Судья: Белякова Е.Е. Дело <данные изъяты>а-6758/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Воронова Р. А. на решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по его административному исковому заявлению о признании незаконными действий военного комиссара городов Ногинск, Электросталь и <данные изъяты>, о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Воронова Р.А. ? Сосновских Е.А., представителя военного комиссариата <данные изъяты> ? Каревой О.В.,
у с т а н о в и л а :
Воронов Р.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий военного комиссара по выдаче ему справки как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о возложении обязанности выдать военный билет. В обоснование своего нарушенного права ссылался на то, что с 2009 года является сотрудником органов внутренних дел, от службы в армии он не уклонялся, состоял на воинском учете по месту регистрации, ежегодно проходил медицинское освидетельствование в военкомате, однако мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись. <данные изъяты> ему исполнилось 27 лет, в мае 2014 года он был приглашен в военкомат для получения военного билета в связи с истечением срока военной службы по призыву. Явиться своевременно не мог в связи с занятостью на работе. В 2017 году обратился в военный комиссариат за получением военного билета, взамен которого ему была выдана справка и выписка из протокола заседания призывной комиссии от <данные изъяты> о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что нарушает его право на прохождение государственной службы.
Решением Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, административный истец в апелляционной жалобе просил его отменить.
Относительно апелляционной жалобы военный комиссариат подал письменные возражения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты> решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ? без удовлетворения.
Постановлением президиума Московского областного суда от <данные изъяты> отменено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты>, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции призывная комиссия по городскому округу <данные изъяты>, Управление МВД России по городскому округу Электросталь, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей не направили. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
При новом апелляционном рассмотрении судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, признает решение суда подлежащим отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от <данные изъяты> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (статья 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Воронов Р.А., <данные изъяты> г.рождения на основании протокола призывной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> поставлен на воинский учет, имел отсрочку от призыва на военную службу по подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на период обучения в учебном заведении до <данные изъяты>
<данные изъяты> Воронов Р.А. зачислен в запас по достижении предельного возраста как лицо, не прошедшее военную службу, не имея на то законных оснований (л.д. <данные изъяты>).
<данные изъяты> административному истцу выдана справка взамен военного билета АС <данные изъяты>.
Согласно справке УМВД России по городскому округу Электросталь, Воронов Р.А. служит в органах внутренних дел в должности полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.о. Электросталь (сержант полиции) с <данные изъяты>, в органах внутренних дел – с <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что после окончания отсрочки и до достижения возраста 27 лет (<данные изъяты>) Воронов Р.А. в отдел военного комиссариата не явился и намерения на прохождение военной службы не выразил, несмотря на то, что был уведомлен о вызове в военный комиссариат повестками от <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Решение призывной комиссии от <данные изъяты> не оспорил. Доказательств того, что он относится к какой-либо категории граждан, которые в силу закона признаются не прошедшими военную службу по призыву на законных основаниях, суду не представил.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от <данные изъяты> № 414-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от <данные изъяты> <данные изъяты> утвердило Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение).
Пунктом 34 Положения (в редакции от <данные изъяты>) предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <данные изъяты>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Статьей 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1); граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2); в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу (пункт 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>).
Из приведенных выше норм следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, и несут ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Доказательств, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (день достижения Вороновым Р.А. 27-летнего возраста) военным комиссариатом проводились мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, материалы дела не содержат и в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нельзя также согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что решение призывной комиссии от <данные изъяты>, на основании которого выдана справка взамен военного билета, административным истцом не оспорено, срок оспаривания решения истек.
Заявленное в административном иске требование и способ восстановления нарушенного права предполагал судебную проверку действий административного ответчика по выдаче Воронову Р.А. справки как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и по отказу выдать военный билет.
Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Разрешая заявленное требование и исходя из заявленного требования, судебная коллегия установила такую совокупность условий и признает, что оспариваемые действия являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку создают препятствия административному истцу для прохождения государственной гражданской службы, а также применение к нему предусмотренных законом ограничений.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а :
решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, принять по административному делу новое решение. Административное исковое заявление Воронова Р. А. удовлетворить.
Признать незаконными действия военного комиссариата городов Ногинск, Электросталь и <данные изъяты> и призывной комиссии по городскому округу <данные изъяты> по выдаче справки Воронову Р. А. как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать военный комиссариат городов Ногинск, Электросталь и <данные изъяты> выдать Воронову Р. А. военный билет.
Председательствующий
Судьи