ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-4052/2019
88а-11221/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 25 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей Васляева В.С., Софронова В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахтырко Г.В. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 06 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ахтырко Г.В. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий (бездействия) окружной избирательной комиссии, об отмене выборов.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В., пояснения Ахтырко Г.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив возражения избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов», прокуратуры Саратовской области, заключение прокурора Четвертого кассационного отдела Генеральной прокуратуры в дислокацией в г. Саратове, Никаноровой О.Е., полагавшей отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ахтырко Г.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий (бездействия) окружной избирательной комиссии, об отмене выборов.
Требования мотивированы тем, что Ахтырко Г.В. является избирателем избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов».
В 2019 году намеревался баллотироваться в состав представительного органа местного самоуправления согласно решению Саратовской городской Думы от 13 июня 2019 года № 52-382 «О назначении дополнительных выборов депутата Саратовской городской Думы пятого созыва».
После формирования избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» в нарушение пунктов 9, 10 статьи 16, пунктов 1, 2, 6-7.1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» об обязательной ежегодной перерегистрации избирателей, обладающих активным избирательным правом, на 01 января и 01 июля 2019 года, составление актуальных списков избирателей в городе Саратове не осуществлялось.
Полагает, что в результате перерегистрации, переучета избирателей данного избирательного округа, имело бы место меньшее число избирателей, в связи с чем количество подлежащих сбору подписей также бы уменьшилось. Собрать меньшее количество подписей в установленный законом срок было бы возможно. Ссылался, что окружная избирательная комиссия сформирована избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» несвоевременно, что также является нарушением его избирательных прав.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 31 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 06 сентября 2019 года административные исковые требования Ахтырко Г.В. оставлены без удовлетворения.
11 марта 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Ахтырко Г.В., в которой он просит отменить состоявшиеся судебные акты, в виду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представители Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов», УФССП России по Саратовской области, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы в суд кассационной инстанции не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы административного истца.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Конституцией Российской Федерации в статьях 32, 46 закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В главе III Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона № 20-ФЗ от 10 января 2003 года «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административным истцом не представлены допустимые доказательства наличия со стороны Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10, избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» нарушений при подготовке и проведении дополнительных выборов депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, которые влекут отмену результатов голосования, не позволяют выявить действительную волю избирателей, в связи с чем, доводы административного истца о неправильном определении количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № 10, о неактуальности списка избирателей, о несвоевременном формировании Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, являются необоснованными.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года №, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от 15 апреля 2008 года № 314-О-О).
В силу части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
При рассмотрении данного административного искового заявления как в судах первой и апелляционной инстанций, так и в суде кассационной инстанции Ахтырко Г.В. не отрицал, что им не подавались ни в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва, ни в избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» уведомление и пакет документов, предусмотренных законом для выдвижения его кандидатом по одномандатному избирательному округу № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва.
Каких-либо доказательств относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что избирательное право Ахтырко Г.В. на участие в дополнительных выборах депутата Саратовской городской Думы пятого созыва нарушено, им не представлено.
Кроме того, основные положения, связанные с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума, отражены в статье 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, определено законодателем в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов и не может составлять менее десяти подписей.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 02 октября 2012 года № 157-ФЗ схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования сроком на 10 лет в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем за 6 месяцев до ближайшего ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах.
Такое законодательное регулирование направлено на обеспечение равных прав кандидатов, так как одним из условий образования округов, является соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов (подпункт «а» пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Судом установлено, что на дополнительных выборах депутата Саратовской городской Думы пятого созыва количество подписей избирателей, необходимых для поддержания выдвижения кандидатов по одномандатному избирательному округу № 10, определялось от числа избирателей, указанных в схеме одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 17 декабря 2015 № 54-591 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы». Число избирателей в каждом избирательном округе указывается в схеме в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 18 Федерального закона.
Следовательно, для установления количества подписей избирателей, необходимых для поддержки выдвижения кандидата, получение списков избирателей от кого – либо, а также информации о численности избирателей на какую – либо дату не требовалось.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы Ахтырко Г.В. о неправильном определении количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № 10, являются несостоятельными.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 20-ФЗ от 10 января 2003 года «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.
В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием системы ГАС «Выборы».
Соответствующая численность избирателей на официальном сайте избирательной комиссии Саратовской области приводится по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, в том числе и на 2019 год. База избирателей обрабатывается ежедневно системными администраторами - сотрудниками избирательной комиссии Саратовской области.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 12 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» окружная избирательная комиссия формируется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 65 дней (не позднее 04 июля 2019 года при дне голосования 08 сентября 2019 года) до дня голосования в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия сформирована в точном соответствии с Методическими рекомендациями № 192/1337-5, утвержденными Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определяющими порядок формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, формирование окружной избирательной комиссии.
Материалами дела подтверждено, что решение о назначении дополнительных выборов депутата Саратовской городской Думы пятого созыва принято Саратовской городской Думой 13 июня 2019 года и опубликовано в специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» 14 июня 2019 года; сообщение о предстоящем формировании окружной комиссии также опубликовано в специальном выпуске указанной газеты 14 июня 2019 года; период сбора предложений составил с 15 июня по 24 июня 2019 года; 25 июня 2019 года избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» принято решение № 01/8-09-46 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва»; окружная избирательная комиссия приступила к работе 26 июня 2019 года.
По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.
Учитывая изложенные обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов, сводятся к несогласию с оценкой судами обстоятельств дела и доказательств по делу, повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 06 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ахтырко Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: