в части адреса объекта недвижимого имущества.

Таким образом, судом установлено, что объект недвижимого имущества в виде квартиры <адрес> никогда не включался ни в Реестр имущества Республики Крым, ни в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года, на что ошибочно указывает государственный регистратор в своем сообщении об отказе в государственной регистрации.

Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.    Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на письмо заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Крым № 01-05/22442 от 08.09.2015 года о направлении перечня недвижимого имущества, в который был включен объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>

    Вместе с тем, указанный Перечень суду не представлен, а из пояснений заинтересованного лица следует, что квартира <адрес> в Перечень имущества Республики Крым не включалась.

    Также ответчиками не представлено суду доказательств фактического направления в Министерство имущества Республики Крым межведомственного запроса в рамках проведения правовой экспертизы при рассмотрении заявления Сугак Л.В.

Таким образом, суд также считает необоснованным отказ госрегистратора в проведении государственной регистрации права собственности на основании абзаца 4 пункта 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в связи с предоставлением на регистрацию документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности Сугак Л.В. на квартиру не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; нарушает права, свободы и законных интересов истца, в связи с чем ее требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в государственной регистрации права собственности суд считает обоснованными.

При этом требования о признании незаконным бездействия ответчиков в виде непроведения регистрации права собственности на квартиру удовлетворению не подлежат, поскольку ее заявление было рассмотрено регистратором по существу, с принятием соответствующего решения, которое признано судом незаконным.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку основания, приведшие к отказу в регистрации Сугак Л.В. права собственности на квартиру признаны судом незаконными, а иных обстоятельств, препятствующих регистрации права собственности ни при проведении регистратором правовой экспертизы, ни при рассмотрении судом настоящего административного дела не установлено, суд считает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует возложить обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести регистрацию права собственности Сугак Л.В. на квартиру <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Сугак Л. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бущенко Е.П. от 30.09.2016 года об отказе Сугак Л. В. в государственной регистрации права собственности на квартиру расположенную в доме <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести регистрацию права собственности Сугак Л. В. на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия ответчиков отказать.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Сугак Л. В. об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-5744/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сугак Л.В.
Ответчики
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Бущенко Евгения Петровна Государственный регистратор Государственного комиетета по государственной регистрации и кадастр
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Иванова Е.Д.
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
17.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2016[Адм.] Судебное заседание
15.12.2016[Адм.] Судебное заседание
19.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее