Дело № 2а-1054/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 11 ноября 2019 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Кириченко М.Б.,
при секретаре судебного заседания Клименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю к Бирючинскому Вячеславу Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Бирючинскому В.В. о взыскании задолженности по налогам.
Административный истец просит суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением; взыскать с Бирючинского В.В., №, проживающего по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>: налог на имущество налог за 2016 г. в сумме 125 руб. и пеню за 2017 года в сумме 2.36 руб., земельный налог за 2016 г. в сумме 13779 руб., и пеню за 2017 г. в сумме 259.97 руб., а всего на общую сумму 14041.33 руб.
Административный истец указывает, что Бирючинский В.В., ИНН №, согласно сведениям, представленными уполномоченными органами признается плательщиком налогов.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Бирючинский В.В. является плательщиком земельного налога, так как является собственником, владельцем земельного участка: земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 3319, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, принадлежащий физическому лицу согласно ст. 388 НК РФ находящиеся в собственности Бирючинского В.В., является объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, Бирючинский В.В. является плательщиком налога на имущество. Согласно ст. 401 НК РФ имущество, принадлежащее физическому лицу находящееся в собственности Бирючинского В.В. следующее: квартира, адрес: <адрес> кадастровый №, площадь 37, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, является объектом налогообложения.
Налоговым органом должнику были произведены начисления по налогу на имущество и транспортному налогу за 2016 год.
В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ административному ответчику неоднократно направлялись требования об уплате налога, сбора, пени: требование № 2180 от 12.02.2018 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сформировано на сумму земельного налога 125 руб. и пени на сумму 2,36 руб., транспортного налога на сумму 13779 руб. и пени на сумму 259.97 руб.
В настоящее время указанная сумма недоимки административным ответчиком полностью не уплачена.
Требование об уплате налогов и пени направлялись должнику по почте, что подтверждается реестром на отправку заказных писем. Должнику в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога предложено добровольно оплатить суммы налогов и пени.
Налоговой инспекцией указанный шестимесячный срок пропущен по причине большой загруженности сотрудников налоговых органов, которая связана с присоединением налоговых органов, так как проводилась работа по взысканию задолженности с юридических лиц. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, является уважительной причиной для восстановления срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю и административный ответчик Бирючинский В.В. не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Павловского районного суда Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Краснодарскому краю к Бирючинскому В.В. о взыскании задолженности по налогам не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, административный ответчик Бирючинского В.В., ИНН №, согласно сведениям единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей признается плательщиком налогов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно требованиям ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Земельный участок, находящийся в собственности налогоплательщика Бирючинского В.В. является объектом налогообложения.
Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, В, кадастровый №, площадью 3319 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, Бирючинский В.В. является плательщиком налога на имущество.
Согласно ст. 401 НК РФ имущество, принадлежащее физическому лицу находящееся в собственности Бирючинского В.В. следующее: квартира, адрес: <адрес> кадастровый №, площадь 37, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, является объектом налогообложения.
Налоговым органом должнику были произведены начисления по налогу на имущество и транспортному налогу за 2016 год.
Административному ответчику неоднократно направлялись требования об уплате налога, сбора, пени: требование № 2180 от 12.02.2018 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сформировано на сумму земельного налога 125 руб. и пени на сумму 2,36 руб., транспортного налога на сумму 13779 руб. и пени на сумму 259,97 руб.
В настоящее время указанные суммы недоимки ответчиком полностью не уплачены.
Указанное требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Вместе с тем, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Судом установлено, что с административным исковым заявлением в Павловский районный суд Краснодарского края налоговый орган обратился посредством почтовой связи 09.10.2019 года, заявление поступило в суд 09.10.2019 года (л.д. 1).
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Однако, срок исполнения требования об уплате налога № 2180 по состоянию на 12 февраля 2018 г. истек 02 апреля 2018 года.
Таким образом, заявление о взыскании поступило в суд за пределами шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 02 апреля 2018 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Указанная административным истцом причина пропуска срока, а именно, обоснование большой загруженностью сотрудников налоговых органов, которая связана с проводимой работой по взысканию задолженности с юридических лиц не являются уважительной, поскольку в суд административный истец обратился только 09.10.2019 года, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю к Бирючинскому Вячеславу Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий: