№2а-6150/2019-31
10RS0011-01-2019-007418-49
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 сентября 2019 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Чучупаловой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Истец просит признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать следующие несанкционированные свалки: несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отходов из жилищ несортированных и др. на территории общего пользования в районе земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:827 (с координатами 61.751899 С.Ш., 34.274294 В.Д); несанкционированную свалку отходов, образованных предположительно от медицинской деятельности, в районе земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090101:119 (проезд Автолюбителей в г.Петрозаводске) (с координатами 61.8236002 С.Ш., 3.4.289620 В.Д).
Определением от 20.08.2019 года Министерство имущественных и земельных отношений РК привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании, проведенном по делу, представитель административного истца Патарушин А.В. представил суду заявление об отказе от требований о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отходов из жилищ несортированных и др. на территории общего пользования в районе земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:827 (с координатами 61.751899 С.Ш., 34.274294 В.Д). В остальной части требования поддержал.
Представители административного ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Фомина А.П., Иванова Т.В. по доверенности в судебных заседаниях поддержали ранее направленные письменные возражения на иск, считали, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство имущественных и земельных отношений РК.
Представитель административного истца Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С. по доверенности с иском не согласна по доводам, изложенным в возражениях на иск, полагает лицом, ответственным за устранение свалок ООО «Автоспецтранс».
Заинтересованные лица ООО «Автоспецтранс», Министерство имущественных и земельных отношений РК в суд представителей не направили, о рассмотрении дела извещены, в письменных отзывах иск поддержали.
Заслушав пояснения участвующих в деле представителей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 №258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем доводы иска о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на Минстрой Карелии судом быть приняты не могут в силу следующего нормативного регулирования.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09,07.2013 № 216-П, на Минстрой Карелии.
Пункты 1 и 2 статьи 24,6 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реализуя возложенные на него полномочия, Министерство 19.02.2018 заключило с ООО «Автоспецтранс» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с указанным соглашением с 01.05.2018 на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор - ООО «Автоспецтране».
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16-18).
Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из представленных в суд материалов следует, что несанкционированная свалка в районе земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090101:119 (проезд Автолюбителей в г.Петрозаводске) (с координатами 61.8236002 С.Ш., 3.4.289620 В.Д), являющаяся предметом иска, выявлена по результатам обследования 22.07.2019 года, то есть после начала деятельности (с 01.05.2018) на территории Республики Карелия регионального оператора (ООО «Автоспецтранс»). В силу указаний приведенного выше постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 именно региональный оператор в случае отсутствия реакции на уведомление в адрес собственника об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов несет обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем привлечение к участию в деле в качества административного ответчика ООО «Автоспецтранс» и возложение на него в порядке административного судопроизводства обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок в силу специфического субъектного состава административных споров невозможно.
В соответствии со статьей 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса (административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством).
Поскольку разрешение заявленного спора в порядке административного судопроизводства исключает возможность привлечения к участию в деле в качества административного ответчика ООО «Автоспецтранс», а разрешение спора без привлечения его к участию в деле будет означать освобождение его от исполнение возложенных на него законом обязанностей, у суда имеются основания для передачи спора на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 17, 89, 128, 194 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия передать на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Судья Тарабрина Н.Н.