Судья Шабалина И.А. Дело № 33 – 8050
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь «20» июля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Бургановой Н.А. и Стрельцова А.С.,
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда города Перми от 14 апреля 2016 года, которым постановлено: «Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Рузайкину Е.С., ** года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не 33 кв.м. в черте г. Перми.».
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С., выслушав представителя Истца прокурора Кузнецову С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В Ленинский районный суд города Перми обратился прокурор Свердловского района города Перми, действуя в интересах Рузайкина Е.С., с исковым заявлением к Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Рузайкину Е.С. по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что Рузайкин Е.С. относится к категории граждан «дети – сироты», имеет право на внеочередное получение жилой площади и поставлен на учёт по соответствующему списку. В установленном законом порядке жилое помещение за ним не закреплено, собственного жилья не имеет и членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является, поэтому должен быть обеспечен жильём специализированного жилого фонда. Считает, что законом обязанность по предоставлению жилого помещения Рузайкину Е.С. возложена на Ответчика в силу требований закона, помещение в котором Истец реализует свои жилищные права в настоящее время ему не принадлежит и не закреплялось за ним в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель Истца старший помощник прокурора Поносов А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судом постановлено приведённое выше решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе Ответчик Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части предоставления жилья в конкретном населённом пункте. По мнению Ответчика, суд первой инстанции неправильно применил материальный закон, поскольку не учёл, что в силу требований закона Ответчик имеет право предоставить жильё Истцу на территории всего Пермского края, а не только конкретного района данного субъекта РФ.
В судебном заседании представитель Истца прокурор Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить без изменения решение Ленинского районного суда г. Перми от 14.04.2016.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
По смыслу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 – ФЗ от 21.12.1996., детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, в соответствии ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов РФ. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, в соответствии ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939 – 419.
Судом первой инстанции установлено, что Рузайкин Е.С. является лицом, относящимся к категории «дети – сироты», поскольку его мать умерла, а сведения об отце записаны со слов матери (л.д. № 18, 30, 32). Истец был поставлен на льготный учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке (л.д. № 35 – 36). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании. Доказательства того, что с момента постановки на учёт изменились обстоятельства, в связи с чем Рузайкин Е.С. перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены и в судебном заседании не найдены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из факта отсутствия у Истца жилого помещения, в котором он имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров найма специализированного жилого фонда отдельным категориям лиц разрешается в соответствии с «Порядок предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений», утверждённого Постановлением Правительства Пермского края № 1194 – П от 09.09.2013. Применение данного нормативно – правового акта к спорным правоотношениям судебная коллегия находит обоснованным, в силу требований п. 1.3. данного порядка норма предоставления площади жилого помещения для лица соответствующей категории граждан составляет 33 кв.м. Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу требований закона Ответчик имеет право предоставить жильё Истцу на территории всего Пермского края, судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании закона. В силу требований п. 1.3. «Порядок предоставления детям – сиротам….» жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, которым является место постоянного или преимущественного проживания в силу требований ч. 1 ст. 20 ГК РФ. Из материалов дела усматривается, что Истец проживает на территории МО «г. Пермь» и предоставление жилья за пределами данного муниципального образования возможно лишь с согласия Рузайкина Е.С. в соответствии с требованиями п. 1.4. «Порядок предоставления детям – сиротам….».
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, правового значения для настоящего спора они не имеют, поскольку данные доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение и оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда города Перми от 14.04.2016. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: