№5-468/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Выльгорт 31 августа 2017 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В., при секретаре Габовой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Теплоком», расположенного по адресу: <данные изъяты>
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 26.06.2017, составленным должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в отношении юридического лица ООО «Теплоком» по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что по результатам административного расследования в ходе осмотра 22.06.2017 в 11 часов 50 минут контейнерной площадки, расположенной по адресу: Сыктывдинский район, с. Зеленец, Квартал 2-й, район жилых домов № 19 и 22, выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»: фактические измеренные расстояния от контейнеров, расположенных на площадке для сбора ТБО, предназначенной для обслуживания жилых домов № 19, № 21 и № 22 по ул. Квартал 2-й, составили менее 20 м. до нормируемых объектов, а именно: до игровых элементов детской площадки (песочницы), принадлежащей жилому дому № 22 по ул. Квартал 2-й расстояние составило 17 м., до игрового элемента спортивной площадки (футбольные ворота), принадлежащей жилому дому № 19 по ул. Квартал 2-й расстояние составило 5 м.; фактическое измеренное расстояние от ограждения площадки, предназначенной для сбора крупногабаритных отходов, от жилого дома № 19 по ул. Квартал 2-й, составило менее 20 м. до нормируемых объектов, а именно: до игровых элементов детской площадки песочницы), принадлежащей жилому дому № 22 по ул. Квартал 2-й расстояние составило 10 м.; на момент осмотра на контейнерной площадке было установлено шесть контейнеров для сбора ТБО, при нормируемом числе контейнеров - «не более пяти»; крупногабаритные отходы расположены непосредственно на земле, у площадки для сбора негабаритных отходов отсутствует твердое основание с бетонным или асфальтовым покрытием, что также является нарушением п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»; п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» - размещение указанных площадок (контейнерной для сбора ТБО и площадки для крупногабаритных отходов) для обслуживания жилого дома № 19 по ул. Квартал 2-й, как места временного хранения отходов на территории жилой застройки, не согласованы в установленном порядке; фактические расстояния от указанных площадок до нормируемых объектов, которые меньше нормируемых 20 м., т.е. сокращение нормативных разрывов, не установлены комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
В судебном заседании представитель ООО «Теплоком» вину признала частично, пояснив с контейнерной площадки убран шестой контейнер. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов производится надлежащим образом. Расположение и оборудование контейнерной площадки не относится к компетенции ООО «Теплоком», в связи, с чем в настоящее время решается вопрос о перемещении контейнерной площадки с органами местного самоуправления.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Рыбак Р. В. суду пояснил, что было проведено административное расследование в отношении ООО «Теплоком». В ходе административного расследования были установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. По итогам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении. Настаивал на привлечении ООО «Теплоком» к административной ответственности.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 7 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест определены в СанПиН 42-128-4690-88, согласно п. 2.1.1 которых объектами очистки являются, в том числе, территория домовладений, места общественного пользования и другие.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 м. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 4.9 Решения Совета МО МР «Сыктывдинский» от 29.09.2016 № 10/9-7 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» размещение и оборудование мест сбора и накопления отходов в соответствии с требованием законодательства является обязанностью правообладателей земельных участков, указанных в п. 9.1 Правил.
Согласно договору <данные изъяты> от 01.04.2011 заключенному между администрацией СП «Зеленец» и ООО «Теплоком», последнее приняло на себя обязательство по управлению многоквартирными домами, в том числе домами №19, 21, 22 по ул. Квартал 2-й с. Зеленец.
Из перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, являющемуся приложением к данному договору, следует, что в отбязанности ООО «Теплоком» входит содержание в исправном состоянии контейнеров, контейнерных площадок, организация сбора, вывоза и утилизации ТБО, в том числе крупногабаритного мусора.
На основании указанных норм законодательства, а также установленных обстоятельств, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что на ООО «Теплоком» возложена обязанность по размещению и оборудованию мест сбора и накопления отходов, а также их переносу.
С учетом всех обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие о виновности ООО «Теплоком», а равно в наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу о привлечении администрации ООО «Теплоком» к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его вынесения или вручения копии.
Судья Е. В. Щенникова