УИД 10RS0017-01-2019-000755-29
Дело №2а-618/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Тигинян Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Карельской региональной общественной организации «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, что запись о создании общественного объединения - Карельская региональная общественная организация «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» (далее – общество, административный ответчик) была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 11.01.2011 за основным государственным регистрационным номером 1111000000011 (ведомственный регистрационный номер 1012010729 от 11.01.2011). В нарушение требований ст. 29 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», постановления Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», общество не представило в Управление в установленный срок сведения об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2017 год. За указанное нарушение Управление на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 Закона №82-ФЗ вынесло организации предупреждение от 25.07.2018 и направило его в адрес организации. Почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «истек срок хранения». Применительно к положениям ст. 165.1 ГК РФ предупреждение считается доставленным обществу. Нарушения до настоящего времени не устранены. Административный истец указывает, что после вынесения предупреждения общество совершило аналогичное нарушение, не предоставив отчет по форме ОН0003 за 2018 год. Кроме того, в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона №82-ФЗ, общество в 2018 году не предоставило в Управление ежегодную информацию о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. За указанное нарушение на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 закона №82-ФЗ Управление вынесло предупреждение от 05.02.2019, которое было получено обществом 05.02.2019. Нарушение до настоящего времени не устранены. Неоднократное непредставление административным ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона №82-ФЗ, является основанием для обращения в суд с административным иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просит признать общественное объединение Карельская региональная общественная организация «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещены, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик общественное объединение Карельская региональная общественная организация «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения. Суду представлены возражения, в которых общество просит в административном иске отказать. Указывает, что непредставление отчетов произошло неумышленно. Указывают, что Управление не известило о необходимости предоставления отчетов. Представили суду квитанции об отправке отчетов в адрес Управления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).
Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).
Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу абзаца 11 статьи 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общественное объединение Карельская региональная общественная организация «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» было зарегистрировано 27.12.2010 Министерством юстиции Республики Карелия.
Запись об общественном объединении была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 11.01.2011 за основных государственным регистрационным номером 1111000000011.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований ст. 29 Федерального Закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», постановления Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», общество не представило в Управление в установленный срок об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2017 год.
Из доводов административного иска следует, что общество в нарушение п. 1 ст. 29 Закона №82-ФЗ не предоставило в Управление ежегодную информацию о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
За указанное нарушение Управление на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 Закона №82-ФЗ вынесло организации предупреждение от 05.02.2019 и направило его в адрес организации. Получено административным ответчиком 12.02.2019. Нарушения до настоящего времени не устранены.
Административный ответчик представил доказательства направления в адрес Управления отчет по форме ОН0003 за 2017 и 2018 годы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях», их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения.
Таким образом, из представленных документов следует, что Карельская региональная общественная организация «Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья» фактически осуществляет деятельность в качестве юридического лица до настоящего времени, выявленные Управлением Минюста нарушения носят устранимый характер; при этом общественная организация имеет возможность и предпринимает меры по предоставлению требуемых документов о своей деятельности, направленные на недопущение в дальнейшем подобных нарушений.
Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О, недопустимость нарушения прав граждан на объединение, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении о нем сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
В окончательной форме решение изготовлено 02.08.2019.