Дело № 2-1542/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Кугеси 21 ноября 2017 года
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,
с участием: истицы Лампасовой Т.Н.,
представителей ответчика МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» Громовой Е.Н., Матвеевой И.С.,
представителя ответчика «МБУ «Управление жилфонодом г. Чебоксары» Родионовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лампасовой Татьяны Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Муниципальному унитарному предприятию «Чебоксарское троллейбусное управление», Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилфондом г. Чебоксары», Муниципальному унитарному предприятию Чебоксарского района «Бюро технической инвентаризации», Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары о признании права собственности на жилое помещение по ? доле за каждым в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Лампасова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Чебоксарское троллейбусное управление», Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилфондом г. Чебоксары», Муниципальному унитарному предприятию Чебоксарского района «Бюро технической инвентаризации», Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары о признании права собственности на жилое помещение по ? доле за каждым в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указала, что в связи с трудовыми отношениями по месту работы в санатории-профилактории «Березка» Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» с ДД.ММ.ГГГГ без ордера ей было предоставлено для проживания жилое помещение в общежитии – комната общей площадью 31,8 кв.м. в <адрес>, за проживание в которой с мая 2004 года ею в кассу Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» вносились платежи. В настоящее время в указанном жилом помещении, кроме нее, зарегистрирован ее несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В приватизации данного жилого помещения истице было отказано.
Просила признать за ней и ее несовершеннолетним сыном ФИО2 право общей долевой собственности по 1/2 доле в праве за каждым на <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., кадастровым номером № по праву приватизации.
В судебном заседании истица Лампасова Т.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что в спорное жилое помещение она вселена в 2004 году, между ней и ответчиком МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» был заключен договор найма жилого помещения, дату заключения данного договора не помнит, иного жилья в собственности не имеет, в приватизации жилья участия не принимала. Также указала, что спорная комната была предоставлена ей для проживания до принятия решения об отнесении ее к специализированному жилью, в связи с чем полагает, что к спорному жилью должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Представители ответчика МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» Громова Е.Н. и Матвеева И.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Лампасовой Т.Н., действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетнего ФИО2, не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что истица в 2009 году была вселена в служебное жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью.
Представитель ответчика «МБУ «Управление жилфонодом г. Чебоксары» Родионова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Лампасовой Т.Н., действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетнего ФИО2, также не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Ответчик Муниципальное унитарное предприятие Чебоксарского района «Бюро технической инвентаризации» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представив в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ответчик Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары в судебное заседание своего представителя не направил, представив в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, в котором изложил доводы, по которым находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Третье лицо Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики также не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, направив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 42 Правительством Российской Федерации утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, а именно из копии трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» и Лампасовой Татьяной Николаевной, и справок № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», что Лампасова Татьяна Николаевна на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу медицинской сестрой кабинета физиотерапии санатория-профилактория «Березка» МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» с ДД.ММ.ГГГГ, работает по настоящее время (л.д.8, 13).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» и Лампасовой Татьяной Николаевной заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно условиям которого истцу на состав семьи из одного человека предоставлена комната в <адрес> (л.д.32-33).
Из выписки из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», следует, что Лампасова Т.Н. с составом семьи из 2-х человек занимает комнату № размером 31,8 кв.м. <адрес> (л.д.13).
Согласно справке Вурман-Сюктерского сельского поселения№ от октября 2017 г. в <адрес> зарегистрированы Лампасова Татьяна Николаевна и ее сын ФИО2.
Как следует из адресных справок Отдела АСР УВМ МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> зарегистрированы Лампасова Т.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из ФГИС ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ двухэтажный кирпичный 12 квартирный жилой дом (общежитие для обслуживающего персонала), инвентарный № площадью 1066,8 кв.м., кадастровый №, 1982 года постройки, на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию «г. Чебоксары – столица Чувашской Республики», что подтверждается имеющейся в ЕГРН регистрационной записью № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.п.1, 2 договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» и Лампасовой Татьяной Николаевной, наймодатель передает нанимателю в пользование в связи с работой специализированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Муниципального образования «г. Чебоксары – столица Чувашской Республики», состоящее из комнаты по адресу<адрес>
Разделом 4 данного договора стороны определили порядок его расторжения и прекращения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 19 раздела 4 данного договора, настоящий договор прекращается в связи с истечением трудового договора.
В соответствии с пунктом 20 данного договора, в случае расторжения или прекращения настоящего договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Спорная комната, расположенная в <адрес>, предоставленная Лампасовой Т.Н. по договору найма служебного жилого помещения, является собственностью муниципального образования «<адрес> – столица Чувашской Республики», присвоен кадастровый №. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 34-35, 36).
Сведений о передаче <адрес> в собственность администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в материалах дела не имеется.
Спорное жилое помещение <адрес> распоряжением администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отнесении жилых помещений к жилым помещениям в общежитии специализированного жилищного фонда» включено в специализированный жилищный фонд муниципальной собственности <адрес> (л.д.11).
Доказательств направления указанного распоряжения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в материалы дела не представлено, однако действующее жилищное законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и лишь по данному основанию признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Указанные обстоятельства сторонами дела не оспорены.
Таким образом, спорное жилое помещение, занимаемое истицей и ее несовершеннолетним сыном, имеет статус служебного жилого помещения, в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежит, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истицы Лампасовой Т.Н., предъявленных последней в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о признании права общей долевой собственности по 1/2 доле в праве за каждым на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., кадастровым номером №, по праву приватизации, не имеется.
При этом, исковые требования истицы Лампасовой Т.Н., предъявленные ею в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары», МУП Чебоксарского района БТИ» о признании права общей долевой собственности по 1/2 доле в праве за каждым на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., кадастровым номером №, по праву приватизации, удовлетворению не подлежат, как предъявленные к ненадлежащим ответчикам, поскольку орган БТИ не может являться ответчиком по данному иску, а МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» не является собственником спорного жилого помещения и не владеет им на каком-либо законном основании.
При этом, следует отметить, что <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., кадастровым номером № в спорном здании не имеется, поскольку согласно копии технического паспорта, изготовленного МУП Чебоксарского района «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости является двухэтажным кирпичным зданием (литера А) с подвалом из бетонных блоков (литера А/0) – 12 квартирным жилым домом (общежитием для обслуживающего персонала), назначение - жилое, инвентарный номер №, расположенным по адресу<адрес>, на втором этаже которого находится <адрес> общей площадью 63,3 кв.м., жилой – 38,4 кв.м.
Доводы иска, основанные на том, что к отношениям по пользованию спорным жилым помещением в данном случае должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Однако, сведений о постановке истицы в список лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующий орган, осуществляющий принятие на учет, в материалах дела не имеется.
Анализируя вышеуказанные положения законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, истица и ее несовершеннолетний сын не могут быть признаны занимающими спорное жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, не имеют права на приватизацию данного жилого помещения.
При этом, учитывая положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которым постановлено, что статья 7 названного Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после ДД.ММ.ГГГГ (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
В пункте 3.2 названного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Разъясняя изложенную в указанном Постановлении N 4-П правовую позицию в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 390-О-О и N 391-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемая норма (статья 7 Вводного закона), призванная с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечить реализацию требований статьи 40 Конституции Российской Федерации в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилищный фонд" Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после ДД.ММ.ГГГГ, распространение действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях (что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абзацы 4, 7 пункта 2).
Как указано выше, истица Лампасова Т.Н. вселена в спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ней и МУП «Чебоксарское троллейбусное управление». Указанный договор был заключен на период трудовых отношений.
Судом установлено, что вышеуказанное жилое помещение входит в состав муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> – столица Чувашской Республики» с ДД.ММ.ГГГГ, которым до настоящего времени решения об исключении данной квартиры из специализированного жилищного фонда не принималось.
Собственник вышеуказанного жилого дома не менялся, спорное жилое помещение предоставлено истице в 2009 году, то есть в момент, когда данное жилое помещение уже являлось муниципальной собственностью муниципального образования «<адрес> – столица Чувашской Республики» и имело статус квартиры из специализированного жилищного фонда, находящейся в муниципальной собственности, что также подтверждается заключением с истцом вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения, в котором указано, что оно предоставляется для временного проживания на период трудовых отношений.
С учетом изложенного к отношениям по пользованию истицей спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма применены быть не могут.
Доводы истицы о том, что в спорное жилое помещение она была вселена в 2004 году объективными доказательствами не подтверждены. Представленные истицей в материалы дела копии расчетных листов за период с мая 2004 г. по декабрь 2005 г., из которых усматривается осуществление удержаний из ее заработной платы за квартплату, к таким доказательствам отнесены быть не могут, поскольку посредством данных документов не представляется возможным установить за проживание в каком именно помещении производились соответствующие удержания из заработной платы истицы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лампасовой Татьяны Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары», МУП Чебоксарского района БТИ», Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары о признании права общей долевой собственности по 1/2 доле в праве за каждым на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м., кадастровым номером №, по праву приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.
Судья А.В. Егорова