Дело № 2- 615/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года город Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., с участием представителя истца – администрации городского округа «<адрес>» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в <адрес>, гражданское дело по иску Администрации городского округа «<адрес>» к ФИО2 и ФИО3 об освобождении самовольно занимаемого земельного участка,
установил:
Администрация городского округа «<адрес>» обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав, что в соответствии со ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.72 Земельного Кодекса РФ, пунктом 20 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Отделом муниципального контроля администрации ГО «<адрес>», на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена проверка по соблюдению требований земельного законодательства по объекту, по адресу: <адрес>, расположенном между земельным участком с кадастровым №, по адресу <адрес> и проезжей частью. В результате проверки было установлено, что за ФИО2 на правах аренды числится земельный участок с кадастровым номером 05:43:000365:184 площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования под строительство здания технического обслуживания автотранспорта. В результате полученных объяснений от ФИО2 было выяснено, что в 2015 году, ФИО2 продал данный земельный участок без оформления каких-либо документов ФИО3, который в сворю очередь, возвел здание. Таким образом, документально данный земельный участок и здание оформлен на ФИО2, но фактически владение осуществляет ФИО3 Данные обстоятельства так же подтверждает в объясении ФИО3 В результате проверки выявлен факт, самовольного занятия земельного участка размерами 13м х 19м, расположенный между земельным участком с кадастровым № по адресу <адрес>, который, засыпан грунтом, в том числе и газопровод, проходящий на этом земельном участке. В связи с установлением данного факта вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем, ФИО3 обращался к Главе городского округа «<адрес>» с просьбой отсрочить срок исполнения Предписания до ДД.ММ.ГГГГ. На основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ при повторной проверки исполнения предписания, также было установлено, что данное нарушение в установленные сроки не устранено. Таким образом, ответчики продолжают незаконным образом использовать земельный участок площадью 13м х 19м, расположенный между земельным участком с кадастровым № по адресу <адрес>, который, засыпан грунтом, в том числе и газопровод, проходящий на этом земельном участке. Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно ст.60 Земельного Кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающее права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих их право или создающие угрозу его нарушения. Статья 76 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицам, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного использования этими земельными участками. Также п.2 ст.62 Земельного кодекса указывает, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых знаков и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). В соответствии с ч.2 ст.74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение ответчика к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения. Согласно ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос сооружений осуществляется виновными гражданами или за их счет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов. Согласно п.7 вышеуказанных правил устанавливаются охранная зона вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. В соответствии со ст.105 ЗК РФ указанная охранная зона газопроводов является зоной с особыми условиями использования территорий. ФИО2 и ФИО3 до настоящего времени добровольно нарушения не устраняют. На основании изложенного, истец просит суд обязать ФИО2 и ФИО3 освободить самовольно занятый земельный участок площадью 13м х 19м, расположенный между земельным участком с кадастровым № по адресу <адрес> и привести данный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние путем демонтажа засыпанного грунта, в том числе засыпанного газопровода.
Представитель истца – Администрации ГО «<адрес>» ФИО5, исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Судебное разбирательство, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ проведено судом в отсутствие ответчиков ФИО2 и ФИО3, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не сообщивших суду причины неявки и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ФИО3, присутствовавший на одном из судебных разбирательств исковые требования Администрации ГО «<адрес>» не признал, пояснив суду, что у него в собственности действительно имеется земельный участок с кадастровым № по адресу <адрес> и расположенная на нем станция технического обслуживания. Указанное имущество неофициально продано ему ФИО2, который по документам считается собственником. Ему, как и остальным собственникам земельных участков по <адрес> пришлось засыпать газовую трубу, поскольку к его земельному участку не было ни подхода ни проезда. Засыпал он земельный участок, прилегающий к его земельному участку, а также трубу, только для указанных выше целей. Перед тем как засыпать газовую трубу, по совету газовиков, он обернул ее в другую трубу. В настоящее время они, собственники земельных участков по <адрес>, собирают деньги для того чтобы поднять трубу, хотя эта проблема должна была решаться Администрацией при формировании земельных участков и выставлении их на торги. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации городского округа «<адрес>» подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Частью 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав граждан на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов. Такой участок в соответствии в с п.1 ст.83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития населенных пунктов.
Статьей 8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.72 Земельного Кодекса РФ, пунктом 20 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Судом установлено, что в связи с обращением в прокуратуру начальника ООО «Газпром газораспределение Дагестан» МРУ «Степное» и последующим обращением прокурора <адрес> в Администрацию ГО «<адрес>», по распоряжению начальника отдела муниципального контроля Администрации ГО «<адрес>», проведена внеплановая проверка по соблюдению земельного и градостроительного законодательства по <адрес>, в зоне газораспределительных сетей.
Как усматривается из письма начальника ОМК Администрации ГО «<адрес>», в связи с указанной проверкой, в отдел муниципального контроля был вызван ФИО2, у которого, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ за № в пользовании находится земельный участок с кадастровым номером 05:43:000365:184, площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования под строительство здания технического обслуживания автотранспорта, расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме того, в собственности ФИО2 имеется и здание по техническому обслуживанию автотранспорта, расположенное на указанном выше земельном участке, возведенное в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и введенная в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, данных при проведении проверки ОМК Администрации ГО «<адрес>» усматривается, что земельный участок им фактически продан ФИО3, который и осуществил постройку, а также работы по засыпке грунтом земельного участка расположенного между зданием и проезжей частью <адрес> под находящимся там газопроводом.
Согласно акту проверки за № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного отделом по муниципальному контролю Администрации ГО «<адрес>», на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, самовольно занят земельный участок размерами 13 на 19 метров, расположенный между земельным участком с кадастровым номером 05:43:000365:184 по <адрес> и проезжей частью который засыпан грунтом, в том числе и газопровод проходящий по указанному земельному участку.
Площадь самовольно занятого ответчиками земельного участка, согласно обмеру составляет 247 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ОМК Администрации ГО «<адрес>» ФИО3 было дано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, а именно приведение земельного участка, площадью 247 кв.м. по <адрес>, используемого под площадку перед зданием технического обслуживания, в надлежащий вид.
ФИО3, на имя главы Администрации ГО «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление об отсрочке исполнения указанного выше предписания.
Вместе с тем, до настоящего времени предписание ФИО3, не исполнено, земельный участок в первоначальный вид не приведен, что подтверждается Актом проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей», любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Согласно п.7 вышеуказанных правил устанавливаются охранная зона вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
В соответствии со ст.105 ЗК РФ указанная охранная зона газопроводов является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст.60 Земельного Кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающее права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих их право или создающие угрозу его нарушения.
В силу п.2 ст.62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых знаков и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос сооружений осуществляется виновными гражданами или за их счет.
Принимая во внимание, что изложенные в исковом заявлении обстоятельства нашли свое подтверждение в суде, а также то, что арендатором земельного участка по <адрес> фактически является ФИО2 и именно ему было дано разрешение на строительство на указанном земельном участке объекта, суд приходит к выводу о возложении на обоих ответчиков обязанности по устранению допущенного нарушения земельного законодательства.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина на основании п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ подлежит взысканию с ответчиков.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчиков ФИО2 и ФИО3, в равных долях, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Администрации городского округа «<адрес>» к ФИО2 и ФИО3 об освобождении самовольно занимаемого земельного участка - удовлетворить.
Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободить самовольно занятый земельный участок площадью 13 на 19 метров, расположенный между земельным участком с кадастровым № по адресу <адрес> и привести данный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние путем демонтажа засыпанного грунта, в том числе засыпанного газопровода.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу местного бюджета, в порядке ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ, государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу местного бюджета, в порядке ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ, государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизлярский городской суд, в течение месяца со дня его провозглашения.
Судья Францева О.В.