Дело <номер скрыт>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малая Вишера 10 октября 2017 года
Чудовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Малышевой Е.Н.,
при секретаре Семеновой Е.А.,
с участием истца – помощника прокурора Маловишерского района Ленихина А.А.,
представителя ответчика - администрации Бургинского сельского поселения Маршалова А.В.,
представителя ответчика - администрации Маловишерского муниципального района Филимонов Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Маловишерского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бургинского сельского поселения, Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», администрации Маловишерского муниципального района и Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области о возложении обязанности выполнить определенные действия,
установил:
Прокурор Маловишерского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором, после уточнения требований, просил обязать ответчиков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с компетенцией ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области в кадастровом квартале <данные скрыты> на обочине автомобильной дороги межмуниципального значения «подъезд к деревне Каменка» в 370 метрах от д. Красное Маловишерского района Новгородской области справа по ходу движения в сторону д. Сюйська Маловишерского района, общей площадью 134м2, а именно: на ГОКУ «Новгородавтодор» возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в пределах полосы отвода автомобильной дороги, на Администрацию Бургинского сельского поселения возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки за пределами полосы отвода автомобильной дороги. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на обочине автомобильной дороги межмуниципального значения «подъезд к деревне Каменка» частично в полосе отвода и частично - в кадастровом квартале <данные скрыты>, относящегося к территории Бургинского сельского поселения. В нарушение требований природоохранного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения каких–либо действий со стороны ответчиков по ликвидации несанкционированных свалок и утилизации отходов не произведено. Такое бездействие может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.
По ходатайству истца определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и администрация Маловишерского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.
В судебном заседании помощник прокурора Маловишерского района Ленихин А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что при участии кадастрового инженера ООО «Центр геодезических работ» <Ф.И.О. скрыты>7 прокуратурой был осуществлен выезд на место с целью установления границ участка, занятого несанкционированной свалкой. С использованием комплекта спутниковой аппаратуры кадастровым инженером была определена точная площадь и координаты поворотных точек участка в полосе отвода автомобильной дороги, равной 14 м, и участка за пределами полосы отвода, которые отражены в акте от 09.10.2017 года. Просил удовлетворить исковые требования с учетом данного акта.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Бургинского сельского поселения Маршалов А.В. исковые требования прокурора не признал по тем основаниям, что территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится вне населенных пунктов д. Красное и д. Каменка, относится к землям, собственность на которые не разграничена, в связи с чем обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на администрацию Маловишерского муниципального района.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Маловишерского муниципального района Филимонова Е.В. исковые требования прокурора не признала, полагая, что обязанность по ликвидации свалки, находящейся на территории Бургинского сельского поселения, в соответствии с действующим законодательством, должна быть возложена именно на администрацию этого сельского поселения.
Представитель ответчика – ГОКУ «Новгородавтодор», Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, представитель третьего лица - Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ГОКУ «Новгородавтодор» представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Кроме того, ГОКУ «Новгородавтодор» представило письменные возражения на исковое заявление, в которых просило в удовлетворении иска отказать, поскольку организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, согласно классификации работ, не входит в комплекс работ по содержанию автомобильных дорог, а потому не относится к их компетенции и является обязанностью органов местного самоуправления. В иске отсутствует указание на то, каким способом должна быть ликвидирована свалка, а потому требование прокурора является неисполнимым. В дополнительных возражениях указывают, что субсидиарную ответственность по обязательствам ГОКУ «Новгородавтодор», в случае удовлетворения исковых требований, следует возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области. Ссылаясь на недостаточность бюджетных средств, указывают на невозможность исполнить решение суда в заявленный в иске срок (1 месяц), просят установить срок ликвидации свалки, равный минимум 1 году с даты вступления решения в законную силу. Также ссылаются на отсутствие доказательств точного местоположения и размеров свалки.
В письменных возражениях представитель Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области полагал привлечение его к участию в деле в качестве соответчика по требованию прокурора о возложении на него субсидиарной ответственности с ГОКУ «Новгородавтодор» необоснованным, полагая, что такая ответственность должна быть возложена на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.
Выслушав участников процесса, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч. 1).
Маловишерской районной прокуратурой Новгородской области проведена проверка по соблюдению требований законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления.
В ходе проверки на обочине автомобильной дороги межмуниципального значения «подъезд к деревне Каменка» в 370 метрах от д. Красное Маловишерского района Новгородской области справа по ходу движения в сторону д. Сюйська Маловишерского района, установлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалка площадью 134 кв.м.). Отходы размещены как в пределах полосы отвода (7 м от осевой линии), так и за ее пределами – в кадастровом квартале <данные скрыты>, относящемся к территории Бургинского сельского поселения.
Факт размещения твердых бытовых отходов на обочине автомобильной дороги сторонами не оспаривался, подтверждается актами осмотра и фототаблицей.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, утвержденному постановлением Администрации Новгородской области от 01.06.2010 № 243, автомобильная дорога «подъезд к деревне Каменка» относится к автомобильной дороге регионального и межмуниципального значения, находится в собственности Новгородской области. Указанная автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за ГОКУ « Новгородавтодор».
Согласно распоряжения Администрации Маловишерского муниципального района от 13.03.2008 года №51-рг «Об утверждении перечня автодорог общего пользования, относящихся к областной собственности» ширина полосы отвода данной автодороги составляет 14 метров.
Согласно информации Управления Россреестра по Новгородской области, в ходе осмотра и проведения фотосъемки земельного участка было установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена в полосе отвода автомобильной дороги, а также частично на землях сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза «Бургинский» в кадастровом квартале <данные скрыты> (л.д. 72).
Кроме того, в судебном заседании в качестве специалиста был допрошен кадастровый инженер ООО «Центр геодезических работ» <Ф.И.О. скрыты>8 который показал, что совместно с прокуратурой им был осуществлен выезд к месту расположения несанкционированной свалки и проведены работы по установлению границ земельных участков, используемых для ее размещения. Координаты поворотных точек определялись с использованием комплекта спутниковой аппаратуры PrinCe Х91, за основу приняты пункты опорной межевой сети в системе координат МСК-53 ОМЗ-44, ОМЗ-12, ОМЗ-22. По результатам работ им составлен акт №4 от 09.10.2017 года.
В соответствии с данным актом от 09.10.2017 года в полосе отвода (7 метров от осевой линии автомобильной дороги) на площади 19 кв.м. расположена свалка в пределах координат поворотных точек <данные скрыты>. Общая площадь свалки составляет 134 кв.м.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 (п. 1) Федерального закона от 10 января 2002г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1).
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (пункт3.2).
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.2 ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.3 ст. 4.2 Устава Бургинского сельского поселения, к вопросам местного значения, закрепленным за Бургинским сельским поселением в соответствии с областным законом Новгородской области от 23.10.2014 года №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения», отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на районную администрацию обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не имеется, и потому в иске прокурора к администрации Маловишерского муниципального района следует отказать.
Разрешая требования прокурора к ГОКУ «Новгородавтодор» и Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2.2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор», целями Учреждения является, в том числе, организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели денежных средств.
Согласно ч.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода входят: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.
В соответствии с п. 1, п. 15 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога является собственностью Новгородской области. Решением Комитета по государственному имуществу от 22.03.1999 года №595 указанная дорога передана в оперативное управление ГОКУ «Новгородавтодор».
Поскольку материалами дела подтверждается наличие несанкционированной свалки как в пределах ширины полосы отвода (в пределах 7 метров от оси автодороги), так и за ее пределами, данный факт свидетельствует не только о ненадлежащем осуществлении органом местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения, но и о ненадлежащем содержании автомобильной дороги ответственным учреждением.
Доказательств обратного ответчиками не представлено.
При этом правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам ГОКУ «Новгородавтодор» на Департамент имущественных отношений Новгородской области либо на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, как на то указывали ответчики, не имеется по следующим основаниям.
В соответствии ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Устава ГОКУ «Новгородавтодор», собственником имущества ГОКУ «Новгородавтодор» и его учредителем является Новгородская область. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Новгородской области осуществляют Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, а также Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области. Согласно пункту 1.15 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности у Учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель бюджетных средств в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.
При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что доказательств недостаточности у ГОКУ «Новгородавтодор» денежных средств на ликвидацию несанкционированной свалки суду не представлено, в удовлетворении иска прокурора к Департаменту имущественных отношений Новгородской области следует отказать.
Определяя в силу положений ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого ответчикам следует совершить возлагаемые на них действия, суд учитывает, что свалка расположена на дороге межмуниципального значения, в непосредственной близости от населенных пунктов, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде инфекционных заболеваний, размножения паразитных животных, являющихся переносчиками этих заболеваний, а потому полагает возможным установить срок для ликвидации несанкционированной свалки 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Иск прокурора Маловишерского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бургинского сельского поселения, Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – удовлетворить.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области в кадастровом квартале <данные скрыты> на обочине автомобильной дороги межмуниципального значения «подъезд к деревне Каменка» в 370 метрах от д. Красное Маловишерского района Новгородской области справа по ходу движения в сторону д. Сюйська Маловишерского района – в пределах полосы отвода автомобильной дороги (в пределах 7 м от оси дороги) в границах точек географических координат <данные скрыты>.
Обязать администрацию Бургинского сельского поселения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории Бургинского сельского поселения в кадастровом квартале <данные скрыты> на обочине автомобильной дороги межмуниципального значения «подъезд к деревне Каменка» в 370 метрах от д. Красное Маловишерского района Новгородской области справа по ходу движения в сторону д. Сюйська Маловишерского района - за пределами полосы отвода автомобильной дороги (за пределами 7 м от оси дороги) в границах точек географических координат <данные скрыты> долготы.
В удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию Маловишерского муниципального района и Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Чудовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 16 октября 2017 года.
Председательствующий Е.Н. Малышева